Открытое занятие "Что такое радуга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лищина Наталья Николаевна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)


Цель: развитие мыслительной активности, творческого потенциала, коммуникативных навыков воспитанников в ходе опытно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников со способами получения радуги в домашних условиях
  2. Расширять знания детей о радуге как о природном явлении.
  3. Расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
  4. Создать условия для исследования с различными материалами и оборудованием.
  5. Вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.
  6. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.
  7. Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
  8. Развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения,
  9. Развивать пространственные представления детей, познавательный интерес, логическое мышление. 
  10. Совершенствовать двигательные умения воспитанников
  11. Развивать связную речь детей, учить давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Интеграция образовательных областей:

- художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

инсталляция «Радуга»;

иллюстрации: «Радуга», «Как появляется радуга», «Разновидности радуги»;

- карточка – опорная схема «Правила поведения в лаборатории» и т.д.

Для опытов: вода, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и т.д.

- запись рингтона «Улыбка», «Радуга желаний»;

- Физминутка - «Радуга», халаты на каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakonspekt.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №2

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Конспект

Открытого тематического занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое радуга?» 

Разработала и подготовила: воспитатель

Лищина Н.Н.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)


Цель: развитие мыслительной активности, творческого потенциала, коммуникативных навыков воспитанников в ходе опытно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников со способами получения радуги в домашних условиях
  2. Расширять знания детей о радуге как о природном явлении.
  3. Расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
  4. Создать условия для исследования с различными материалами и оборудованием.
  5. Вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.
  6. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.
  7. Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
  8. Развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения,
  9. Развивать пространственные представления детей, познавательный интерес, логическое мышление. 
  10. Совершенствовать двигательные умения воспитанников
  11. Развивать связную речь детей, учить давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Интеграция образовательных областей:

- художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

инсталляция «Радуга»;

иллюстрации: «Радуга», «Как появляется радуга», «Разновидности радуги»;

- карточка – опорная схема «Правила поведения в лаборатории» и т.д.

Для опытов: вода, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и т.д.

- запись рингтона «Улыбка», «Радуга желаний»;

- Физминутка - «Радуга», халаты на каждого ребенка.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Звучит песня: 
От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкой своей
И она к тебе еще не раз вернется.

(Дети под музыку заходят в зал).

Воспитатель: -Так как, можно поднять себе настроение? (дети: с помощью улыбки.)

- Правильно: нужно улыбнуться. И солнышко Вам улыбнется!

Воспитатель: Я с вами хочу поделиться улыбкой. И вы порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, и нашим гостям! А также не забудьте, поздороваться!

2. Беседа по вопросам:

Воспитатель - О чем еще упоминается в этой песенке? (ответы детей) - О радуге. (Посмотрите, какая красивая радуга у нас. (инсталляция «Радуга»)

 - Воспитатель: Ребята какие цвета у радуги, (ответы)

 -Ребята, а когда чаще всего бывает радуга? (ответы)

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня обратилась с просьбой о помощи «Радуга», давайте послушаем ее видеообращение.

Здравствуйте детишки! Девчонки и мальчишки!

Это я - радуга цветная, Я радую людей,

Чтоб мир на всей планете стал ярче, веселей.

Но произошла беда – дождик краски смыл с меня

Я хочу вас попросить нужный цвет мне подарить

Семь должно быть тех цветов

Кто же мне помочь готов?

(открывают посылку) Ребята посмотрите что это? (ответы) Тучка

Да это кокошник радуги, но каких цветов на нем не хватает? ( ответы)

Ребята поможем радуге? (ответы)

Ребята а как вы думаете а у нас в детском саду мы можем найти радугу? Хочу предложить вам необычное приключение. найти где живет радуга, и разгадать ее секреты, вы согласны (ответы детей). Откуда же нам начать свое путешествие? Хочу пригласить вас в научную лабораторию «Чудеса радуги». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

 Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

          1. Внимательно слушать воспитателя.

          2. Точно выполнять указания

          3. Аккуратно работать с оборудованием. 

          4. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
         5.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
         6.Каждую вещь кладем на место.
         7.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

          8.Делать все нужно дружно!                              

В конце говорим: «Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!»

Итак, мы в лаборатории.

Сейчас я предлагаю одеть халаты и шапочки.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу, где находится красный шар.

Опыт 1: «ШАГАЮЩАЯ РАДУГА»(красный)

Нужны бумажные полотенца, иначе эксперимент не получиться. Сворачиваем их плотными полосками 5-7 сантиметров в ширину и 15-20 сантиметров в длину. Берём 7 стаканчиков, наливаем в них воду. В 1, 3 и 5-й и 8-й стаканчик добавляем пищевые красители (красный, желтый, голубой, красный). Обращаю ваше внимание, что этот эксперимент нужно делать с пищевыми красителями! С гуашью и акварелью у нас не получилось его сделать. Поставьте стаканчики в ряд, чередуя их: один с красителем, другой без. Опускаем кончик салфетки в один стаканчик, а второй конец в соседний стаканчик. Наблюдаем за результатом. Через минуту вы уже увидите, как окрашенная вода стала подниматься по салфетке. А через минут 5-10 в стаканчике, в котором было меньше воды, краска начнёт смешиваться.

Вывод: Объяснение опыта для ребёнка: вода поднимается по салфеткам вверх и соседние цвета, смешиваясь, образуют новый цвет. Из жёлтого и красного цветов получается оранжевый, из жёлтого и синего - зелёный, из синего и красного - фиолетовый. Все цвета радуги получаются🌈⠀

Воспитатель: У нас получилась радуга! Она весёлая и яркая!

Воспитатель: А теперь мы попробуем сделать волшебную радугу. Стаканчик с салфеткой, поставьте в середину стола, чтобы он нам не мешал.                     

Опыт №2 «РАДУГА В СТАКАНЕ». (оранжевый)      

Выполнение эксперимента

Всё, что потребуется это сахар, от 3 до 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.

Проведём эксперимент: добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова примешайте. В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности во

Вывод: В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

                               

Опыт №;3 «Молочная радуга» (желтый)

Для начала налейте в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Возьмите пипетку и в тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов, т.е. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока, только не нужно смешивать их.

Ребята что-то происходит?

Молоко помимо воды состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Протеины и жир очень чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса кроется именно в капельке моющего средства, которое ослабляет химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижает поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается.

Вывод: Средство для мытья посуды или жидкое моющее мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевые красители «танцевать, играть, взрываться».

№3 Физкультминутка. (зеленый)

Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку, выполним упражнения для наших спинок, для наших позвоночников. (дети выходят в центр группы, звучит фонограмма, дети выполняют движения в соответствии со словами песни.)

Вот так, упражнения мы сделали. Физкультминутку провели. А теперь, мои внимательные учёные, скажите мне, пожалуйста, сколько опытов мы провели? Под каким номером у нас будет следующий опыт? (4) Правильно, Молодцы! Настоящие учёные!

Лишь только дождичек прошел,

Я в небе новшество нашел:

Сквозь небосвод прошла дуга.

В ней семь цветов, там …(РАДУГА)

Опыт№4 «Радуга из цветов» (голубой)

Опыт: №5 «Скитлс-радуга». (синий)

Из конфет выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем теплую воду и смотрим, как появляется радуга.

Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем. Поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Да)

(Дается подсказка)

Опыт №6 ««Разноцветная пена» (фиолетовый)

Ингредиенты, которые понадобятся для проведения опыта «Цветная пена»:

• Пищевые красители, • уксус, уксусная кислота или лимонная кислота, • вода • жидкость для мытья посуды

1.Поставьте стаканчики или миски на противень, выстланный пергаментной бумагой или фольгой. Каждую емкость заполните на три четверти пищевой содой.

2. Добавьте в соду несколько капель пищевого красителя. Чтобы получить разнообразие красок, используйте различные цвета для каждой емкости.

3. Возьмите палочки и перемешайте краситель с содой до появления одного цвета.

4. Разведите уксус с водой в равных пропорциях. Выстройте емкости с содой в ряд или круг и добавляйте в каждую из них уксусный раствор. Наблюдайте вместе с детьми за образованием цветной пены.

Вывод: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится еще больше, он уже не может уместиться в стаканчике и выходит из него.

Воспитатель: Ребята мы с вами молодцы! Мы с вами справились со всеми заданиями. И помогли вернуть, радуге все цвета! Радуга хочет нас поблагодарить. Внимание на экран!

Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!

Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.

Радуга: Дарю вам и вашим гостям, радужные угощения.

А мне пора в путь, ведь меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые. До свидания! (Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.)

РЕФЛЕКСИЯ. (дети проходят в центр зала и присаживаются на подушки)

Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) Ребята, как вы думаете можно «расшифровать» слово «радуга»?  (ответы детей: солнечная дуга или дуга и солнца, или дуга радости, радостная дуга).

Воспитатель: Итак, мы с вами раскрыли секреты природного явления - радуги и узнали, что она появляется при преломлении света в капельках воды. На сегодня все секреты раскрыты. Вы сегодня были молодцы! Благодарю вас за участие. Вас ждут угощения, поэтому с хорошим настроением, прощаемся с нашими гостями, благодарим их за частичку подаренного внимания и отправляемся в группу.

(Дети под музыку выходят из зала, машут ленточками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое СОД "Что такое радуга".

Данное занятие является частью проекта "Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности детей". Также, было представлено как конкурсное для конкурса «Дошкольный работник года – 2013». По р...

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое радуга?"

Радуга- одно из самых красивых явлений природы.Это разноцветная дуга на небесном своде.Она появляется во время ливня, когда идет сильный дождь и светит солнце....

"Что такое радуга"

Конспект занятия предусматривает, развитие познавательных способностей и творческой активности детей в процессе ознакомления с природными явлениями....

"Что такое радуга?"

Исследовательская работа ребёнка о природном явлении "Радуга"...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

Аннотация.Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу.  Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее вн...