Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Куржумова Алёна Валерьевна

 

- расширять представления детей об историческом времени:

древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях от древности до настоящего времени;

- способствовать развитию исследовательской деятельности через знакомство

детей с технологией Н. А. Коротковой «Река времени»;

- активизировать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать их словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_kopiya.docx45.74 КБ

Предварительный просмотр:

   

Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени»

 по теме "Путешествие в прошлое "

 для детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

- расширять представления детей об историческом времени: древность -

старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях от древности до настоящего времени;

- способствовать развитию исследовательской деятельности через знакомство

детей с технологией Н. А. Коротковой «Река времени»;

- активизировать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать их

словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач, Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Обучающие: Формировать представления о временных отношениях на примере предметах письма людей, разнообразии  жилище, одежды, жилищ людей.

Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

методы: словесные, наглядные методы, практические методы

наглядные: демонстрационный материал панно «река времени» - картинки с изображением предметов (письма, жилища, одежды) древности, старине и нашем времени; раздаточный материал - для дидактической игры «Чьё жилище?»  на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель: ребята у вас скоро будит выпускной вечер, вы оденете свои красивые наряды , вы будите петь и танцевать. У вас будет много гостей на празднике. Я вам предлагаю написать приглашения для наших гостей. Проходите за столы. Перед вами лежат приглашения, в которых надо обвести буквы ручкой.

Дети берут ручки, начинают обводить. У некоторых детей не получается.

Дети: Ручка не пишет.

Воспитатель: Не пишет? Как вы думаете почему?

Дети: Закончились чернила.

Воспитатель: Да, ребята все дело в чернилах. А вам интересно узнать, чем раньше писали на Руси ?

Дети: Интересно.

Воспитатель: Когда то, очень давно нашу страну называли Русь. От этого слова произошло название нашей страны Россия.

    Вы хотите отправиться в путешествие в Прошлое. А как мы путешествуем в прошлое предметов по реке времени?

Дети: а как нам туда попасть?

 Воспитатель: мы сможем туда попасть, с помощью этих часов. При этом произнося волшебные слова:

«Стрелка, стрелка покрутись ,в прошлое нас перенеси»

Звучит загадочная музыка.

На доске изображена река с остановками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша река времени и мы видим на ней остановки. Нам нужно на каждой остановке  поместить картинки с изображением предметов  на соответствующие времена Древность, Старина и Современность. Ребята , а вы знаете что означают эти слова?

Ну что отправляемся и первая наша остановка.

1 остановка «Письменность»

Ребята  смотрите, деревянные палочки , уголь. Древние люди еще не умели разговаривать и общались с помощью рисунков. Они рисовали палочками на земле, углем на камне. Палочка-это и была первая ручка, которая называлась стиль. Давайте попробуем писать как древние люди.

Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Воспитатель: Вам удобно писать? Как вы думаете, такие записи надолго сохранятся?

Дети: Нет ненадолго.

Воспитатель: Почему? Докажите.

Дети: Записи стираются, ветер раздувает, вода смывает.

Воспитатель:  Ребята , а вы знаете чем в старину люди писали?

Проходили века, людям очень хотелось рассказать будущим поколениям о своей жизни и палочки - стиль заменили гусиным пером. Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей- водоплавающих птиц. Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей. (Показ пера)

Дети - Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. Люди обмакивали острый кончик пера в чернильницу с чернилами и писали на бумаге. Что же такое чернила? Слово «чернила» произошло от слова «чёрный», потому что самые первые чернила делали из угля или сажи, и они действительно имели черный цвет. Чтобы перо быстро не стиралось, придумали железные наконечники и стали одевать их на деревянную палочку. Так появилась перьевая ручка. Давайте попробуем обмакивать перья в чернила и писать.

Дети пробуют писать перьями.

Воспитатель: Вам так удобно писать?

Дети: Нет. Перья гнутся, остаются кляксы, рвется бумага, постоянно надо обмакивать перо в чернила, мараются руки.

Вы правы и люди захотели еще усовершенствовать перьевую ручку, и придумали шариковую ручку (она наполняется специально пастой, которая не стирается)

Шариковую ручку уже изобрели в настоящее время - время, в котором мы живем.

Ребята выберете картинки, и разместите их на нашей реке времени  (картинки; уголь, гусиное перо, перьевая ручка, шариковая ручка, фломастерами, красками, мелками, ручками).

Воспитатель:  Молодцы  ребята. Давайте посмотрим куда нас река дальше приведет.

 2 остановка, называется «Жильё».

Собери картинку.

- Наши предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете, в пещере было удобно жить? Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из чего строили дома?

 Какие еще дома бывают в наше время?

Игра «Чей дом».

- Юрта (сборный - разборный дом - кочуют всегда)

- Иглу (эскимосы)

- Чум (оленеводы)

 Дом кочевников, шатер, юрта и т. д.

Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе картинки с изображением домов человека древних времен, старины, современного мира?

- Давайте, эти все картинки разложим на реке времени

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим друг на друга. Скажите мне, во что вы одеты?

Ответ детей.

Воспитатель: следующая наша остановка так и называется «Одежда»

3 остановка «Одежда»

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки одежды разного времени.

Воспитатель: Первыми материалами для одежды человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Время шло, и люди научились шить одежду из разного материала. На Руси Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник.

 Ребята в старину шили , вышивали чем ? - своими руками .И мы сейчас с вами поиграем в игру .

Игра - «Ниточка с иголочкой» (под музыку)

Дети берут друг друга за руки – «ниточка». Впереди ведущий – «иголочка».

Ниточку тяну, тяну. (Дети идут по контуру круга)

За собой ребят веду.

Ты мой друг, и я, твой друг,

Вышиваем вместе круг.

Ниточку тяну, тяну. (Дети идут по контуру квадрата)

За собой ребят веду.

Здесь работать каждый рад.

Вышиваем мы квадрат.

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю взять по картинке и разместить их на нашей реке, к какому времени вы считаете её отнести. Какую одежду вы отнесете к современному времени?

Воспитатель: Вспомните виды одежды, которую носят современные люди.(ответы детей: детская, взрослая, сезонная.)

Чем она отличается от предыдущей? (ответы детей: удобная, красивая, современная)

Ребята, где мы с вами можем узнать, что сейчас носят?

Молодцы, как много вы знаете.

Воспитатель: Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня были молодцы.  

Рефлексия; Ребята на столе лежат смайлики  я предлагаю вам сейчас их взять и прикрепить на каждой остановке . Если вам понравилось наше путешествие то поставьте веселый смайлик. Если вам было не очень интересно то задумчивого. Но если вам совсем не понравилось то грустного.

Но нам нужно вернутся в детский сад, чтобы закончить наши пригласительные. Давайте  скажем волшебные слова «стрелка, стрелка– покружись, в наше время нас верни» (звучит таинственная музыка).


Непосредственно образовательная

деятельность с использованием технологии

 «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое "

 для

детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

- расширять представления детей об историческом времени: древность -

старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях от древности до настоящего времени;

- способствовать развитию исследовательской деятельности через знакомство

детей с технологией Н.А.Коротковой «Река времени»;

- активизировать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать их

словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач, Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Обучающие: Формировать представления о временных отношениях на примере предметах письма людей, разнообразии  жилище, одежды, жилищ людей.

Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей и

выстроена в соответствии с алгоритмом технологии «Река времени», состоящая

из этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно

выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как

каждая часть непосредственно образовательной деятельности направлена на

решение определенных задач с помощью методов и приемов в соответствии с

классификацией.

- вводная часть или организационно-мотивационного этапа, задачей которого являлась организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. Перед детьми возникла проблема: при написании пригласительных у ребят  закончились чернила в ручке.

Я предложила детям отправиться в Путешествие по реке времени.

Основная часть НОД в соответствии с технологией «Река времени» включила в себя «постановку цели исследования», «анализ-сравнение, обсуждение демонстрационного иллюстративного и предметного материала», сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели.

В вводной и основной частях, были использованы следующие методы и приёмы: словесные методы, – это рассказ, беседа, с использованием приёма наводящих вопросов для детей;

наглядные методы, выставка предметов,

практические методы – это игровой – дети очутились у реки времени, а с помощью перевода часов –перемещались во времени, это исследование предметов и манипуляция с ними,

это знакомство со способом действий, а именно детям была предоставлена

возможность при написании использовать предметы разных времен (уголь, гусиное перо, перьевая ручка, чернила), рассмотрели в каких домах жили и что носили люди в древности, старине и наше время.

В заключительной части НОД после сборки общей таблицы в процессе

сопоставления результатов исследования с помощью наводящих вопросов была

осуществлена рефлексия деятельности для проверки усвоения детьми предложенного материала.

Данное панно «Река времени» размещено в группе где дети в дальнейшем  смогут его дополнять другими картинками.

Все этапы НОД взаимосвязаны между собой, плавно вытекают один из другого и направлены на реализацию цели и на решение поставленных задач.

Содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. В процессе образовательной деятельности  интегрированы следующие образовательные области:

«познавательное развитие»,

«социально-коммуникативное развитие»,

«речевое развитие»,

игровая,

коммуникативная,

познавательно- исследовательская, двигательная.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, удовлетворял их познавательным потребностям. Для реализации задачи по речевому развитию задавала детям вопросы, отвечая на которые дети активизировали свою речь.

Я считаю, что в процессе непосредственно образовательной деятельности поставленные цели (как взрослая, так и детская) и задачи были достигнуты.

Данная форма организации НОД была эффективной, общение с детьми состоялось, было плодотворным для обеих сторон. На мой взгляд, дети были заинтересованы, активны, внимательны и чувствовали себя комфортно на протяжении всего нашего взаимодействия.

Этапы (последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей. Выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Обсуждение реального или вымышленного события

Педагог ребята у вас скоро будит выпускной вечер, вы оденете свои красивые наряды, вы будите петь и танцевать. У вас будет много гостей на празднике. Я вам предлагаю написать приглашения для наших гостей. Проходите за столы. Перед вами лежат приглашения, в которых надо обвести буквы ручкой.

Дети берут ручки, начинают обводить. У некоторых детей не получается.

Как вы думаете, почему ручка не пишет?

Педагог акцентирует внимание на предмете исследования. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально, вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания.

Проявляют заинтересован-ность. Вовлечены в диалог с педагогом.

Интересуется предметом новых знаний.

Постановка цели исследования

Педагог спрашивает.

 Ребята вам интересно узнать, чем раньше писали на Руси?

Когда то, очень давно нашу страну называли Русь. От этого слова произошло название нашей страны Россия. Вы хотите отправиться в путешествие в прошлое.

Педагог предлагает детям узнать, чем писали наши предки , какое жильё и одежда была у наших предков и из какого материала они были.

Интересно, ребята, а на чем мы с вами отправимся в прошлое?

Педагог создает проблемную ситуацию. Предлагает способ действия.

Педагог обыгрывает каждое высказывание ребенка, пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое можно с помощью волшебных часов

Вступают в диалог.

 

 

 

 

 

 

Вовлечены в диалог с педагогом.

Дети способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

 Произносим волшебные слова:

«Стрелка, стрелка покрутись, в прошлое нас перенеси»

Звучит музыка.

Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша река времени и мы видим на ней времена с остановками. Нам нужно на каждой остановке  поместить картинки с изображением предметов  на соответствующие времена Древность, Старина и Современность.

Первая наша остановка. «Письменность». Ребята  смотрите, деревянные палочки , уголь. Древние люди еще не умели разговаривать и общались с помощью рисунков. Они рисовали палочками на земле, углем на камне. Палочка-это и была первая ручка, которая называлась стиль. Давайте попробуем писать как древние люди.

Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Воспитатель: Вам удобно писать? Как вы думаете, такие записи надолго сохранятся?

Ребята , а вы знаете чем в старину люди писали?

Проходили века, людям очень хотелось рассказать будущим поколениям о своей жизни и палочки - стиль заменили гусиным пером. Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей- водоплавающих птиц. Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей. - Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. Люди обмакивали острый кончик пера в чернильницу с чернилами. люди захотели еще усовершенствовать перьевую ручку, и придумали шариковую ручку (она наполняется специально пастой, которая не стирается)

Шариковую ручку уже изобрели в настоящее время - время, в котором мы живем.

Ребята выберете картинки, и разместите их на нашей реке времени  (картинки; уголь, гусиное перо, перьевая ручка, шариковая ручка, фломастерами, красками, мелками, ручками).

2 остановка, называется «Жильё».

Собери картинку.

- Наши предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете, в пещере было удобно жить? Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из чего строили дома?

 Какие еще дома бывают в наше время?

3 остановка «Одежда»

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки одежды разного времени.

Воспитатель: Первыми материалами для одежды человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Время шло, и люди научились шить одежду из разного материала. На Руси Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник.

Ребята я вам предлагаю взять по картинке и разместить их на нашей реке, к какому времени вы считаете её отнести. Какую одежду вы отнесете к современному времени?

 

используется наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; педагог стимулирует интерес детей; рассказывает; даёт задание.

Рассматривает вместе с детьми, что изображено на картинках.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская деятельность

 

Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии.

 

Обобщает ответы детей о письменности в разные времена

 

 

Задает наводящие вопросы.

Использует наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей.

 

 

 

 

Обобщает ответы детей.

 

Стимулирует детей к деятельности.

 

Стимулирует на дальнейшее путешествие.

 

Задает вопросы.

 

  

Наглядно показывает.

 

Задает наводящие вопросы.

Обобщает ответы.

Наглядно показывает.

Повторяют слова

 

 

 

 

Проявляют заинтересован-ность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют познавательную активность.

Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Дети выясняют закономерности.

Делают самостоятельно заключения, исходя из полученного опыта.

 

 Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Дети проявляют познавательную активность.

 

 

 

 

Вступают в диалог.

 

 

 

 

 Продуктивная деятельность детей.

 

 

 

Дети пробуют писать перьями 

Высказывают предположения, делают вывод.

 

Вступают в диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Произносят слова.

 

 Собирают разрезные картинки с изображением жилья в разные времена: древность, старина, наше время.

 

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательный интерес.

Продуктивная деятельность.

Вступают в диалог.

Вступают в диалог.

Имеют представления об источнике новой информации, разного исторического времени (древности, старины, нашего времени)

Выбирают и группируют предметы

Выбирают и группируют предметы

Выбирают и группируют предметы

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

После распределения картинок по остановкам на разных исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю вам самим дома подумать и создать рисунки будущего, которые мы потом расположим на нашем историческом панно, на соответствующем этапе».

 

 

Предлагает поучаствовать в продуктивной деятельности.

Дети дома самостоятельно рисуют или подбирают картинки по остановкам для будущего времени.

.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о книгах определенного исторического времени.

Восхищается полученным результатом.

Рассказывают о распределении картинок на панно.

Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей.

Рефлексия

Педагог: Ребята на столе лежат смайлики  я предлагаю вам сейчас их взять и прикрепить на каждой остановке . Если вам понравилось наше путешествие то поставьте веселый смайлик. Если вам было не очень интересно то задумчивого. Но если вам совсем не понравилось то грустного. 

Ребята нам нужно вернутся в детский сад, чтобы закончить наши пригласительные. Давайте  скажем волшебные слова «стрелка, стрелка– покружись, в наше время нас верни» (звучит таинственная музыка).

Предлагает детям самостоятельно : выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах;

 

Закрепляют полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭЛЕКТРОНИКИ. ЗНАКОМСТВО С КОМПЬЮТЕРНОЙ МЫШКОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Программное содержание:Познакомить с устройством компьютерная мышь, как основного средства ввода информации. Формировать знания основных групп клавиш на «мышке». Формировать умение решать ...

Сценарий НОД по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой "Река времени" по теме "Путешествие в прошлое игрушек" с детьми подготовительной к школе группы

Знакомство детей подготовительной к школе группы с народными играми и игрушками прошлого, с их изменениями от древности до настоящего времени, используя технологию Н.А.Коротковой «Река времени&r...

Технологическая карта НОД в старшей группе комбинированной направленности по технологии Н.А. Коротковой "Река времени"

Представлена непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме «Путешествие в прошлое посуды» ...

Непосредственно образовательной деятельности по Познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Четные и нечетные числа» для детей подготовительной к школе группы с ТНР.

Тема НОД: Четные и нечетные числа.Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»Цель. Дать представление о четных и нечетных числах.Задачи:  Совершенствовать вычислительны...