Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»
материал по окружающему миру (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста
«Загадочный мир космоса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osvoenie_zagadochnogo_mira_kosmosa.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста
«Загадочный мир космоса»
Воспитатель: Саидова С.А.
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель, задачи программы
- Основные принципы
- Ожидаемые результаты
- Перспективное планирование для детей
- Список литературы
Пояснительная записка
В учебные планы школ вновь введен предмет «астрономия». Действительно, раскрыть тайны и загадки Вселенной невозможно без астрономии, поэтому считаем, что уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей первоначальные представления о космосе. Детей старшего дошкольного возраста всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, недоступное будоражит детскую фантазию, но вымышленные персонажи любимых мультфильмов – космические пираты, герои звездных войн искажают представления о космосе. Дошкольники задают множество вопросов: «Почему луна здесь, а у бабушки она тоже светит?», «Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» Актуальностью данной темы является то, что в дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи: Способствовать формированию первоначальных представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста Развивать у воспитанников устойчивый интерес к познанию космического пространства
Активизировать лексический запас детей по теме «Космос»
Развивать интеллектуальные способности детей и их творческий потенциал
Воспитывать чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете
Повысить активность и заинтересованность родителей в вопросах формирования у детей представлений о космосе
При разработке программы мы руководствовались принципами:
Принцип психологической комфортности
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип минимакса
Принцип интеграции
Принцип «от простого к сложному»
Ожидаемые результаты реализации Программы:
У детей сформированы представления о космосе, устойчивый интерес к
познанию космического пространства.
Активизирован лексический запас детей по теме «Космос»
(«созвездие», «спутник», «скафандр», «метеорит», «орбита», «телескоп» и
др.).
Повышен уровень интеллектуальных способностей детей, их
творческого потенциала.
Воспитанники овладели навыками моделирования, умеют
анализировать, устанавливать причинно следственные связи объектов и
явлений.
Повышена активность и заинтересованность родителей в вопросах
формирования у детей представлений о космосе.
Перспективное планирование для детей
№ № п/п | Тема | Программное содержание | Интеграция областей |
1. | «Космос – космическое пространство» (3занятия) – сентябрь-октябрь | Познакомить детей с понятиями «Космос», «космическое пространство». Дать понятие Земля-планета, ее спутник Луна, космонавты-покорили космос. Речь: звезды, планеты, космическое пространство, космонавт, невесомость, безвоздушное пространство, «метеориты», кометы, космические тела. | Музыка: «космическая музыка», движения под музыку; невесомость, выход в открытый космос, полет… Игровые упражнения, слушание музыки, игра «Космонавты на луне» |
2. | «Планета земля» (1 занятие) - октябрь | Дать детям знания о том, что земля планета солнечной системы. Рассказать, почему на земле есть жизнь. Рассмотреть с детьми глобус, глобус – это макет земли: на нем синие моря, океаны, реки, есть материки и островки. Дать знания о смене дня и ночи, почему это происходит. | ИЗО-деятельность: аппликация «Планета Земля и космос» Коллективное занятие: Материал: панно, тонированное синем цветом, цветная бумага, фольга, гофрированная бумага. Дети изготавливают из разных видов бумаги солнце, землю, луну и другие планеты. |
3. | Серия занятий «Планеты солнечной системы» (7занятий и досуг) - ноябрь, декабрь, январь | Знакомство детей с планетами солнечной системы, их названием, особенностями, расположением: Марс, Венера, Юпитер, Меркурий, Плутон. Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, их особенности, расположение о солнца и земли. | Рисование (планеты): Лепка (панно): планеты и солнце Аппликация: «Наши соседи» Ручной труд: «Планеты солнечной системы» Составление загадок и стихов о космосе. Досуг – спортивно-музыкальный: «Мы космонавты с планеты «Земля»». |
4. | Серия занятий «Путешествие Белки и Стрелки» «Первый космонавт Ю.Гагарин» «Первая женщина космонавт В.Терешкова» «Выход в космос Леонов» (4 занятия) – март, апрель | Дать детям знания об освоении космоса, опытах ученых, космический аппарат, о полетах человека в космос. Систематизировать знания детей о полетах вокруг земли, на луну, о выходе человека в космическое пространство. | ИЗО-деятельность: Коллективная работа «Полет в космос» макет космического пространства, полет ракеты, вид земли и солнца Конструирование: ракета «Восток-первый полет» Лепка: «Космонавты-выход в космос» Ручной труд: «Полет над землей». |
5. | Досуг ко Дню космонавтики – апрель | Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, об изучении космоса. Стихи, загадки, игры, рассказы. | Музыкальный досуг: Песни о космосе, стихотворения-загадки. |
№ № п/п | Тема | Программное содержание | Интеграция областей |
Инсценировка «Космонавты на луне» Спортивные игры, эстафеты. Закрепление представлений о космонавтах-гордости России. | |||
Конкурс рисунка | «Космос и мы» | Семейный конкурс работ, выставка-оформление зала. | |
6. | Жители космоса – звезды (1занятие) - май | Рассказать детям о звездах, их отличия от планет, дать представление о солнце, которое дарит жизнь на земле (Почему? Рассмотреть картину звездного неба, созвездий, их расположении, смена дня и ночи. | Коллективная работа: составление пазла – «Звездное небо» Рисование: «Карта звездного неба», «Мы в планетарии» Игра сюжетно-ролевая: «Мы астрономы», «Полет к звездам» |
7. | Спутник Земли – Луна (1 занятие) - май | Рассказать детям о луне – спутнике земли, дать представление о ней, ее положении, о смене дня и ночи, о форме луны, о том, почему она светится ночью. Почему превращается в месяц и меняет форму. Рассказать о лунных затмениях, о ее роли в жизни. | ИЗО + музыкальное слушанье: «Лунная соната». Рисование: Трафарет «Лунная ночь» Материал: гуашь, акварель, пластилин… Выставка детских работ «Земля и луна». |
8. | Музей и дети: «Планетарий» - май | Рассказ воспитателя о планетарии, рассматривание иллюстраций О цели создания музея, об экспонатах, представленных в нем. | Коллективный труд: «Планетарий – звездное небо в зонтике» Материал: цветная бумага, фольга, картон, трубочки для коктейля, бусинки, ракушки. |
Рекомендации родителям: «Семейная выставка» | Сходить с детьми в планетарий. | «Что мы видели в музее». Экскурсия по музею (выставка работ). |
Список литературы:
1. Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр. 235
2. Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.
3. Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр. 156.
4. Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр. 287.
5. Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр. 95.
6. Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр. 456.
7. Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.
8. Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр. 158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста в шашаки и уголки "Умняшка"
Недостаточно просто научить детей расставлять шашки на доске и показать простейшие ходы и правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидеть ход соперника и просчитывать комбинац...