Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»
материал по окружающему миру (средняя группа)

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста

«Загадочный мир космоса»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osvoenie_zagadochnogo_mira_kosmosa.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста

«Загадочный мир космоса»

                                                                       Воспитатель: Саидова С.А.

        Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи программы
  3. Основные принципы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Перспективное планирование для детей
  6. Список литературы  

Пояснительная записка

В учебные планы школ вновь введен предмет «астрономия». Действительно, раскрыть тайны и загадки Вселенной невозможно без астрономии, поэтому считаем, что уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей первоначальные представления о космосе. Детей старшего дошкольного возраста всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, недоступное будоражит детскую фантазию, но вымышленные персонажи любимых мультфильмов – космические пираты, герои звездных войн искажают представления о космосе. Дошкольники задают множество вопросов: «Почему луна здесь, а у бабушки она тоже светит?», «Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» Актуальностью данной темы является то, что в дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми

Задачи: Способствовать формированию первоначальных представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста Развивать у воспитанников устойчивый интерес к познанию космического пространства

Активизировать лексический запас детей по теме «Космос»

Развивать интеллектуальные способности детей и их творческий потенциал

Воспитывать чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете  

Повысить активность и заинтересованность родителей в вопросах формирования у детей представлений о космосе

При разработке программы мы руководствовались принципами:

Принцип психологической комфортности

Принцип научности

Принцип доступности

Принцип минимакса

Принцип интеграции

Принцип «от простого к сложному»

 Ожидаемые результаты реализации Программы:

У детей сформированы представления о космосе, устойчивый интерес к

познанию космического пространства.

Активизирован лексический запас детей по теме «Космос»

(«созвездие», «спутник», «скафандр», «метеорит», «орбита», «телескоп» и

др.).

Повышен уровень интеллектуальных способностей детей, их

творческого потенциала.

Воспитанники овладели навыками моделирования, умеют

анализировать, устанавливать причинно следственные связи объектов и

явлений.

Повышена активность и заинтересованность родителей в вопросах

формирования у детей представлений о космосе.

                       Перспективное планирование для детей

№ №

п/п

Тема

Программное содержание

Интеграция областей

1.

«Космос – космическое пространство» 

(3занятия) – сентябрь-октябрь

Познакомить детей с понятиями «Космос», «космическое пространство». Дать понятие Земля-планета, ее спутник Луна, космонавты-покорили космос.

Речь: звезды, планеты, космическое пространство, космонавт, невесомость, безвоздушное пространство, «метеориты», кометы, космические тела.

Музыка: «космическая музыка», движения под музыку; невесомость, выход в открытый космос, полет…

Игровые упражнения, слушание музыки, игра «Космонавты на луне»

2.

«Планета земля» 

(1 занятие) - октябрь

Дать детям знания о том, что земля планета солнечной системы. Рассказать, почему на земле есть жизнь. Рассмотреть с детьми глобус, глобус – это макет земли: на нем синие моря, океаны, реки, есть материки и островки. Дать знания о смене дня и ночи, почему это происходит.

ИЗО-деятельность: аппликация «Планета Земля и космос»

Коллективное занятие:

Материал: панно, тонированное синем цветом, цветная бумага, фольга, гофрированная бумага. Дети изготавливают из разных видов бумаги солнце, землю, луну и другие планеты.

3.

Серия занятий «Планеты солнечной системы» (7занятий и досуг) - ноябрь, декабрь, январь

Знакомство детей с планетами солнечной системы, их названием, особенностями, расположением: Марс, Венера, Юпитер, Меркурий, Плутон.

Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, их особенности, расположение о солнца и земли.

Рисование (планеты):

Лепка (панно): планеты и солнце

Аппликация: «Наши соседи»

Ручной труд: «Планеты солнечной системы»

Составление загадок и стихов о космосе.

Досуг – спортивно-музыкальный: «Мы космонавты с планеты «Земля»».

4.

Серия занятий «Путешествие Белки и Стрелки»

«Первый космонавт Ю.Гагарин»

«Первая женщина космонавт В.Терешкова»

«Выход в космос Леонов» (4 занятия) – март, апрель

Дать детям знания об освоении космоса, опытах ученых, космический аппарат, о полетах человека в космос.

Систематизировать знания детей о полетах вокруг земли, на луну, о выходе человека в космическое пространство.

ИЗО-деятельность:

Коллективная работа «Полет в космос» макет космического пространства, полет ракеты, вид земли и солнца

Конструирование: ракета «Восток-первый полет»

Лепка: «Космонавты-выход в космос»

Ручной труд: «Полет над землей».

5.

Досуг ко Дню космонавтики – апрель

Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, об изучении космоса.

Стихи, загадки, игры, рассказы.

Музыкальный досуг: Песни о космосе, стихотворения-загадки.

№ №

п/п

Тема

Программное содержание

Интеграция областей

Инсценировка «Космонавты на луне»

Спортивные игры, эстафеты.

Закрепление представлений о космонавтах-гордости России.

Конкурс рисунка

«Космос и мы»

Семейный конкурс работ, выставка-оформление зала.

6.

Жители космоса – звезды (1занятие) - май

Рассказать детям о звездах, их отличия от планет, дать представление о солнце, которое дарит жизнь на земле (Почему? Рассмотреть картину звездного неба, созвездий, их расположении, смена дня и ночи.

Коллективная работа: составление пазла – «Звездное небо»

Рисование: «Карта звездного неба», «Мы в планетарии»

Игра сюжетно-ролевая: «Мы астрономы», «Полет к звездам»

7.

Спутник Земли – Луна (1 занятие) - май

Рассказать детям о луне – спутнике земли, дать представление о ней, ее положении, о смене дня и ночи, о форме луны, о том, почему она светится ночью. Почему превращается в месяц и меняет форму. Рассказать о лунных затмениях, о ее роли в жизни.

ИЗО + музыкальное слушанье: «Лунная соната».

Рисование: Трафарет «Лунная ночь»

Материал: гуашь, акварель, пластилин…

Выставка детских работ «Земля и луна».

8.

Музей и дети: «Планетарий» - май

Рассказ воспитателя о планетарии, рассматривание иллюстраций

О цели создания музея, об экспонатах, представленных в нем.

Коллективный труд:

«Планетарий – звездное небо в зонтике»

Материал: цветная бумага, фольга, картон, трубочки для коктейля, бусинки, ракушки.

Рекомендации родителям:

«Семейная выставка»

Сходить с детьми в планетарий.

«Что мы видели в музее». Экскурсия по музею (выставка работ).

Список литературы:

1. Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр. 235

2. Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.

3. Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр. 156.

4. Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр. 287.

5. Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр. 95.

6. Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр. 456.

7. Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.

8. Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр. 158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик"  рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста в шашаки и уголки "Умняшка"

Недостаточно просто научить детей расставлять шашки на доске и показать простейшие ходы и правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидеть ход соперника и просчитывать комбинац...