Весенняя экскурсия по территории детского сада
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Яковлева Любовь Валерьевна

Материал создан с целью обогащения знаний детей о весенних изменениях природы в весенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                    Экологический  досуг

        «Экскурсия по территории детского сада весной»

Тема: «Юные исследователи весенней природы»

                                      (старшая группа)

                                     

Цель:  обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе поздней весной.

Задачи:

образовательные

-обогащать знания детей о изменениях в природе поздней весной;

-способствовать формированию интереса детей к живой и неживой природе.

-формировать желание и умение получать сведения о растениях, птицах, насекомых и животных путём проведения опытов и наблюдений.

развивающие:

-развивать у детей интерес к объектам природы;

-обучать детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе

-способствовать усвоению детьми разных способов исследования живой и неживой природы

-прививать интерес к совместной коллективной деятельности

воспитательные:

-воспитывать гуманное отношение детей к природе

- прививать культуру поведения в природе

Материалы и оборудование: лупы; карта-схема пути; аудиозапись детской песни «Облака – белогривые лошадки»; мольберт с набором фломастеров; картинки на тему «Виды облаков»; эмблема «Знатоку солнышка»; м/запись «Голоса птиц в лесу»; большой компас; флажок; фотографии деревьев и кустарников: берёза, липа, тополь, ель, сосна, акация, сирень, клён; альбом с фотографиями «Как мы птиц зимой кормили»; альбом с картинками «Перелётные птицы»; альбом с фотографиями «Жизнь птиц в лесу. Весна»;

Предварительная работа: наблюдение в природе; рассматривание иллюстраций о весне, о жизни птиц, животных, насекомых; чтение, в течении всего учебного года,  художественной литературы о природных явлениях,  жизни животных, птиц и насекомых (В.Бианки, С.Михалков, Д.Мамин-Сибиряк, А.Чехов, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, С.Аксаков); заучивание стихов о явлениях природы и животных; познавательные беседы по смыслу поговорок о природе; беседы о правилах поведения в природе; изготовление ловчих поясов для деревьев и местного огорода (совместная работа родителей и детей); проведение д/и экологической тематики (см.картотеку).

Место проведения: территория д/с.

Работа с родителями:

- совместное творчество с детьми: создание поделок «Подарки берёзке» (варианты: «Солнышко, «Капельки воды», «Птички», «Листочки: поделки на верёвочках для вешания)

- изготовление ловчих поясов от вредителей для деревьев и огорода.

- заготовки лоскутков и кусочков ваты.

                                                          Ход экскурсии 

                                     Дети с воспитателем выходят на прогулку

В: Ребята, рано утром к нам в д/с пришёл почтальон, и принёс письмо. А вот кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт!» (Весна)

(Дети отгадывают)

В: Что вы знаете о наступлении весны? Расскажите.

(Дети, по мере своих знаний,  рассказывают о признаках наступления весны в различных её проявлениях по месяцам).

 (Воспитатель и дополняет рассказ недостающими фактами).

В: Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы уже знаете? Давайте вспомним:

- «Ранняя весна – большое половодье»

- «Весна да осень – на дню погод восемь»

- «Март с водой, апрель с травой, май с листвой»

- «Матушка весна всем красна»

В: Весна – это удивительное время года! Ребята, вы помните, кто прислал нам письмо? Весна! Давайте мы прочтём её письмо:

«Дорогие ребята! Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по территории вашего детского садика, чтобы вы сами могли увидеть изменения, которые произошли в природе. Так же, я посылаю вам карту-схему, где указан маршрут путешествия и остановки, где вы сможете познать ещё чуть больше обо мне, Весне! А в конце этого увлекательного путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам интересно провести вашу прогулку. Ваша Весна!»

В: Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! Наше путешествие пройдёт по территории детского сада. И я вам предлагаю пойти, конечно же, пешком. Ведь только во время пеших прогулок можно увидеть все изменения природы весной. Мы понаблюдаем за птицами и проснувшимися насекомыми, внимательно рассмотрим почки на деревьях и первые весенние цветы. Обязательно рассмотрим небо и облака и пофантазируем над их формой. Согласны?

Тогда давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы не навредить природе.

(Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет)

-В парке надо ходить только по дорожкам (чтобы не погибла трава и растения)

-Нельзя ломать деревья и кустарники (чтобы растение осталось здоровым)

-Нельзя громко кричать и слушать громкую музыку (чтобы не пугать птиц и мелких животных)

-Нельзя бросать мусор (чтобы не засорять природу)

В: Молодцы, ребята. Уверена, что во время нашей прогулки вы не забудете эти правила. А теперь, посмотрим на нашу карту. Мы находимся вот здесь (указывает на точку в схеме-карте). Стрелочка показывает нам, что надо двигаться вперёд

(Дети следуют за воспитателем)

В: Наша первая остановка «Неживая природа».

                                                  Остановка «Неживая природа»

В: Давайте посмотрим вокруг и обратим своё внимание на неживую природу. Кто напомнит, что это за понятие такое - Неживая природа? (Ответы детей).

В: (дополняет ответы детей). Неживая природа,  это – вода, воздух, солнце, облака, осадки, почва, камни, минералы, космические тела.

Давайте поговорим, о том, что изменилось с приходом весны в неживой природе? (Потеплело, и от весеннего солнца растаял весь снег)

Посмотрите на небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое)

Ребята, а вы знаете, из чего состоят облака? (Из мельчайших капелек воды). Какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые). (Воспитатель показывает картинки с видами облаков).

Посмотрите, есть ли на сегодняшнем небе облака? Какие они? На что похожи (Дети фантазируют).

А теперь, ребята, давайте нарисуем наши облака на мольберте. Вы нарисуете то, на что или на кого похожи, по вашему мнению, облака.

                                       Коллективное рисование «Волшебные облака»

Дети по очереди выполняют коллективную работу на общем мольберте.

В: Ребята, обратите внимание на сегодняшнее солнце. Чем отличается весеннее солнце, от зимнего солнца? Вспомните, какое солнце было зимой? (Дети отвечают).

В: (Дополняет). Зимой солнце не грело землю, а только освещало её. Ложилось оно рано, а вставало поздно. Поэтому и дни были короче, а ночи длиннее. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом и посылает больше лучей на землю, поэтому и успевает прогреть её.

А как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но ещё и греет? (Ответы детей)

Конечно, просто подставить свои личики и ладошки весеннему солнышку. Давайте погреемся на солнышке!

 

                                                Релаксация «Ласковые лучики»

                                                     (Муз.запись «Голоса птиц»)

Дети садятся на скамеечки, закрывают глаза и подставляют лицо солнечным лучам

(продолжительность принятия солнечных ванн 1 минута).

В: Ребята, давайте поиграем в игру.  Кто больше назовёт названий для нашего солнышка, тот получит от Солнышка подарок!

                                                     Речевая игра «Солнышко»

1часть:

Правила игры: Каждый игрок (ребёнок) придумывает для солнца название, отвечающее на  вопрос «Какое оно?» (ласковое, тёплое, весеннее, приветливое и т.д.)

2часть:

Правила игры: Продолжить предложение «Я люблю солнышко за то, что…»

Итог: самым активным игрокам вручаются подарки от Солнышка (эмблемы «Знатоку солнышка»)

В: Ребята, а есть ли сегодня на улице ветер? Как вы определите, с какой стороны он дует? Давайте, посмотрим на наш компас. Вы уже знаете названия сторон света, поэтому скажите, с какой стороны дует ветер? (Дети отвечают).

А если ветер сильный или порывистый, то, как можно назвать ветер, какой он? (Порывистый, шквальный). Если ветра нет совсем, как про погоду можно сказать? (Безветрие) Давайте поиграем!

                                            Речевая игра «Что умеет ветер?»

Правила игры:

Дети по очереди (или по желанию) отвечают на вопросы: а) «Что может ветер?», б) «Каким может быть ветер?».

(Варианты ответов: а) гудеть, шелестеть, поднимать, налетать, крушить, выть и т.д; б) нежным, злым, тихим, холодным, внезапным, порывистым, шквальным и т.д.

В: Ребята, а давайте поиграем с ветерком!

                                           Подвижная игра  «Облака и ветер»

Ход п/и:

Выбирается водящий («Ветер»). Остальные дети – «Облака». «Ветер» садится на скамейку и закрывает глаза. «Облака» спокойно ходят по участку. В руках у «Ветра» флажок.

В: «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» (Дети бегают на носочках по участку).

В: «Облака попарно сбились и в кого-то превратились

(«Облака» собираются в пары и изображают какой либо образ на двоих)

В: «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» («Ветер» быстро проходит между парами и рассматривает их и пытается угадать, в кого превратились «Облака?).  

В: «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри, и от ветра убеги!» («Ветер» указывает флажком  в любое направление. «Облака» убегают в то направление, на которое указал «Ветер». Затем, возвращаются обратно. Игра повторяется несколько раз со сменой водящего).

В: Ребята, а вы знаете, что ветер можно создать самим! Вспомните, когда нам жарко мы обдуваемся каким либо предметом. Появляется ветерок и нам становится немного прохладнее. Вы уже знаете, что ветер – это воздух. А воздух очень полезен для человека. Поэтому, давайте выполним дыхательную гимнастику.

                                       Дыхательная гимнастика «Вдох-Выдох»

Правила: глубоко вдохнуть через нос. Выдохнуть через рот. Упражнения повторяются 3-4 раза.

В: Ребята, а кто мне скажет, что такое осадки? И, какие осадки бывают весной? (Ответы детей).

В: (дополняет ответы детей). Весной, особенно в марте-апреле может идти дождь и мокрый снег. Что происходит весной с почвой? (дети отвечают).

В: (дополняет ответы детей). Весной, в марте-апреле, почва начинает оттаивать. В городе, в мае, снега уже нет. А вот за городом, в это же время, может лежать ещё глубокий снег, особенно в лесу. Вот видите, сколько признаков весны мы с вами смогли назвать.

Отправляемся дальше. Стрелочка на нашей карте показывает нам, что нужно завернуть направо и пойти прямо, до указателя «Деревья и кустарники».

                                           Остановка «Деревья и кустарники»

В: Ребята, посмотрите вокруг себя и скажите, какие деревья и кустарники вы видите? (Дети пытаются ответить)

В: (дополняет). Берёзы, тополя, клёны, липы, ели, ивы, рябины, белая и жёлтая акация.

(Воспитатель показывает картинки указанных деревьев). А вы знаете, чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Ответы детей).

Ребята, а что, кроме деревьев, растёт на территории детского сада? (Кустарники).

Давайте поиграем!

                                        Дидактическая игра «Назови отличия»

Правила игры: воспитатель показывает картинку, дети отвечают что, это - дерево или куст. Основное правило – назвать признаки отличия дерева от куста.

В: Ребята, посмотрите на деревья и кусты. Что происходит с ними весной, в апреле и мае? (Ответы детей).

В: В апреле набухают почки, а к  маю – почки начинают потихоньку распускаться. В апреле начинается сокодвижение у деревьев. Что такое сокодвижение, вы знаете? (Дети размышляют) 

В: (поясняет)

                                     

                                       Рассказ «Что такое сокодвижение у дерева?»

Когда солнышко начало пригревать сильнее, а это бывает уже в апреле, начал таять снег. Вода от тающего снега и пришедших дождей начала напаивать корни деревьев. Запустился процесс сокодвижения. Тающая вода, из-под земли по корням начала подниматься вверх, напаивая всё дерево изнутри. Эту жидкость назвали сок. Эта жидкость т.е. сок, поднимается по стволу и несёт питательные вещества, которые корень дерева хранил у себя под землёй всю зиму. Эти питательные вещества теперь очень нужны дереву, чтобы раскрыть свои почки и найти силы для дальнейшего роста. Как только сок достигнет почки, она найдёт в себе силы выпустить листочек. Первое сокодвижение можно заметить по мокрым пятнам на асфальте, куда склоняются ветви берёзы или клёна. Это капает сок. Его можно попробовать на вкус. Иногда он сладкий, а иногда безвкусный. Люди даже пьют берёзовый сок. Существуют специальные правила, чтобы попробовать сок у берёзы. Эти правила мы с вами обязательно обсудим в дальнейшем на других занятиях. Попросите родителей съездить в парк, а лучше в лес, там чище земля. И попробуйте сок у берёзы. Только обязательно с соблюдением всех правил обращения с деревом во время сокозабора!

А сейчас, я проверю, знаете ли вы, как выглядят деревья весной?

            Подвижно/дидактическая игра-эстафета «Раз, два, три, к названному дереву беги!»

Правила: Дети делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги. Воспитатель, каждому участнику обеих команд,  по очереди,  называет своё дерево (ель, берёза, лиственница, рябина, клён, тополь). Участники бегут до указанного дерева, огибают его и возвращаются на свои места. Выигрывает та команда, которая точнее узнала названное дерево.

В: А вы знаете, ребята, какое дерево носит  серёжки? (Ответы детей)

Правильно, берёза. Но, вначале появляются почки берёзы, их ещё называют – бруньками. Эти серёжки – будущие цветочки берёзы. Так она цветёт. А осенью появятся новые серёжки. Только в них уже будут семена берёзки.

Послушайте стихотворение о берёзе. Чуть позже мы выучим его наизусть.

                                                        Художественное слово

                           Стихотворение «Люблю берёзку русскую»  (А.Прокофьева)

Люблю берёзку русскую.

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится.

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт где не положено.

Под ветром долу клонится,

И гнётся, но не ломится!

В: Давайте обсудим каждую строчку в этом стихотворении. Обсудим то, о  чём автор нам рассказал (Воспитатель рассказывает смысл каждой строчки в стихотворении).

В: Ребята, как в любое время можно узнать, что перед вами стоит берёза? (Ответы детей)

В: (Поясняет) Берёзку можно узнать по белому стволу  и тёмных полосках на нём. Во всём мире нет больше дерева с белым стволом, как у берёзы. И поэтому, в народе берёзу называют белоствольной.

Ребята, вы приготовили подарки для наших берёзок. Давайте их развесим на них.

                                              Развлечение «Подарки берёзке»

Дети берут в руки приготовленные поделки. Подходят к берёзкам, вешают на сучок и приговаривают заученные ранее пожелания:

- «Мы дарим тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко и согревает тебя в холодные дни»

- «Мы дарим тебе капельки воды, пусть они напоят тебя в засушливые дни»

- «Мы дарим тебе птиц, пусть они будут тебе друзьями и спасут от гусениц и вредителей»

- «Мы дарим тебе зелёные листочки, пусть их у тебя вырастет много-много, и спасут путника в своей тени»

В: А нам, ребята, пора двигаться дальше. И наша стрелочка указывает, что надо нам повернуть направо (Дети и воспитатель сворачивают в указанном направлении). Смотрите, тропинка! Куда она нас приведёт? Давайте проверим!

(Дети и воспитатель двигаются по заранее приготовленной тропинке и выполняют движения в соответствии с текстом)

                                                 Игровое  упражнение «Тропинка»

Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке и выполняют команды воспитателя в соответствии с текстом:

В: - «Идём спокойным шагом друг за другом. Впереди большая лужа – идём большими шагами с высоким поднятием колен»

- «Спокойно идём по тропинке. На пути появились кочки – прыгаем с кочки на кочку»

- «Снова идём спокойно. Перед нами брошенное бревно – идём осторожно, сохраняя равновесие»

- «Идём спокойно. Но, что это? Тропинка стала мокрой от растаявшего снега. Идём с трудом. Высоко поднимаем колени».

- «Вышли мы с тропинки на дорогу. Идём спокойно, глубоко дышим. Вдох через нос, выдох через рот».

В: Вот и вышли мы на дорогу. И перед нами остановка «Птичь столовая»

                                                 Остановка «Птичья столовая»

В: Ребята, отгадайте загадку: «В весенний день среди ветвей стол накрыли для гостей» (Кормушка)

В: Ребята, какое значение подкармливание птиц, в зимне-весенний период, имеет для их жизни? (Ответы детей)

В: (Дополняет). Зимой насекомых нет, а  весной их ещё очень-очень мало. Насекомые, в большом количестве, появляются только в середине мая. Мы с вами ещё осенью и зимой изготовили и повесили кормушки. Всю зиму мы подкармливали птиц на участке семенами и крошками. Посмотрите наш альбом (Дети рассматривают альбом «Как мы птиц зимой кормили»).

В: Расскажите мне, какие птицы прилетали к кормушке? (Дети отвечают).

В: (Дополняет). В нашей птичьей столовой побывали голуби, воробьи, снегири и синицы. Вороны тоже пытались забраться в кормушку. Даже несколько раз прилетали галки. Все эти птицы -  основные жильцы в городе.

В: Ребята, весна – время возвращения перелётных птиц. К нам на лето возвращаются соловьи, грачи, ласточки, скворцы и другие перелётные птицы. Давайте их рассмотрим в нашем альбоме «Перелётные птицы» (Дети и воспитатель рассматривают картинки с перелётными птицами).

В: Ребята, а вы знаете, какую птицу называют «вестником весны»? Грача! Эти птицы первыми прилетают к нам. Есть такая поговорка «Грач на дворе – весна на дворе».

А кто мне расскажет, чем  птицы заняты весной? (Ответы детей).

Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации и представим себе, как же живут птицы в лесу.

                        Беседа по сюжетным картинкам «Жизнь птиц в лесу (Весна. Лето)»

В: Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации. Здесь рассказывается о том, чем заняты птицы весной. Птицы ремонтируют старые гнёзда и строят новые, чтобы отложить яйца, вывести и выкормить птенцов.

-Из чего птицы строят свои гнёзда? (Из сухих веточек, соломинок и травы. Ещё утепляют его пухом, мхом и берёзовой корой)

-Где птицы строят свои гнёзда? (На ветвях деревьев, в дупле, на земле, под крышей дома, в кустах).

-Почему нельзя разорять птичьи гнёзда? (Птицы защищают леса и парки, сады, огороды и поля от нашествия опасных вредителей – гусениц и вредных жуков. Птицы разносят по земле семена трав, цветов и ягод, тем самым помогая природе размножать эти растения).

В: Ребята,  птицы – это часть природы. А природу надо хранить и защищать.

                                                      Трудовая деятельность

В: У нас с вами есть ещё несколько подарков птичкам. Вы принесли из дома лоскутки и вату. Давайте развесим на ветках все эти вещи. И вот увидите, уже через несколько дней их не будет. Как вы думаете, куда они денутся? (Дети фантазируют)

В: Птицы их растащат по своим гнёздам и утеплят жилища от ветра и непогоды.

А ещё вы принесли ловчие пояса для отлавливания вредных насекомых – клещей и жуков. Давайте развесим их на деревьях и отнесём часть в огород (Дети с воспитателем выполняют трудовые действия).

                                                    Заключительный этап экскурсии

В: Молодцы, ребята, хорошо сегодня потрудились. Думаю, что птички и растения будут вам очень благодарны за такие подарки.

Наше путешествие подходит к концу, но ещё не закончено. Давайте ещё раз вспомним признаки наступившей весны (Дети, с помощью воспитателя, перечисляют всё, что было пройдено на прогулке во время экскурсии):

- Небо стало высокое и голубое;

- Солнышко пригревает и ярко светит;

- Ночи стали короче, а дни длиннее;

- Вся природа просыпается от зимнего сна;

- На деревьях набухли, а на многих деревьях уже и распустились, почки и листочки;

- Прилетели перелётные птицы с юга;

- Птицы строят гнёзда и выводят птенцов.

                                                        Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, висящий на еловом лапнике.

В: Ребята, посмотрите на большую ель справа. Вы ничего не замечаете? (Дети видят конверт). Какой-то конверт! Что на нём написано? (Дети, умеющие читать, читают «От Весны»).

В: Помните, нам Весна в письме пообещала сюрприз! Наверное, это он и есть! Открываем его. Тут письмо от Весны! Читаем:

«Я наблюдала за вами всю вашу прогулку-экскурсию. Я увидела, какие вы любознательные и добрые. Увидела, что вы уже много знаете о природе и обо мне, весне. Поняла, что вы умеете защищать природные ресурсы нашей планеты. Вы много рассказали о природе. И за это я хочу вас наградить памятными медалями «Защитнику природы», «Юный эколог»».

В: Ребята, давайте возьмём эти медали и повесим на шею. Пускай природа порадуется за вас.

(Дети вешают медали себе на шею).  Делаем фото на память.

В: Мне бы очень хотелось прочитать вам стихотворение «Живой букварь». В дальнейшем, мы обязательно выучим его наизусть.

                                                         Художественное слово

                                      Стихотворение «Живой букварь» (В.Орлов)

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ведь лесной народ

Учит крепкой дружбе!

                                                              Досуг закончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия по территории детского сада...

Конспект НОД экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу"

Конспект НОД Экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу" разработан и проведен для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний о взаимосвязи растений и птиц в природе....

Экскурсия по территории детского сада

Цветы, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность людям отдавая,Они цветут, сердца отогревая,Как маленькие тёплые костры.                      ...

Конспект проведения экскурсии по территории детского сада

Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников, цветов....

Весенняя экскурсия по территории детского сада

Цель:  обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе....

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...