Проект "Воздух"
проект по окружающему миру (старшая группа)

В материале представлен долгосрочный проект с указанием целей,задач,материалов,оборудования. Так же предложено распределение мероприятий понедельно  на три месяца.Оптимальный срок реализации-летне-оздоровительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt_vozduh.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Невидимка, который нужен всем»

Долгосрочный  проект для детей 5-6 лет (июнь-август )

разработан и реализован воспитателем МБДОУ №23 «Золотой петушок» ( г. Железногорск  Красноярского края) Горобец В.Б.

Актуальность темы.

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Дошкольник постоянно встречается с природными явлениями, но самостоятельно отслеживать причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы он не готов.В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Проект «Невидимка, который нужен всем» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность

Тип проекта:

познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта:

июнь - август

Участники:

дети старшей группы, воспитатель.

Образовательная область:

экологическое воспитание

Цель проекта:

с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе.

5.Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

 

Планируемый результат:

После завершения проекта дошкольники смогут:
1. проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);
2. осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
3. собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

Методы и приёмы:

словесные, наглядные, практические.

— наблюдения и экологические экскурсии;

— беседы;

— рассматривание иллюстраций;

— познавательное чтение;

— исследования, опыты;

— подвижные, дидактические, игры — путешествия;

— познавательные развлечения.

Этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный.

2 этап — практическая деятельность.

3 этап — заключительный. (подведение итогов, анализ результатов).

Материалы и оборудование:

Пульверизаторы, салфетки из вискозы, лупы, маленькие зеркальца, «ветрячки»,вертушки, «воздушный рукав»,воздушные змеи и шары, аудиозаписи со звуками ветра, голосами птиц, карандаши для рисования на песке, обычные карандаши, цветной песок для поделок, пена для бритья, клей ПВА, бросовый и природный материал, мелки для рисования на асфальте, восковые мелки, альбомные листы и листы формата А3,иллюстрации к произведениям: р.н.с. «Солнце, месяц и ветер», А.С.Пушкин  «Ветер, ветер, ты могуч..», В.Бианки «Птичьи домишки», Е.Пермяк «Кто мелет муку». «Мыльные пузыри», «Воздушный змей», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», м/ф «Летучий корабль»

План действий по реализации проекта для детей средней группы.

июнь

6.VI-10.VI

«Что такое воздух?»

 Познавательная деятельность:

«Вопрос-ответ»

-Для чего нам нужен воздух?
-Имеет ли свой запах воздух?
-Можно ли увидеть воздух?

-Можно ли поймать воздух?

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод о свойствах воздуха.

Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.»

Продуктивная деятельность: 

« Рисунки на шарах» (разрисовывание надутых воздушных шаров)

ОБЖ: «Когда взрывается воздух» (о баллонах со сжаты воздухом: дезодорантах, антиперсперантах и пр.)

Спорт.развлечение: «Шарики,шарики»

14.VI-18.VI

«Упрямый воздух»

Познавательная  деятельность:

 Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Рассказ о баллонах со сжатым воздухом.Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Продуктивная деятельность: «Шарик» (оригами), «Веера»

ОБЖ: «Мячи, шины, надувные круги»

Развлечение: «Музыка ветра», «Мой весёлый звонкий мяч»

20.VI-24VI.

«Путешествие запаха»

Познавательная деятельность:

Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)


Продуктивная деятельность: «Мой любимый запах» (рисование по восприятию)

ОБЖ: « Чем опасны запахи»

Развлечение: «Цветочный бал»

27.VI-1.VII

«Непоседа»

Познавательная  деятельность:

• Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс;
• уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.• Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)
• Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)
Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки

Продуктивная деятельность: «Вертушки, ветрячки» (конструирование из бумаги и бросового материала)

ОБЖ: «Вдруг подует сильный ветер..»

Развлечение: соревнования воздушных змеев, сделанных дома с родителями

июль

4.VII-8.VII

«Похожие и разные»

Познавательная деятельность:

Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.).

Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.

Просмотр клипа «Шторм» (гр.«Барбарики»)  

Продуктивная деятельность «Плотина» (строительство канала в песочнице)

ОБЖ: « Осторожней на воде»

Спорт.развлечение: «Регата»

11.VI-15.VII

«Спорят воздух и вода..»

Познавательная деятельность:

Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

Опыт с конденсацией пара.


Продуктивная деятельность: « Мы рисуем облака» (рисование по влажному фону)

ОБЖ: « Кипяток»

Развлечение: «Как на нашем озерце..»

18.VII-22.VII

«Невидимка под водой»

Познавательная деятельность:

Рассказ  воспитателя о батискафах и аквалангах, дыхании водных обитателей

Продуктивная деятельность: : «Подводные лодки.»( поделки из бросового материала),

ОБЖ: «Если мы плывём на лодке»

Развлечение: просмотр м/ф «Тайна далёкого острова»

25.VII-29.VII

«Играют ветер и песок»

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о том, что именно ветер превращает горы в песок. Рассмотреть снимки природной эрозии скал. Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Продуктивная деятельность: день песочных построек

ОБЖ: «Опасный песок»

Спорт.развлечение «Путешествие по пустыне»

август

1.VIII-5.VIII

«Воздух для растений»

Познавательная деятельность:

Беседа «Леса – лёгкие планеты».

Опыты:» «Летающие семена». «Воздушные корни», « Может ли растение дышать?»

Продуктивная деятельность: « Парк» (коллективная аппликация-коллаж)

ОБЖ: «Как вести себя в лесу»

Спорт.развлечение « В гостях у Лесовичка»

8.VIII-12.VIII

«Кто летает, кто парит..»

Познавательная деятельность:

Викторина о птицах и насекомых

Продуктивная деятельность: «Бабочки, жуки, стрекозы»( поделки из бросового материала)

«Жужжащие кляксы» (кляксография),

ОБЖ: «Крылатые, усатые»

Развлечение  «Птичий праздник»

15.VIII-19.VIII

«Воздух внутри нас»

Познавательная деятельность:

Вспомнить насколько воздух важен для людей. Рассматривание системы дыхания человека.

Рассказ воспитателя  о том, как измеряют объём легких. Предложить с помощью воздушных шариков сравнить объём выдоха у разных ребят. По окончании опыта сделать выводы.

Чтение  Е.Пермяк «Мыльные пузыри»

Продуктивная деятельность: «Рисуем воздухом» (рисование «выдуванием» красок)

ОБЖ: «Чистый воздух-здоровый человек»

Спорт. развлечение : «Сильнее, выше, быстрее»

22.VIII-26.VIII

«Воздух- помощник»

Познавательная деятельность: Вспомнить с детьми как именно воздух помогает человеку. Какие домашние приборы работают с помощью воздуха? Как  помогает воздух на фабриках и заводах? Где ещё помогает воздух, ветер?

Продуктивная деятельность: « Самолётики» (оригами)

ОБЖ: «Может ли воздух обжечь?»

Развлечение: инсценировка «Кто мелет муку» (по сказке Е.Пермяка)

29.VIII-31.VIII

Итоги нашего лета

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».
Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе»