Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы Тема: «Подводный мир»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию с элементами эксперементирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podvodnyy_mir.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Конспект НОД по познавательному развитию

подготовительной группы

Тема: «Подводный мир»

Подготовила

Воспитатель

высшей категории:

Сафонова Дамира Камилевна

с. п Унъюган, 2020 г.

Ход занятия:
I.   - Организационный момент.
 
Воспитатель: 
Ребята к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. 
Дети дружно стали в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пока вас не было ребята, я начала рисовать картину «Подводный мир» для детей средней группы. Оказывается, они совсем ничего не знают о подводном мире. А вы знаете? 
Ответы детей: Да! 
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о подводном мире, значит вы наверное, сможете мне помочь закончить эту картину? Поможете? (Да) 
Воспитатель: Как хорошо! Только для того чтобы её закончить нам нужно отправиться на юг в подводное путешествие, опустится на самое дно и достать недостающие элементы. Вы согласны (ДА) 

СЛАЙД №1
Детский сад наш изменился,

В море быстро превратился.

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать.

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!
Слайд №2 «Морской прибой»

- Как вы думаете, что это за звук? (Шум моря) 
- А что такое море? (Большой водоём солёной воды) 
- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая? Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой. 
- Кто из вас видел море? 
- На чём можно путешествовать по морю? (Лодка, катер, корабль.) 
- А на чём путешествуют под водой? (Подводная лодка, батискаф) 
Воспитатель: Мы будем путешествовать на батискафе. 
II - Основная часть
Слайд №3 «БАТИСКАФ»
БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – изготовлены из толстого стекла. 
Занимайте места в батискафе. (Дети садятся на стульчики) 
Когда батискаф погружается вокруг него бурлит вода
Начинаем отсчёт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! (
Звук бурлящей воды включить на слайде с батискафом).
(Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками и ведут отсчёт) 
Начинаем погружение! Пока мы будем погружаться я предлагаю вам провести исследования морской и пресной воды в нашей подводной лаборатории. (Проходим за столы) 
Воспитатель: Ребята, перед нами две ёмкости с водой в одной пресная в другой морская. Мы можем посмотреть и определить на вид? (Нет. На вид она одинаковая, прозрачная) 
Воспитатель: Тогда, как мы можем определить, какая вода морская или пресная? (Попробовать, на вкус) 
Воспитатель: Правильно, мы можем определить на вкус. 
А ещё, мы можем провести опыты. 
Опыт №1 «Соленая вода плотная и тяжелая»
В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода. 
В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем. 
Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана? 
Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности. 
Опыт №2 «В морской воде плавать легко»
В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить картофелину в банку с пресной водой. Что произошло? (Она утонула). Теперь положим эту же картофелину в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (Картофелина плавает).
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы. 
Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче.

Хотите в этом убедиться? Проходите на свои места поближе к иллюминаторам.

Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы. Кто первый встретился нам на пути? Слайд № 4 «Кит»
Воспитатель: Киты – гиганты среди млекопитающих. Питаются планктоном или мелкой рыбой. Голубой кит – самое большое животное, когда-либо жившее на Земле. 
Слайд № 5 «Дельфины»
Дети: Дельфины самые дружелюбные животные. Они с симпатией относятся к людям и всегда готовы прийти к ним на помощь. Питаются дельфины рыбками и моллюсками. 
Воспитатель: Киты и дельфины - морские млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? 
Рассказ ребёнка у доски. 
(САША).
(У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Тело их гладкое у них нет чешуи. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать каждые 15-20 мин, чтобы глотнуть воздух.) 
Воспитатель: Давайте подышим, как дельфины. Нужно встать на ноги руки сзади в «замок», распрямить плечи, вдохнуть через нос, задержать дыхание и посчитать на вдохе до «трёх», выдохнуть через рот. 
Упражнение на дыхание «Дельфины»
Слайд № 6 «Стайка рыб»
Воспитатель: Какая красивая стайка рыб! 
Д/ игра «Поиграй с рыбками» На экране
- Чем рыбки отличаются? (Размером, окраской, формой) 
- Что у них общего? (Есть плавники, хвост, тело покрыто чешуёй, имеют центральную кость - позвоночник; дышат жабрами, появляются из икринок) 
Рыбки хотят с нами поиграть. 
СЛАЙД № 7
- Посчитайте сколько всего здесь рыбок? (Дети считают: одна рыба, две рыбы.) 
- Сколько рыбок плывёт налево? (Сосчитай и покажи цифрой) 
- Сколько рыбок плывёт направо? (Сосчитай и покажи цифрой)

СЛАЙД № 8    Д/И «Посели рыбок в аквариум» 
Воспитатель: Ой, кто - то спугнул рыбок? СЛАЙД № 9
СЛАЙД № 10 «Акула»
Гроза всех рыб из всех морей. 
Никто не точит зуб острей. 
Вся челюсть – острые ножи. 
Ты не боишься? Зря… дрожи! 
Её боится даже кит, 
А безопасна, если спит. 
Потрогать можно, раз заснула. 
Кто эта рыбина? (Акула) 
Воспитатель: Это злобная акула. Вы её боитесь? Давайте-ка скорее отсюда уплывём, не хочется попасть в её пасть, но она нам приготовила загадки и тогда мы сможем двигаться дальше.

СЛАЙД №11 ЗАГАДКИ
А мы продолжаем погружаться всё глубже здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды. 
Воспитатель: Вот мы и добрались до самого дна. Мы можем выйти из батискафа в море? (Нет - нужно одеть акваланги и гидрокостюмы) 
Слайд № 12 «Акваланг»
Все умеют плавать? Мы сейчас проверим! 
СЛАЙД №13 Физминутка
К морю быстро мы спустились, (Шагаем на месте.) 
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.) 
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) 
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.) 
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.) 
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.) 
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.) 
Повернулись. на спине
Развернулись все ко мне. 
Слайд № 14
- Что вы видите на морском дне? (Ракушки, песок, мелкие камешки) 
Слайд № 15
- Что растёт на морском дне? (Кораллы) 
Слайд № 16
- А это что? (Водоросли они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету)
- Как вы думаете, почему их называют водорослями? (Растут в воде). 
Воспитатель: Как раз то что нужно для нашей картины. Возьмём себе немного. 
(Берем со стола ракушки, водоросли из бумаги на картину) 
Посмотрите, здесь, кто - то прячется. 
Слайд №17 и 18 «Жители морского дна»
Воспитатель: Назовите жителей морского дна (медуза, осьминог, морской конёк, морская звезда, краб, морская черепаха)

Слайд № 19 «Морской конек»
Рассказ ребёнка у доски о морском коньке.
(Вика Ш) 

Морской конек -  маленькая симпатичная морская рыбка необычной формы из рода костистых рыб. Взглянув на эту рыбку, сразу вспоминается шахматная фигурка коня. Длинная шея – отличительная особенность конька. Необычное строение хвостика позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться в них, почувствовав опасность. Способность маскироваться делает морского конька практически неуязвимым. Питается морской конек планктоном, рачками и креветками. Вертикальное расположение морского конька относительно воды – его отличительная особенность.
Воспитатель: Морские коньки пришли к нам с хитрыми вопросиками. Слайд № 20
Игра «Не зевай – на вопросы быстро отвечай».
- На что похожа медуза? (На зонтик) 
-Сколько глаз у медузы? (24) 
- Как называются ноги осьминога? (Щупальца) 
-Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (Морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное) 
- Сколько лап у краба? (10) 
- Что не умеет делать морская черепаха? 
- Зачем она выходит на берег? 
- Назови морские слова начинающиеся на звук "К"(капитан, конёк, краб, корабль, качка,. ) 
Молодцы, вы справились!

СЛАЙД № 21
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем обратный отчёт: 
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1! 
Воспитатель: Вот ребята мы и вернулись в наш детский сад. 
Какая красивая у нас картина, но чего — то здесь не хватает? (Рыбок) 
Да, рыбок мы их сделаем сами. Но сначала мы подготовим наши ручки. 
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями) 
Рыбке весело играть. (Изображают, как плывет рыбка.) 
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.) 
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.) 
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка) 
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.) 
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) 
Рыбка быстро уплыла. 
Воспитатель: Рыбок мы будем выполнять в технике – коллаж. 
(дети под музыку выполняют работу) 
СЛАЙД № 22
Дополняем картину рыбками. 
III- часть. Рефлексия
Воспитатель: Спасибо ребята, вы мне очень помогли! О своих впечатлениях мы должны рассказать малышам и в этом нам поможет наша картина.

Вам понравилось морское путешествие? (Дети делятся впечатлениями) 
Я узнал. 
Я научился. 
Мне понравилось. 
Для меня стало новым. 
Меня удивило. 
У меня получилось. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» подготовительная группа тема: «Дорогою добра»

На этом занятии мы поговорим об особых людях и о том, как можно помочь им в преодолении трудностей. Ребята познакомятся с такими понятиями, как «люди с инвалидностью», «пандус», «паралимпийские игры»,...

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы "Если хочешь быть здоров!"

Этот конспект поможет вам закрепить с детьми знания о здоровом образе жизни...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну математики»

Данный материал предназначен для внедрение в практическую деятельность педагога дошкольного образования.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и прод...

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Познавательное развитие подготовительная группа тема: "Космос"

Конспект НОД по теме: "Космос" для детей 6-7 лет...

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группе Тема: «Путешествие по улицам героев»

Цель занятия знакомство детей старшего дошкольного возраста с героями– земляками Великой Отечественной Войны, в честь которых названы улицы города Тамбова...