Методический материал для детей старшего возраста по лексической теме: «Насекомые»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тушина Татьяна Владимировна

Методический материал для детей старшего возраста по лексической теме: «Насекомые»

Составитель: Воспитатель старшей группы Тушина Татьяна Владимировна

Данный материал по теме "Насекомые"поможет педагогам ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.Лексическая тема «Насекомые»
2.Конспект познавательной беседы для детей старшего возраста «Мир насекомых»
3. Подвижные игры по теме «Насекомые»
4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на пасеку»
5.КВН «Знатоки насекомых»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал для детей старшего возраста по лексической теме: «Насекомые»

Составитель: Воспитатель старшей группы Тушина Татьяна Владимировна

1.Лексическая тема «Насекомые»

2.Конспект познавательной беседы для детей старшего возраста «Мир насекомых»

3. Подвижные игры по теме «Насекомые»

4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на пасеку»

5._КВН «Знатоки насекомых»

Лексическая тема «Насекомые»

Словарная работа

 Существительные: Жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое; Голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник.

 Прилагательные: Красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный.

 Глаголы: Летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить. Наречия: Высоко, низко, далеко, близко, красиво, весело, шумно.

Предлоги: Над, под, перед, около, за. Пальчиковая гимнастика: Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли. Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени)

Дыхательная гимнастика: «Сдуть с руки насекомое»

Лексико – грамматические игры : «Кто это?»

- Рассматривание насекомых, их частей тела.

 - Отгадывание загадок про насекомых.

 - Обобщающее понятие «Насекомые»

- Вред и польза насекомых:

 «Подбери словечко»

Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая …

 Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза  

«Скажи ласково»

 Муравей – муравьишка…

  «Один – много»

 Жук – жуки …Бабочка – Муха - Божья коровка – Муравей - Комар – Кузнечик - Стрекоза – Насекомое - Ус – Крыло – Улей

 Скажи со словом «много»:

 Много жуков, муравьёв, мух, насекомых, …

«Что делает? – Что делают?»

 Жук летает – жуки летают ползает – ползают пищит — пищат опыляет – опыляют жалит — жалят ест – едят жужжит — жужжат вылезает – вылезают улетает — улетают кусает – кусают работает — работают

 «Где бабочка?»

- НА цветке, НАД цветком, ПЕРЕД цветком, ОКОЛО цветка, ЗА цветком. «Кто как кричит?»

 Комар – пищит Муха – жужжит Кузнечик – стрекочет

 Развитие связной речи

 Составить описательный рассказ о насекомом (с помощью наводящих вопросов взрослого).

1. Кто это?

2. Части тела

 3. Цвет

 4. Где живёт?

5. Пользу или вред приносит?

Заучивание стихотворений

  1. Я нашла себе жука

На большой ромашке.

 Не хочу держать в руке,

Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два,

Крапинка на спинке.

 Вот хорошая трава.

На, поешь травинки.

Ой, упал, упал из рук,

 Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях.

 

2.- Где была ты? - Тут и там.

 - Где летала? - По цветам.

 - Что домой ты принесла?

-Мёд, — ответила пчела.


          Конспект познавательной беседы для детей старшего возраста «Мир насекомых»

Цель: расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

Ход беседы:

     - Ребята, все мы знаем, что в лесу обитают животные: смелые и не очень. В лесу есть такие жители , которые нас не испугаются, будут сидеть незаметно рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Куда бы мы ни пошли -  на луг или в лес, всюду тебя окружают насекомые. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

- Вспомним пустыню - только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые - жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.

Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.

А в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.

Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят.

Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием.

Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.

Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту - хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах - подушечки-присоски.

А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту - острые зазубренные челюсти.

Бывают огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан - едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.

Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии.

Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются эти ноги - скачок - и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!

А у пчел на ногах - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А что и как едят насекомые? Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.

Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос - тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется - и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы - это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши - на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перепонкой. А у многих ночных бабочек уши - на животе.

Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по за- зубринкам другого крыла - все равно, что ногтем по расческе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

- Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи - что-то непонятное. Это, оказывается, личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок. А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе - и бух на землю! Лежат неподвижно, всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!»

Много интересного можно узнать о жизни насекомых. Ученые постоянно узнают о них что-то новое. А насекомых такое множество!

И сколько еще неизвестных тайн хранит мир насекомых!

- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.


Подвижные игры по теме «Насекомые»


«Медведи и пчелы»

Играющие делятся на две группы: треть из них – медведи, остальные – пчелы. В центре площадки устраивается вышка – это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3-5 м очерчивается место берлоги, с другой – на расстоянии 5-7 м – место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.

Русская народная игра «Пчёлы»

Цель: развивать двигательную активность. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлы яровые

Крылья золотые

Что же вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие

Летите за леса зелёные

На кругленький лужок

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.

Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

 

 «Жук»

Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге.

Ход игры.

В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.

Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:

- По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)

- Он на спинку упал, лапками задвигал

(выполняют движения),

Крылышками замахал

(встают, делают махи руками)

Весело запрыгал

(прыгают на месте),

Крылышками замахал, весело запрыгал

(повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный

(бегают на носочках в рассыпную)

Педагог говорит: Птичка!

(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

Игра малой подвижности «Шмель»

Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.

Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18—20 см).

Ход игры. На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч — это «шмель».

По окончании чтения педагогом текста стихотворения:

Шмель над молем пролетел и устал.

На клевер сел, мед цветочный он попил

И набрался снова сил.

Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.

На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:

«Не обижайте вы меня,

Большого доброго шмеля!»

Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки  руками  отбивают  мяч («шмеля»)  от  себя,  стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот    игрок    считается «ужаленным».   «Ужаленный» игрок  не  выбывает  из  игры,  а поворачивается  спиной  к  центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок.

После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается

 

«Пчёлки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.

Ход игры.

Играющие дети - «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку).

Ласточка встанет – пчёлку поймает.

(Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

 

 «Пчёлы»

Цель: отработка длительного речевого выдоха.  Автоматизация звука Ж.

Ход игры: посредине комнаты отгораживается стульями улей. Все дети пчёлы, один ребёнок–медведь. Он прячется от пчёл. Пчёлы сидят в улье и хором говорят:

Пчёлы в улье сидят

И в окошечко глядят.

Полететь все захотели,

Друг за дружкой полетели:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «Медведь» пчёлы летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем,  то он выбирает себе помощника и игра продолжается с двумя медведями.

 

 «Комары, лягушки, цапли»

Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в ходьбе с высоким подниманием бедра, прыжках на двух ногах.

Ход игры.

Вариант 1: Детям раздаются карточки: комары, лягушки, цапли.

Под музыку дети выполняют движения:

«комары» – летают,

«лягушки» – прыгают,

 «цапли» – ходят, высоко поднимая колени.

По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров».

По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.

Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.

 

 «Бабочки»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.

Ход игры.

Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят.

Под музыку или на слова воспитателя:

"Бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.

Воспитатель продолжает:

"На цветочек беленький все тихонько присели".

Дети приседают возле цветочков названого цвета.

На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки.

Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут

 

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и  встает в середину круга.

Для зачина взрослый может прочитать  отрывок из стихотворения Б.Заходера:                    

Поют лягушки хором.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

- Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

С этими  словами взрослый начинает медленно вращать прут  (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется  5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый  то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

 

«Найди свой домик»

Цель: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Ход игры:

Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике».

Домики – это обручи соответствующего цвета.

Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.

 

«Гусеницы наперегонки»

Цель: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры:

Дети двух команд выстраиваются в колонны.

Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад.

Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.

 

Подвижная музыкальная игра «Цветы и пчёлы»

Цель: формировать умение детей плавно двигаться под музыку, бережно жестами общаясь друг с другом.

Ход игры:

Дети, изображающие цветы – становятся в рассыпную по залу (или поляне)

Присаживаются на корточки «засыпают».

Пчелки «сидят в ульях» до сигнала ведущего.

Ведущая говорит:

«Утро начинается – цветочки распускаются….»

Дети – «цветы» под музыку импровизированно танцуют, показывая, как цветочек растет и распускает лепесточки.

Ведущая, когда все цветы распустились объявляет:

«Пчелки тоже просыпаются, и к цветочкам отправляются»

Дети пчелы начинают под музыку подлетать к цветочкам, предлагая поделиться нектаром, цветочек, который протянет ладошки к пчеле – «делится нектаром», пчелка аккуратно гладит цветок по ладошке, «собирает нектар» - не забывая поблагодарить цветок. Если цветок не протягивает ладошки – значит «нектар у него кончился, пчелка перелетает к следующему цветку».

Задача детей плавно двигаться под музыку, бережно жестами общаясь друг с другом, в конце музыки пчелы «должны успеть залететь в улей».

 

«Паук и мухи»

Цель: укрепление мышц туловища и конечностей;  улучшение  функции дыхания;  развитие  быстроты  реакции,  координации  движений;  воспитание ловкости, смелости.

Ход игры. На участке для прогулки ограничивается флажками игровая площадка размером 8x8 м. В одном из углов площадки очерчивается кружком (диаметр 50—70 см) «дом паука» — это «паутина», где живет «паук». По считалке выбирается «паук», он уходит в свой «дом». Остальные играющие — «мухи», они свободно располагаются по  игровой  площадке.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Живет в паутине мохнатый паук, не ведая сна и покоя.

Он ловит комариков, мошек и мух, он очень голодный весною.

Мухи, мухи, берегитесь, пауку не попадитесь!

Мухи, мухи, вылетайте, осторожно вылетайте!

После  этого  дает  команду:  «Мухи!» 

Играющие - «мухи»  разбегаются  по площадке, жужжат, имитируют полет мух, взмахивают руками. Через некоторое время  (через  30—40  секунд)  педагог  произносит:  «Паук!»  «Мухи» останавливаются, замирают на месте, где их застала команда педагога. «Паук» выходит  из  «паутины», внимательно смотрит на каждого  из  играющих, не  шевелится  ли  тот. Того  игрока,  который пошевелился,   «паук» отводит  в  свой  дом - «паутину».    «Паук» выходит  по  сигналу педагога  2—3  раза. После  этого  педагог вместе   с   детьми подсчитывает количество  пойманных «пауком»   мух.   По считалке   выбирается новый  водящий,  игра продолжается.

 

Русская народная игра «Пчелы»

Цель: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.

Ход игры:  двое детей стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речитативом:

Маленькая в улье чашка,

Вкусная вней кашка,

Есть хочется,

Да лезть не хочется,

Пчелы злы, кусачие,

Летят они ужасные,

Жужжат хорошо,

Провожают далеко.

Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит:

Пчелы серые, синекрыленькие,

По чистому полю полетывайте,

Ко сырой земле припадывайте,

Летите-летите за сладеньким.

«Пчелы» отвечают:

Мы по полю летали,

По-турецки лопотали, медок собирали,

А в улье узор вышивали:

Без иголок, без узлов, без петель, без шелков —

На потребу людям!

«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.

Дети - «пчелы»:

Летят пчелки,

Носы —иголки.

Сели под горку,

Сели под елку.

Ни пять, ни шесть,

Их тысяча есть.

Людей они питают,

Избы освещают,

Не лают, не бают,

А больно кусают.

Затем «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на пасеку»

Цель: Расширить знания детей о жизни и хозяйственной деятельности людей, обобщить знания о пчелах, дать представление об особенностях труда пчеловода.

Задачи:

1. Познакомить детей с ульем, дать понятия о рамках, сотах.

2. Расширить представления детей о пчелах.

3. Ввести в пассивный словарь детей слова: улей, пчела, мёд, пчеловод, пасека, дымарь.

4. Развивать познавательную и двигательную активность, умение соблюдать правила игры

5. Воспитывать уважение к труду пчеловода.

Предварительная работа :

чтение сказки «Медведь и пчелы», беседа про пчел, об их среде обитания, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением пчел, беседа о труде пасечника, заучивание пословиц и поговорок, стихотворения.

Оборудование: Макет улья, соты, дымарь, картинки с изображением пчел,

костюм пчеловода, костюм медведя, цветы из бумаги, мед.

Организационный момент:

В. - Ребята у нас хорошее настроение, давайте друг другу улыбнемся.

Закроем глаза и представим лето. А что именно вы представили?

(Ответы детей)

В. - Я представила поляну, залитую солнцем, и пчел, летающих на лугу.

Хотите очутиться на этой поляне?

В. - Покружились, покружились, на поляне очутились, где весело кружатся пчелы

1. Музыкальная инсценировка «Пчел детей учила мать».

В. - Ребята, что делают пчелы?

Д. - Пчелы летают с цветка на цветок и собирают нектар, потом переносят их в соты, которые находятся в ульях

В. - Хотите поиграть в игру «Так или не так».

2. Дидактическое упражнение «Так или не так»

- У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.

- Пчелы живут одной большой семьей.

- Одна пчела может жалить много раз.

- Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.

- Люди делают для пчел специальные домики – ульи.

- Зимой пчелы летают, но цветов не находят.

- У пчел четыре лапки.

- Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.

В. - Молодцы ребята, вы много знаете о пчелах. А знаете, где живут пчелы?

Д. - Пчелы живут в ульях.

В. - А где находятся ульи?

Д. - Ульи находятся на пасеке.

В. - Ребята, я вам предлагаю отправиться на пасеку.

А поедем мы на автобусе (ставьте стулья для автобуса, Кто хочет быть кондуктором? (Карина) А медсестрой? (Оля). Костя будет шофером

Дети и воспитатель приезжают на пасеку. (Мальчик в костюме пасечника, макет улья, соты).

Выходит пасечник.

Здравствуйте, дорогие ребята, вы узнали меня? Кто я?

Пасечник.

Пасечник

Я занимаюсь разведением пчел. Я одет в защитный костюм, чтобы пчелы меня не искусали. Хочу научить вас правилам безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Что у меня в руках? Правильно, дымарь. Он отпугивает пчел при дымлении, чтобы пчеловод смог взять рамку с медом.

Вдруг Катя вскрикнула от укуса пчелы.

Пасечник: Я же говорил, что нельзя близко подходить к пчелам.

Оля- медсестра: Я помогу Кате, обработаю ей ранку.

Оля достает из сумки йод и обрабатывает Кате руку.

В. - Ребята, почему нельзя к пчелам близко приближаться?

Ответы детей. (Они могут покусать).

Ребята, пчелы кусаются, но они приносят большую пользу. Какую пользу они приносят? (Ответы детей).

Пословицы и поговорки про мед

Пчела хоть и жалит, да мед дает.

Не вспоминай яд пчелы, вспоминай мед.

Пословица в разгаре, как сладкий мед в горшке

Где цветок, там и медок

Мужик с медом и лапоть сьел.

С медом и калина –малина.

В. - Кто из диких животных любит мед?

Дети. - Медведь.

Пасечник:  - Ребята, я рад был видеть вас у себя в гостях, на память хочу подарить вам мед.

КВН «Знатоки насекомых»

 Цель: закреплять знания детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Желание наблюдать за ними, оберегать. Любоваться и т.д. В игре развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Материал: Эмблемы (бабочки, кузнечики), цветочки,гусеница(с загадками), пазлы , наклейки (насекомые)

 Ход:

Воспитатель: 

Добрый день дорогие ребята. Рада видеть вас всех весёлыми и активными. Сегодня мы с Вами проведём КВН «Знатоки насекомых». А вот знаете ли Вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Играть будут две команды. Одна команда будет называться «Бабочки», а другая «Кузнечики». У каждой команды есть капитан. Когда я буду задавать вопрос одной команде, игроки другой должны не подсказывать. За каждый правильный ответ ответившая  команда будет получать цветочек. Чья команда наберет больше цветов, та и победила.

1.«Приветствие»

 А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга .

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

2.«Разминка»

 Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Г) Эй….

Бегите по дорожке.

3.«Соревнование капитанов»

Воспитатель:

 А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

   Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

   Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят,
   Не пилоты, а летят,
   Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

4.«Мудрая гусеница»

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

 

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела)

 

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

(Паук)

 

«Кузнечики»

 

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

 

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

(Комар)

 

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

5. Физкультминутка

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

  1. Конкурс «Вопросита»

Воспитатель:

Сейчас нужно ответить на мои вопросы:

1) Как вы думаете, есть у насекомых враги? И кто они?

2) Почему кузнечик зелёного цвета?

3) А почему муравейник коричневый?

4) Зачем нужна насекомым такая окраска?

7. «Мазаечная картина» (пазлы)

Воспитатель:

А сейчас следующее задание. Вам нужно нарисовать запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о нём.

Приглашаю выйти  по 2 человека из каждой команды.

 (Дети собирают из частей насекомых).

8. «Насекомые-животные».

Воспитатель:

 Перед вами картинки с животными и насекомыми. Одна команда собирает животных, другая насекомых.

9.«Вспоминайка»

Последнее задание. Вам необходимо как можно больше рассказать пословиц и поговорок о природе.

В конце КВН  подводят итоги. Затем награждение всех участников КВН призами-наклейками под песенку «В траве сидел кузнечик»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Совместная деятельность взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме «Насекомые»

Интегрированная совместная деятельность взрослого с детьми по лексической теме "Насекомые"...

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Насекомые".

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей 5-6 лет с логопедическим заключением: ТНР, ОНР, II-III уровень речевого развития.Лексическая тема: "Насекомые"....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего возраста по лексическим темам

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая г...

14.11.23 Дидактический речевой материал для детей дошкольного возраста по лексическим темам.

По каждой теме представлены стихи, загадки и пальчиковые гимнастике....

28.02.2024 Дидактический речевой материал для детей дошкольного возраста по лексической теме.

Дидактический речевой материал для детей дошкольного возратса по лексической теме "Весна"...

14.04.24 Дидактический речевой материал для детей дошкольного возраста по лексической теме "Лето"

По теме "Лето" представлены стихи, загадки и пальчиковые гимнастики....