ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ – НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мурзанова Жвек Ислямбековна

Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц, самостоятельно ищут информацию, наблюдают, делают соответствующие выводы.

Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_proekta_murzanovoy_zh.i.docx604.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменский район

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Областной креатив - фестиваль «Надежда»

Направление: «Экология»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ – НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ!»

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Педагог-руководитель: Мурзанова Жвек Ислямбековна,

воспитатель высшей квалификационной категории

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц, самостоятельно ищут информацию, наблюдают, делают соответствующие выводы.

Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.

Работа над проектом предполагает три этапа. В основу данного проекта положены следующие идеи: дать знания детям о зимующих птицах, о помощи пернатым друзьям в зимний период, при совместной форме сотрудничества педагогов, родителей и детей, с целью формирования экологической культуры и заботливого отношения к зимующим птицам.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта:

-по деятельности: обучающий, игровой, информационно-творческий;

-по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение ………………………………………………………………………......

4

2.

Этапы реализации проекта ………………………………………………………..

6

3.

Заключение ………………………………………………………………………..

8

4.

Список литературы ……………………………………………………………….

9

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. Скучный большой пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится резвая синичка или красногрудый красавец снегирь.

Мы вместе с детьми группы «Росинка» изучали значение птиц в природе и хозяйстве человека и пришли к выводу, что оно многогранно. В городах и других населённых пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждение. По нашим с детьми наблюдениям зимой наиболее часто встречаются такие птицы, как сизый голубь, воробей, сорока, синица, ворона, снегирь. Птицы – постоянные спутники человека. А самое трудное время года для птиц - зима.

Ребята задались вопросом «А как же птицы выживают зимой? Ведь на улице так холодно! А теплых домиков у них нет. А чем они питаются зимой? Как добывают себе пищу?». И действительно, немногие из них доживают до весны! Обратившись к энциклопедиям, узнали, что сердце маленькой птахи бьется с частотой 460 ударов в минуту, что в 7 раз больше, чем у человека. Такой интенсивный расход энергии требует ее непрерывного пополнения за счет постоянного питания калорийной пищей. Но корм для птиц в зимнее время становится малодоступен из-за глубокого снега. Да и день короток. За несколько часов нужно найти достаточно пищи, чтобы хватило на долгую холодную ночь. Иначе до следующего рассвета можно и не дожить. И непременное условие – наедаться досыта нужно каждый день. Голодать птицы не могут! Для маленькой птички сутки без пищи – все равно, что для человека – месяц.

Выявили проблему – «Как помочь птицам зимой?».

Эти вопросы, для детей группы «Росинка», интересны и актуальны. В связи с этим была выбрана тема исследовательского проекта «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!».

Цель исследования (для детей): изучить образ жизни и поведения зимующих птиц.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Определить какие птицы остаются зимовать в родных краях.
  3. Узнать об образе жизни птиц зимой.
  4. Определить чем птицы питаются в зимний период.
  5. Провести наблюдения за зимующими птицами.
  6. Изготовить и разместить кормушки на участке.

Цель (для воспитателя): создание социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной проектной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  2. Содействовать развитию любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  3. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия.
  4. Привлекать родителей к совместной реализации проекта; к изготовлению кормушек для птиц.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • метод изучения научной литературы;
  • метод наблюдения;
  • метод анализа и обобщения;
  • метод сравнения.

Итоговый продукт проекта – кормушки для птиц.

Планируемые результаты:

Для детей:

  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
  • Расширение представления о жизни птиц в природных условиях зимой.
  • Систематизации представление о зимующих и перелетных птицах.
  • Способность рассказать о помощи человека зимующим птицам.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Активизация коммуникативной функция речи и познавательной деятельность детей.
  • Обогащение словаря, улучшение грамматической стороны речи по данной теме.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Для педагога:

  • повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • распространение педагогического опыта;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
  • установление партнерских отношений родителей и воспитателя;
  • определение оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

На подготовительном этапе был разработан комплекс мероприятий, направленных на реализацию проекта в соответствии с направлениями развития детей в рамках интеграции образовательных областей. Вместе с родителями обсудили ход проекта в дистанционном формате, посредством переписки в мессэнджере Viber, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат. Определены формы организации познавательной, творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для самостоятельного изучения детьми в группе совместно с родителями была создана мини-библиотека с познавательной и художественной литературой по теме проекта, чтобы в дальнейшем дети под руководством педагога и самостоятельно могли изучать эти книги. Кроме того, пополнили уголки экспериментирования, театральный, творческий, спортивный необходимыми играми и атрибутами по теме «Зимующие птицы». Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы зимой» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", «Чьи следы», «Узнай по описанию».

На основном этапе были проведены познавательные мероприятия на тему «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни.  

Провели опыты «Исследование птичьего пера», «Какой корм для какой птицы нужно заготовить?», «Кому для чего нужны клювы?».

С детьми были организованы беседы, просмотр видеороликов «Как помочь птицам», «Птичья столовая» в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период.

Кроме того, дома с родителями с помощью интернет-сети ребята изучали информацию и готовили выступления перед сверстниками о птицах, населяющих нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Такое взаимодействие имело положительный отклик со стороны как детей, так и родителей. Воспитанники с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.

В рамках реализации проекта были организованы выставки детского творчества: рисовали «Птицы на кормушке», лепили «Прилетели птицы, вот их сколько – посмотри!»; делали аппликацию «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Птицы на кормушке»; рисовали на песке «Следы воробья», изготовили шапочки для подвижных игр; прослушивали аудиозаписи «Голоса птиц».

Посредством наблюдения узнали, какие птицы зимуют в нашем селе. Это оказались воробьи, синицы, сороки, голуби, а также прилетают покормиться из леса снегири. Для птиц страшен не холод, а голод!

Вместе изучили вопрос «Каким кормом необходимо кормить птиц?». Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред и поэтому составили памятку «Меню птичьей столовой».

Определившись с меню, обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Дома с родителями дети изготовили кормушки из разного материала: из пластиковых бутылок, коробок из-под сока, были и деревянные кормушки. А также, мы вместе с ребятами в группе сделали свою кормушку из бросового материала

Прежде чем развешать кормушки, тщательно изучили территорию и решили закрепить кормушки на деревьях, а одну расположить напротив окна нашей группы, чтобы ребята смогли наблюдать за птицами и во время образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности. При размещении кормушек учитывали несколько моментов: кормушки должны размещаться в доступных местах, имелась возможность детям самостоятельно пополнять их кормом.

Как результат, дети каждое утро дети слушали веселый птичий гомон, казалось, что на нашу территорию слетелись голодные птицы со всех окрестностей.

Наблюдать за пернатыми оказалось не так-то просто, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Поэтому чаще у детей получалось наблюдать, как птицы клюют наши зернышки и радуются человеческому участию из окна группы. Мы не забывали ежедневно оставлять угощенье в кормушках для наших пернатых друзей.  

И в результате наших наблюдений, выяснили, что на деревянную крытую кормушку птицы прилетают охотнее, чаще и большими стайками, чем на кормушки из пластиковых бутылок и пакетов от сока и молока. Возможно, причина в том, что деревянная кормушка устойчивая, хорошо закреплена, ее не качает ветром, и за древесину легче зацепиться коготками, чем за пластик.

В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они каждый день из дома приносили различный корм и кормили птиц. Некоторые воспитанники настолько увлеклись данной темой, что вместе с родителями повесили кормушку и возле своих домов, подкармливали птиц, наблюдали за их поведением и рассказывали сверстникам в группе о том, что они наблюдали.

Мы выяснили, что в холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей. Чем холоднее, тем больше птиц было на наших кормушках.

Родители были не менее активными участниками и помощниками в реализации проекта. Для них были оформлены консультации «Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки», «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц». Родители с детьми выпустили стенгазеты, так же для родителей были оформлены рекомендации «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну». Привлечение родителей способствовал укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызвал у детей чувство гордости за себя и свою семью. Дети испытывали радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

        Заключительный этап реализации проекта предполагал большое праздничное мероприятие «Буду птицам помогать, добрые дела свершать!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта вместе с детьми сделали следующие выводы: 

- изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что зимуют в нашем селе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. Это - воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири;

- узнали, каким кормом можно и каким нельзя кормить птиц;

- научились мастерить кормушки вместе с родителями;

- после ежедневной подкормки птиц на изготовленную кормушку уже через 3 дня слеталось более 10 птичек;

- в ходе наблюдения выявлено, что птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Работа над проектом «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!» позволила дошкольникам узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются. У детей сформировалось обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Обогатился словарный запас по теме. Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших. На мой взгляд, они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Кроме того, проектная деятельность способствовала развитию умственных способностей детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы; формированию познавательной активности.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего детского сада, своей природной местности и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о зимующих птицах.

Проведенное исследование показывает, насколько познавательна, интересна и актуальна тема для всех участников проекта. Летом мы планируем организовать проект о перелетных птицах, изучить их образ жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Володина В. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – М.: Аванта, 2004
  2. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М., 2003
  3. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  5. Поляков В.С. Детская энциклопедия леса. Звери и птицы наших лесов – М.: Просвещение, 2009
  6. Феданова Ю.В., Скиба Т.В. Энциклопедия птиц России для детей. – СПб.: Издательство «Владис», 2020
  7. Забирова А. Птицы для малышей. – СПб.: Издательство «Владис», 2021
  8. Васильева А. Птицы в городе. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

Экологический проект: «Трудно птицам зимовать- надо птицам помогать!»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Экологический проект"Трудно птицам зимовать-надо птицам помогать!"

Данный прект способствует формированию  экологической культуры детей, активизации их практической природоохранной деятельности....

Презентация к проекту "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать""

Презентация к краткосрочному проекту "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать" в средней группе....