Открытое СОД "Что такое радуга".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чунихина Елена Владимировна

Данное занятие является частью проекта "Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности детей". Также, было представлено как конкурсное для конкурса «Дошкольный работник года – 2013». По результатам конкурса я стала лауреатом в номинации «Профессионализм и преданность делу»:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_zanyatiya_chto_takoe_raduga.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- создать условия для получения детьми знаний в процессе совместного       экспериментирования, обеспечить накопление представлений о мире;

- дать возможность обогатить сенсорное восприятие; способствовать развитию познавательных процессов;

- сформировать потребность в желании взаимодействовать в процессе эксперимента, в добром отношения друг к другу, самостоятельности.

Задачи:

-познакомить детей с атмосферным явлением радуги, раскрыть причину её появления;

- учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение»;

- закрепить цвета спектра, их последовательность, учить пользоваться мнемоприемами.

Предварительная работа: рассматривание картин природы с изображениями радуги, беседы о временах года, о явлениях природы, работа в нетрадиционных техниках рисования.

Словарная работа: преломление, отражение, спектр, И. Ньютон.

Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:

Орг. момент:

Дорогие ребята, сегодня мы пришли в нашу импровизированную лабораторию,  чтобы увидеть чудеса. Но чудеса не сказочные, а научные. Я покажу вам сегодня несколько интересных опытов. А вы научитесь их делать самостоятельно.

Но прежде, чтобы вы поняли, о чём будут наши опыты, я прочту вам стихотворение С.Я. Маршака «Радуга-дуга»:

Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Ответ детей: радуга!

Воспитатель:

 Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце. Рисуют радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Свет солнца проходит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Лучи в капельках ломаются и выходят с противоположной стороны, изменив свой цвет. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Это явление называется преломление света.

Предлагаю вашему вниманию несколько изображений радуги.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги.

Показ презентации: картины 1-10 .

Воспитатель: Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её, т.е. «радуга». В старину верили, что она приносит радостные вести и счастье.

А сейчас я покажу вам опыт, который первым показал великий физик Ньютон. Посмотрите на его портрет. (Портрет вывешен на специально оформленной стене). И первый в мире получил радугу в домашних, лабораторных условиях. Показ изображения опыта из презентации. (Картина11).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам опыт Ньютона. (Показ опыта с призмой).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам в парах повторить опыт великого учёного. Подойдите к столам, там стоят ёмкости с водой, в них стоят зеркала. Один из пары возьмёт фонарик и направит луч под воду, а второй человек из пары будет держать лист бумаги так, чтобы луч попал на неё. И мы увидим с вами маленькие радуги!

Опыт № 1. У каждого ребёнка  на столе ванночка с водой, зеркальце и фонарик.  Дети, в парах, повторяют опыт, образуя «радугу» на белом листе А-4.

Воспитатель: А ещё  «радугу» можно увидеть на мыльном пузыре.

Опыт № 2. Радуга на мыльном пузыре.

На белый лист бумаги воспитатель надувает мыльный пузырь, все  замечают  на нём «радугу».

Воспитатель: Давайте посмотрим ещё одну картину (картина 12).

Кто знает, из каких цветов  состоит радуга? (Ответы детей).

 В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Как  запомнить их по порядку и очень быстро?

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

 « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (картинка13)

Показ картинки

Физминутка:

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)

Домами  (руки сложены над головой крышей.)

И над морем, над волной   (Нарисовать волну рукой.)

И немножко надо мной.   (Дотронуться до головы.)

Рефлексия:

- Когда появляется радуга? - почему появляется радуга? - Почему радуга разноцветная? -сколько в ней цветов? - Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно? Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Воспитатель: Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей). Правильно! Да, радужное настроение - веселое, полное надежд. И это настроение можно нарисовать! Вот, посмотрите, как это делают художники!

Показ изображений презентации с картинками художников. (Картины 14-21).

Воспитатель: Мне кажется, у нас с вами сейчас очень радужное настроение и мне бы хотелось, чтобы мы с вами  показали своё настроение на бумаге в виде радуги. Но и здесь мы с вами будем рисовать необычно.

У меня есть волшебные кисти. Они сделаны из губки (показ) и необычные палитры, небольшие, из пластика. А на них уже положены краски (показ). Сколько цветов вы тут видите? Правильно, семь.

Рисовать ними нужно так: ставим нашу необычную кисть прямо на краски, предварительно немного смочив водой (показ). Затем переносим кисть прямо на лист бумаги, на самый её край. И свободным круговым движением рисуем полукруг!

Дети выполняют работы.

Воспитатель: У нас получилась радуга! У всех - весёлая и яркая! Сейчас мы возьмём наши работы и вернёмся в группу, дадим нашим работам высохнуть и подарим их нашим малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое радуга?"

Радуга- одно из самых красивых явлений природы.Это разноцветная дуга на небесном своде.Она появляется во время ливня, когда идет сильный дождь и светит солнце....

"Что такое радуга"

Конспект занятия предусматривает, развитие познавательных способностей и творческой активности детей в процессе ознакомления с природными явлениями....

"Что такое радуга?"

Исследовательская работа ребёнка о природном явлении "Радуга"...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Открытое занятие "Что такое радуга"

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем миречто-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизнизаиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенкуз...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

Аннотация.Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу.  Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее вн...