Отчет по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
статья по окружающему миру

Дрюкина Алена Федоровна

Все хорошее из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного  возраста».

Все хорошее из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Пояснительная записка.

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить ее и охранять. Ребята учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

        При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.  Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.  

        Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитание ее защитников.

        Я планировала дать экологические знания, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей, научить их быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

        Задачи:

        Прививать любовь к природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

        формировать представления о том, что человек-часть природы и , что он должен беречь, охранять и защищать ее;

        познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

        развивать эмоционально – ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

        совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

        расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;

        развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.

        Для успешной реализаций поставленных задач, мною разработаны:

        план мероприятий по экологии;

        создан уголок экспериментирования с необходимым оборудованием;

        создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе;

        подобран демонстрационный материал.

        С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в совершенной форме донести до детей нужную информацию.

        По данному направлению разработала ряд занятий по экологии: «Осень в гости к нам пришла», «Деревья», «Спасем птиц», «Комнатные растения», «Символ жизни на Земле - вода», «От куда берутся яблоки?», «Зимующие птицы», «Зима», «Весна пришла!», «Лекарственные растения», «Пчелы и мед», «Подводный мир» и т. д.

        Природа-это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают  в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Для реализации этой цели я разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями в природе.

        Все это дает возможность  знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и не живой природы.

        Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качество предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

        Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:

        Н. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г. Тукая, М. Джамиля, в которых очень интересно говорится о растениях, животных, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи.  Вместе с детьми были просмотрены мультфильмы, презентации, а после этого  проходили обсуждения сюжетов с экологической точки зрения.

        Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания  использую, прежде всего,  с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний.

        Это:  «Чудесный мешочек»,  «Найди листок, какой покажу», «Где, чье гнездо?», «Зайка беленький сидит», «Воробышки  и кошка», «Назовем, что видим», «Загадки и отгадки», «Зимняя столовая», «Зимующие птицы», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Найди дерево по описанию».

        Играя, дети лучше усваивают знания об  объектах  и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания,  о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю их в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность воспитанников.

        Наиболее эффективный способ реализации задач  экологического воспитания – это организация проектной деятельности.

        Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Символ жизни на Земле – вода», «Пчелы и мед», «Нет жизни без деревьев», «Яблоки в саду».

        Так же, в течение года провела:

  1. Беседы: «Куда уходит лето?», «Кто живет на подоконнике?», «Как мы играем зимой?», «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем помогать птицам зимой?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «На что похожи облака?», «О птицах», «Мамы и их малыши», «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?».
  2. Вместе с ребятами изготавливала дидактические игры: «Найти тень птицы», «Найди птицу».
  3. Оформляла альбом «Насекомые».
  4. Собрала с ребятами коллекцию шишек, желудей, каштанов.
  5. Подбирала материал для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д.
  6. Изготовила игру «Найди такую же снежинку».
  7. Изготовила стенгазету со стихами и фотографиями детей: «Зимняя прогулка в детском саду».
  8. Изготовила альбом «Домашние и дикие животные».

Большое участие в экологическом воспитании детей принимали родители. Вместе с детьми изготовили: папки – передвижки: «Прогулка с детьми осенью», организовали сбор листьев деревьев разной формы и размера, организовали сбор книг о природе в книжный уголок, участвовали в конкурсе «Осенний вернисаж».  Создали папки – передвижки «Природа - общий дом».  Совместно с детьми изготавливали кормушки для птиц, участвовали в изготовлении снежинок из бумаги.

        Дала онлайн- консультации: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе», «Весенние прогулки».

Приняли участие в  конкурсе «Деревья» в номинации декоративно-прикладное творчество.

        Итогом работы с детьми по экологическому воспитанию явилось театрализованное представление «Лесная сказка», где дети, превратившись в птиц, насекомых,  зверей,  решали вопросы охраны леса и его обитателей.

        В результате проделанной работы  у детей:

        сформировано начало экологической культуры;

        сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

        Дети учились практическим действиям по охране природы;

        Развивались умственные способности детей, которые проявлялись в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

        У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

        В следующем году планирую организовать проект «Красная книга», который позволит детям понять, что если не беречь и не охранять природу, то многие ее объекты исчезнут навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание - это уникальное  воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, во...