Конспект НОД "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Целью данного конспекта является знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pereletnye_ptitsy.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №695 «Радуга»

Отделение дошкольного образования

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по позновательному развитию с использованием ИКТ технологий в подготовительной к школе группе «Пчёлки».

На тему: «Перелетные птицы».

Составила воспитатель:

Королева Т.А.

2022 год

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином);  совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

Развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, наглядно-логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, аудиозаписи с голосами перелетных птиц.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

- Как вы думаете, почему их так называют?

- Правильно, потому что птицы улетают в теплые края, а затем возвращаются обратно.

- А в какое время года это происходит? (Осенью и Весной)

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна)

- Назовите признаки весны? (День становится длиннее, ночь короче. Тает снег. Реки освобождаются от льда. Набухают почки. Перелетные птицы возвращаются)

- Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

- Скажите, какие части тела есть у птиц?

У птиц есть голова, туловище с двумя крыльями.

У птиц есть две лапы и хвост, клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

( По оперению, внешнему виду, величине)

-А какие птицы прилетают первыми? (Грачи). Грач всеяден, он питается насекомыми, зерновыми и мелкими грызунами.

- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

-Затем возвращаются водоплавающие птицы.

-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Последними прилетают птицы, которые питаются летающими насекомыми. Это ласточки, стрижи, иволги.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли,  лебеди и другие крупные птицы.)

- Давайте с вами сыгрем в игру «Четвертый лишний»? (на развитие логическогоьмышления). Я вам буду называть птиц, а вы мне скажете кто здесь лишний и почему.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка. Кто лишний? - снегирь, так как он зимующая птица.

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец. Кто лишний? - скворец, так как он перелетная птица.

Грач, синица, утка, скворец. Кто лишний? - синица, так как он зимующая птица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь. Кто лишний? - снегирь, так как он зимующая птица.

Гусь, ворона, грач, кукушка. Кто лишний? - ворона, так как он зимующая птица.

Молодцы.

А сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц и отгадать кому они пренадлежат. (включается аудиозапись)

Утка – крякает (кря –кря кря )

Гусь- гогочет ( га –га –га)

Кукушка –кукует ( ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Молодцы все справились.

Давайте немного отвлечмся и сделаем дыхательную гимнастику.

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

- Теперь давайте мы сыграем в игру «У кого какое тело?». ( Образование прилагательных)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

Молодцы ребята, всё правильно.

 

Я для вас приготовила фотографии перелетных птиц. Сейчас я вам буду показывать их картинки на экране и загадывать загдку, а вы попытаетесь ее отгадать.

Слайд 2

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Слайд 3

Пёстрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочкой.

Утка— птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Слайд 4

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Грач— Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Слайд 5

Клин летит курлыча к югу,

Не желая встретить вьюгу.

Облетая пол Земли,

Вдаль несутся - …

Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Слайд 6

Эта птица гнёзд не вьёт,

Песен дивных не поёт.

Громко, сидя на суку,

Счёт ведёт годам: ""Ку—ку!""

Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.

Слайд 7

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Слайд 8

Гордая птица,

Воды не боится,

Очень пригожа,

На двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый …

Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Слайд 9

Птичку эту все мы знаем

На шесте у нас живет.

Как природа расцветает

Песни дивные поет.

Скворец певчая птица. У скворца чёрное перение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Слайд 10

Птичка, внешне неприметна,

Запоет среди ветвей.

Так, что ахнем мы: «Ведь это Голосистый ...».

Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Слайд 11

В ледяной воде болота.

Целый вечер бродит кто-то,

И не холодно ни капли.

Долговязой грустной …

Цапли— живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

-Ну что ребята вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...