Проект "Птицы"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Скуратова Наталья Васильевна

Экологический проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_ptitsy_moy.docx492.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
(младшая группа)

Тип проекта:  информационный; практико-ориентированный

Участники: воспитанники младшей группы, педагоги, родители

Срок реализации: краткосрочный (3 недели)

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

        

Цель: дать  представления младшим дошкольникам о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц).

Задачи:

Воспитывать заботливое отношение

к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;

 Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;

 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу;

 Научить детей правильно их подкармливать.

 Объединение детей и родителей

Материал и оборудование: шапочки – ободки птиц, диск с записью голосов птиц,  атрибуты к подвижным играм, набор дидактических игр о птицах,  бумага, карандаши, краски, трафареты силуэтов птиц, ножницы, клей, изображение зимующих птиц в формате «Презентации», разнообразный корм для кормушек (семена), альбомы с иллюстрациями, изображающими зимующих птиц, консультация по изготовлению кормушек из бросового материала,  памятка-рекомендация «Как кормить  птиц».

Ожидаемые результаты проектной деятельности: Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению. Изготовление кормушки для птиц, с участием родителей воспитанников.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1-й этап. Подготовительный.

Составление плана работы.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор, разработка и накопление методических материалов.

2-й этап. Основной.

1-я неделя

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

Цели: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитание любознательности, внимания, навыков доброго отношения к птицам. (Приложение 1.)

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Цель: привлечь родителей к изготовлению кормушек, вызвать желание подкармливать птиц зимой, прививать любовь к птицам.

Консультация для родителей « Покормите птиц зимой»

Аудио прослушивание голосов птиц.

Цель: развивать слуховое восприятие; закрепить умение угадывать птиц по голосу.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц. (Приложение 2.)

Чтение художественной литературы о птицах: В. Звягиной «Воробей», Л. Воронкова  «Птичьи  кормушки». В. Бианки «Лесная газета»

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой.

Ежедневные наблюдения за птицами,  прилетающими на участок детского сада.

Цель: формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах. (Приложение 3.)

Дидактическая игра: «Назови ласково».

Цель: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова; внимание, мышление. (Приложение 2.)

НОД. «Птицы на зимнем дереве». Аппликация.

Подвижная игра «Воробушки и кот». (Приложение 2)

Воспитатели группы

Дети, родители, воспитатель

2-я неделя

Чтение художественной литературы о птицах: О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин,

Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Бианки «Лесная газета»

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой.

Пальчиковая игра: «К кормушке».

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения с текстом. (Приложение 2.)
Презентация иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус.

Наблюдение за птицами,  прилетающими на участок детского сада.

Цель: формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах, зная о пользе птиц в природе.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Цель: развивать умение  подбирать антонимы к словам, внимание, мышление. (Приложение 2.)

НОД. Рисование «Корм для птичек».

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Консультация для педагогов «Покормите птиц зимой. Эко кормушка своими руками».

Воспитатели группы

Дети

Дети

Воспитатель, педагоги

3-я неделя

Ежедневные наблюдение за птицами,  прилетающими на участок детского сада.

Цель: формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах, зная о пользе птиц в природе. (Приложение 3.)
НОД. Интегрированное занятие « Птички на зимнем дереве»

П/и «Собачка и воробьи».

Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

(Приложение 3.)

Д/и «Какой? Какая?», «Один – много», «Найди двух одинаковых птиц». (приложение 2)

Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных, подбирать антонимы к словам, внимание, мышление

Дети и воспитатели

Дети

Дети

3-й этап. Заключительный.

Выставка рисунков «Птицы – наши друзья»

Создание картотеки «Игры о птицах»

     Презентация проекта.

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.

Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

Все поставленные цели и задачи были выполнены.

Литература

1. Васильева, Н. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду, 2006. 

     2. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина

3. Киреева, Л. Г., Бережнова, С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград : Учитель, 2008.

4. Кобзева, Т. Г., Холодова, И. А. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981.

6. Фесюкова, Л. Б., Григорьева, О. О. Времена года. – Харьков: Ранок,  2008.

7. Чернякова, В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Творческий центр «Сфера», 2008.

_DSC7707.JPG

_DSC7710.JPG

_DSC7733.JPG

_DSC7738.JPG

IMG_0887.JPG

IMG_20200204_090152.jpg

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  Беседа «Что мы знаем о птицах нашего города?»

Задачи:

 образовательные: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

 развивающие:  развивать интерес к живой природе, развивать стремление и желание получить новые знания о птицах.

 воспитательные: воспитывать у детей чувство любви к животному миру; любознательность, внимание.

Материалы, оборудование: рисунки, фотографии зимующих птиц, аудиозаписи голосов птиц.

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель спрашивает детей о том, в каком городе они живут. Выслушивает ответы детей и подводит итог.

Воспитатель. Мы живем в городе _______. В нашем городе много разных птиц. С наступлением холодов многие птицы улетели в теплые края. В холодное время года птицам очень трудно прокормиться, поэтому лишь некоторые остались зимовать в наших краях.

Сообщает детям, что сегодня будет разговор о птицах. Включается аудиозапись голосов птиц.

Вопросы:

1. Каких птиц вы узнали по голосу?

2. Можно ли их услышать сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят эти птицы?

Воспитатель. Птицы улетели в дальние края, так как  для  них не стало корма. (Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.)

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие.)  (Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.) Посмотрите, кого вы здесь видите?

Воспитатель загадывает детям загадки о зимующих птицах. После того как дети их отгадают, воспитатель показывает соответствующее изображение птицы, рассказывает о ней.

Загадки.

Чик-чирик, к гнездышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?  (Воробей.)  

Он долго дерево долбит

И всех букашек истребит,

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый, пестрый… (дятел).

Вот вещунья – белобока,

А зовут ее… (сорока).

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат: «Кар-кар-кар-кар!» (Ворона.)

Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день: тень-тень!

Угадайте-ка, что за птица?

То веселая… (синица).

Воспитатель. А еще в нашем городе ________, много голубей.  Люди любят этих птиц и всегда подкармливают их.  Этих птиц называют символом любви и мира. Где мы видели голубей? Что они ели на участке нашего сада?

Воспитатель с детьми вспоминает, какие птицы прилетают кормиться на участок, каких птиц можно увидеть в городе, около своего дома.

Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало. Поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица».

Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение:

                                Хлебных крошек не жалей,

                                Заслужил их воробей.

                                Ты приладь ему кормушку,

                                Кликнет он свою подружку.

                                И пойдет веселый стук –

                                Тук-тук-тук,

                                Тук-тук-тук.

Воспитатель. Отгадайте, кто поет «синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает)? А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает.)  А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она  делает это. Синица? (Поет.) Покажем. (Низким и высоким голосом.)  Голуби? (Воркуют: гур-гур-гур.) Покажем. Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем.

Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье.) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Поиск еды в холодное время года  – главное занятие для птиц. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений:  подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи. Синицы кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.

Еды больше в городе, поэтому и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями сделать кормушки  для птиц, которые все вместе развешивают потом на участке детского сада, чтобы всю зиму подкармливать птиц.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Зимующие птицы нашего края»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Птицы нашего края»

Задачи:

 образовательные: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания; учить находить признаки сходства и различия.

 развивающие: активизировать внимание, память и мышление; совершенствовать диалогическую речь.

 воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование: картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц на CD диске; кормушки; корма для птиц.

ХОД  КОНСПЕКТА

1. Организационная часть.

                        Доброе утро! – птицы запели –

                        Добрые люди встают с постели;

                        Прячется вся темнота по углам,

                        Солнце взошло и идет по делам.

– Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Педагог. Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

– А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

– Почему?

– Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

2. Основная часть.

Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Я предлагаю вам поиграть.

Игра на внимание «Прилетели птицы».

Педагог читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

                                Прилетели птицы:

                                Голуби, синицы,

                                Мухи, воробьи, 
                                Комары и снегири,

                                Дятлы и лягушки,

                                Совы и ватрушки.

Поисково-исследовательская деятельность.

– Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных? (Ответы детей.)

– На  столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице? (Ответы детей.)

– Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки некоторые птицы не выдерживают низких температур и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Перелётными.)

– Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает? (Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.)

Новый материал.

Педагог. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы, ребята.

Но сначала отгадаем загадку.

                                Ищет целый день он крошки,

                                Ест букашек, червячков.

                                Зимовать не улетает,

                                Под карнизом обитает. (Воробей.)

Выходит  ребенок, в  руках  у него картинка с изображением воробья (рассказывает о воробье).

Ребенок 1. Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

Педагог. Верещунья, белобока,

                     А зовут её… (сорока).

Выходит ребенок,  в  руках  у  него картинка с изображением сороки (рассказывает о ней).

Ребенок 2. Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

Педагог. Спиною зеленовата,

                     Животиком желтовата.

                     Чёрненькая шапочка

                     И полоска шарфика. (Синица.)

Выходит  ребенок,  в  руках у него картинка с изображением синицы (рассказывает о ней).

Ребенок 3. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян любят сырое несолёное сало и мясо.

Педагог. Чёрный жилет, красный берет,

                     Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел.)

Выходит  ребенок,  в  руках  у  него картинка с изображением дятла (рассказывает о нем).

Ребенок 4. Дятел – большую часть времени проводит, сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Педагог. Окраской – сероватая,

                     Повадка – вороватая,

                      Крикунья  хрипловатая.

                     Известная персона.

                     Кто это?  (Ворона.)

Выходит  ребенок,  в  руках  у него картинка с изображением вороны (рассказывает о ней).

Ребенок 5. Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

                                Птица крыльями взмахнула,

                                Птица перья отряхнула,

                                Крылья убрала назад,

                                 Очень-очень важный взгляд.

                                Посмотрела вправо-влево,

                                Удивилась: «Что за дело?

                                Нет тут птицы ни одной,

                                Полечу-ка я домой».

                                Полетела, полетела,

                                В гнёздышко своё присела.

Педагог. Молодцы, ребята!  Красивая получилась у нас выставка! Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие.)

Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

Педагог. Ребята, подумайте, может, каких-нибудь птиц не назвали? (Снегирь, кукушка, голубь.)

Голубь. Часто мы видим эту доверчивую птицу. Она любит крупу и хлеб. Как голубь воркует? (Гру-гру.)

Голубя считают символом мира.

А сейчас каждый нарисует птицу, которая больше всего ему понравилась.

3. Заключительная часть.

Педагог. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц.)

                                Покормите птиц зимой,

                                Пусть со всех концов

                                К вам слетятся, как домой,

                                Стайки на крыльцо.

                                Небогаты их корма,

                                Горсть одна нужна,

                                Горсть одна – и не страшна

                                Будет им зима.

                                Сколько гибнет их –

                                Не счесть, видеть тяжело!

                                А ведь в нашем сердце есть

                                И для них тепло.

                                Разве можно забывать:

                                Улететь могли,

                                А остались зимовать

                                Заодно с людьми.

Педагог. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу.

Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните: каждая птица предпочитает свой корм.

Вот  у  нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы.) 

Педагог. Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

                                Приучите этих птиц

                                К своему окну,

                                Чтоб без песен не пришлось

                                Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, – вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Приложение 3

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: формировать представления о жизни птиц в холодное время года; развивать умение замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордиться; всякая птица своим клювом сыта; мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; птица чует, что холод будет.

ХОД  НАБЛЮДЕНИЯ

                                Голуби, голуби, 

                                Раз, два, три. 

                                Прилетели голуби-сизари. 

                                Сели и нахохлились у дверей. 

                                Кто накормит крошками сизарей? 

Воспитатель задает детям вопросы.

– Каких птиц вы видите на участке, на улице, около своего дома?

– Почему они прилетают к жилью человека?

– Зачем люди устраивают кормушки для птиц?

– Почему зимующих птиц надо подкармливать?

– Много ли птиц прилетает на наш участок?

– Что они едят?

– Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

–Есть ли кормушка возле вашего дома?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей – чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли. 

Трудовая деятельность: сбор семян для подкормки птиц в зимний период.     Цель: воспитывать желание заботиться о птицах, кормить их.

Приложение 2

Игры и упражнения по теме «Птицы»

Пальчиковая игра.

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения с текстом.

К кормушке

Сколько птиц к кормушке нашей 

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику),

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. 

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Птички

                                Птички прыгают, летают.

                                Крошки птички собирают.

                                Перышки почистили,

                                Клювики почистили,

                                Птички летают, поют,

                                Зёрнышки клюют.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут.) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку». (Сажают птицу на кормушку.)

                                Мы кормушку смастерили,

                                Мы столовую открыли.

                                В гости в первый день недели

                                К нам синицы прилетели,

                                А во вторник, посмотри,

                                Прилетели снегири.

                                Три вороны были в среду,

                                Мы не ждали их к обеду,

                                А в четверг со всех краёв

                                Стая жадных воробьёв.

                                В пятницу в столовой нашей

                                Голубь лакомился кашей,

                                А в субботу на пирог

                                Налетели семь сорок.

                                В воскресенье, в воскресенье

                                Было общее веселье.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение  подбирать антонимы к словам, внимание, мышление.

Ворона большая, а воробей – какой? (Маленький.)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (Маленький и тонкий.)

У снегиря грудка красная, а у синички – …?

Снегирь полетел высоко, а воробей – …?

Снегирь сидит на мокрой ветке, а воробей на …?

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: развитие языкового чутья, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.

Птица – птичка

Перо – … (перышко)

Крыло – … (крылышко)

Хвост – … (хвостик)

Клюв – … (клювик)

Синица – … (синичка)

Птенец – … (птенчик)

Воробей – … (воробышек)

Голубь – … (голубок)

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных.

Ворона – много ворон.

Сорока – много сорок.

Синица – много синиц.

Дятел – много дятлов.

Воробей – много воробьёв.

Подвижные игры.

«Птички в гнёздышках»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями, По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

«Воробушки и кот».

Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в

коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от

ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать

детей быть осторожными, занимая место, не толкать

товарищей.

Описание. Дети стоят вдоль стен комнаты на больших

кубах (высотой 15-20см) или скамейках – это воробушки

на крыше. В стороне сидит кошка (ребенок).

Воробьи на веточке

Весело качаются

Воробьи на веточке

Солнцу улыбаются

Полетел наш воробей

Крылышками машет

И наверно в воздухе

Полечку запляшет!

Вот присел у лужицы, хочет он напиться

Ну а хитрый Васька кот к воробью подкрался

Воробьишка, улетай!

От кота спасайся!

Они должны быстро улететь в гнездышки, заняв свои

места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в

дом (дети пропускают одно повторение игры).

5 раз