Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста в шашаки и уголки "Умняшка"
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Недостаточно просто научить детей расставлять шашки на доске и показать простейшие ходы и правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидеть ход соперника и просчитывать комбинации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnyashki_2022.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ д/с
390 «Берег детства»
Гришачева Е .Ю.________________
Приказ №_________ от __________
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад о № 390»
«Берег детства»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и
старшего дошкольного возраста в шашки и уголки
«Умняшки»
Автор-составитель:
Ивкина Елена Юрьевна
Воспитатель МАДОУ д/с 390 «Берег детства»
Новосибирск , 2022г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Структура занятий……………………………………………………4
- Форма занятий………………………………………………………..4
- Методы………………………………………………………………..4
- Планируемые результаты……………………………………………5
- Рекомендации по проведению занятий……………………………..5
- Примерное перспективное планирование занятий по программе «Умняшки»……………………………………………………………5
- Сроки реализации программы……………………………………….7
- Мониторинг, направленный на усвоение программы……………...7
- Цикл занятий…………………………………………………………..8
- Список используемой литературы………………………………….16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решением разработать и внедрить в образовательный процесс представленную программу, было вызвано тем, что игра в шашки общедоступна, с простыми на первый взгляд правилами и в тоже время является очень сильной интеллектуальной игрой, развивающей мыслительные процессы.
Многие родители заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но сами не могут уделить этому должного внимания.
Недостаточно просто научить детей расставить шашки на доске, показать простейшие ходы и объяснить правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидить ходы соперника, ориентироваться на шашечном поле, читать диаграммы и просчитывать комбинации.
Дошкольный возраст – самое лучшее время для развития интеллектуальных и логических способностей ребенка. В этом возрасте дети мгновенно впитывают информацию, обрабатывают ее и выдают уже в усвоенном виде. Главное – поддерживать эту способность, предоставляя детям, различные интеллектуальные игры с простыми правилами, за счет которых ребенок быстро осваивает азы игры и приступает к совершенствованию своих навыков.
Настоящая программа разработана для шашечного кружка «Умняшки» в дошкольном учреждении для детей среднего и старшего дошкольного возраста и предусматривает изучение детьми истории шашек, материала по теории, практике, участие в турнирах как внутри группы, так и с участием родителей детей.
Дополнительно воспитанникам предлагается еще одна интеллектуальная игра – «Уголки», которая также как и шашки развивает у детей логическое мышление, ориентировку в пространстве, на шашечном поле, усидчивость, целеустремленность в достижении результата.
Цель: Создание условий для развития логического мышления и мыслительных процессов через занятия в шашки и уголки.
Задачи:
- Знакомить детей с историей возникновения игры в шашки.
- Обучать правилам игр в шашки и уголки.
- Обучать основам шашечной игры.
- Обучать основам игры в уголки
- Обучать простым комбинациям, теории и практике игры.
- Развивать мыслительные процессы в тренировочных играх.
- Воспитывать, настойчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, внимательность, трудолюбие, усидчивость.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на работу с детьми 4-5, 5-6 лет на 1 год обучения и состоит из следующих этапов:
- Ознакомительный, обучающий.
- Развивающий. Закрепляющий.
1 этап (октябрь-декабрь)
На первом этапе воспитанники знакомятся с историей возникновения игр в шашки и уголки. Знакомятся с шашечным полем на шахматной доске, расстановкой шашек, согласно правилам игр, с основными терминами и начинают тренировочные игры. Завершается первый этап турниром внутри группы.
2 этап (январь-апрель)
На втором этапе дети изучают комбинации, концовки, диаграммы. Продолжают тренировочные игры в шашки и уголки. Участвуют в турнирах детского сада с привлечением родителей. К концу второго этапа дети должны овладеть полученными знаниями и уметь применять их на практике. В апреле проводится итоговый турнир, и подводятся итоги за год с вручением дипломов и грамот.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
В проведении занятий используются формы индивидуальной, парной и коллективной работы.
Основной формой работы являются обучающие игры-занятия:
- Игры в шашки и уголки.
- Тренировочные игры.
- Турниры.
- Сказки.
- Игры – путешествия.
- Импровизации.
Занятия проводятся в отдельном помещении.
Для теоритической части используются наглядные пособия и ИКТ-технологии.
МЕТОДЫ
- Словесный: рассказ, беседа, объяснение
- Наглядный: иллюстрации примеров, демонстрация позиций на шашечном поле.
- Практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, работа над партией.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На завершении обучения воспитанники освоят:
- Правила игры в шашки и уголки
- Шашечные термины: белое, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамка, дамочные поля, блокировка, ничья, рубить и т.д.
- Ориентироваться на шашечном поле
- Применять на практике правила игры
- Следить за ходом противника
- Решать простейшие комбинации
- Расставлять позиции по заданным условиям
- Рассчитывать соотношение сил
- Проявлять инициативу
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
- При организации игр – занятий по шашкам и уголкам педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, интересы каждого ребенка.
- Проводить беседы и объяснения по теории и практике игр в шашки и уголки.
- Включать в тренировки ИКТ – технологии.
- Демонстрировать комбинации на доске.
- Проводить тренировочные турниры.
- Завершать этапы образования соревнованиями с вручением дипломов, поощрений.
- Использовать детскую инициативу и быть тактичным к каждому ребенку.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «УМНЯШКИ»
№ | Название темы | Кол-во занятий | Содержание |
октябрь | |||
1 | Знакомство с историей возникновения игр «Шашки», «Уголки» | 4 | Чтение сказки «Зайкины шашки» Е.М.Юровский, А.П.Кондратьева Просмотр видеоуроков Показательные игры с педагогом |
2 | Знакомство с шахматной доской и шашечным полем | 1 | Чтение сказки «Зайкины шашки» Решение задач на шашечном поле. |
3 | Шашечная терминология и правила игры в шашки | 1 | Чтение сказки «Зайкины шашки» Тренировочная игра в шашки с использованием шашечной терминологии. |
4 | Ходы и взятие фигур | 1 | Тренировочные игры |
5 | Закрепление материала | 1 | Турнир внутри группы на закрепление материала |
ноябрь | |||
1 | Шашечная партия | 2 | Тренировочные игры в шашки |
2 | Правила игры в уголки | 2 | Тренировочные игры в уголки |
3 | Игры в шашки и уголки | 2 | Тренировочные игры в шашки и уголки на выбор детей |
4 | Закрепление материала по шашкам и уголкам | 2 | Турниры по шашкам и уголкам на закрепление материала |
декабрь | |||
1 | Шашечная комбинация | 4 | Индивидуальные задания по комбинациям на шашечном поле. |
2 | Особенности хода дамки | 2 | Тренировочные упражнения |
3 | Практика игры в шашки и уголки | 2 | Турниры по шашкам и уголкам с вручением дипломов и грамот |
январь | |||
1 | Дамка против простых шашек | 2 | Упражнения на выполнение ходов «дамкой» Тренировочные упражнения |
2 | Тактические приемы и особенности их применения | 2 | Тренировочные упражнения |
3 | Решение тестовых позиций | 2 | Тренировочные игры внутри группы |
февраль | |||
1 | Понятие «Адрес клетки» | 4 | Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. Тренировочные игры с проговариванием адреса хода, нападения. |
2 | Игровая практика в шашки и уголки | 1 | Анализ шашечных партий и игр в уголки |
3 | Способы защиты | 2 | Упражнения, тренировочные игры |
март | |||
1 | Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации | 4 | Упражнения, изучение схем шашечной игры. |
2 | Игровая практика | 4 | Тренировочные игры в шашки, уголки. |
3 | Практическое закрепление материала (шашки) | 1 | Турнир по шашкам. |
апрель | |||
1 | Атака и защита | 4 | Решение схем. Анализ партий. Тренировочные игры. |
2 | Подготовка к турнирам по шашкам и уголкам. | 3 | Тренировочные игры на закрепление материала по шашкам и уголкам. |
3 | Турнир по шашкам | 1 | Проведение турнира по шашкам с привлечением родителей детей. |
4 | Турнир по уголкам | 1 | Проведение турнира по уголкам |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В течение одного учебного года (с октября по апрель)
В течение одного учебного года должно быть проведено 56 занятий, 8 занятий в месяц.
Программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6 лет). Познавательная деятельность (шашки, уголки) проводится 2 раза в неделю. Длительность 25 – 30 мин. в зависимости от возраста детей. 25 мин для средней группы, 30 мин. для старшей группы. Работа с подгруппой (10 -12 человек)
МОНИТОРИНГ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На первых занятиях определяется уровень подготовленности ребенка к восприятию нового материала, готовность к получению новых знаний.
Педагог ведет журнал наблюдений, где фиксирует: готовность к получению новых знаний, усвоение материала, заинтересованность, инициативность, самостоятельность, итоги турниров в течение учебного года.
Для проверки усвоения материала проводятся задания, опросы, решение шашечных комбинаций, анализ партий, ходов, правил, игры с педагогом, беседы.
К концу года на итоговых турнирах выявить насколько воспитанники усвоили программу.
- Турниры внутри группы
- Игры с педагогом
- Решение комбинаций с элементами тактических приемов, изученных в течение года
- Опрос, беседы на знание правил
В предложенной программе допускаются корректировки содержания, форм занятий, времени на прохождение материала.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ
Октябрь
- Тема: «Знакомство с историей возникновения игр Шашки, Уголки»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения игр в шашки, уголки в виде сказок и видео.
Задачи: формировать у детей знания об истории возникновения шашек, воспитывать интерес к интеллектуальным играм, развивать внимательность.
Материал: видео, книга Юровского Е.М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», карандаши, раскраски.
- Тема: «Знакомство с шахматной доской и шашечным полем».
Цель: Формировать у детей представления о шахматной доске и шашечном поле.
Задачи: уточнить знания детей о шахматной доске, учить детей ориентировке на шахматной доске, расстановке шашечных фигур, развивать внимательность, зрительную память, воспитывать аккуратность в выполнении творческой работы по изготовлению своих шашек и доски для домашнего использования.
Материал: книга Юровского Е. М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, шахматная доска, шашки.
- Тема: «Шашечная терминология и правила игры в шашки»
Цель: учить правилам игры в шашки, шашечной терминологии, развивать внимательность и зрительную память в тренировочных играх в шашки, воспитывать интерес к игре, уважение к партнеру по игре.
Материал: Книга Юровского Е.М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», раскраски из книги, карандаши, шашки, шахматные доски.
- Тема: «Ходы и взятие фигур»
Задачи: учить детей простейшим ходам на собственном примере, закреплять знания правил игры в шашки, воспитывать усидчивость, уважение к партнеру, уверенность в себе, развивать мелкую моторику, ориентировку на шашечном поле.
Материал: шашки, шахматные доски, раскраски из книги Юровского и Кондратьевой «Зайкины шашки», мелки.
- Тема: «Закрепление материала»
Цель: закреплять знания детей о шашках, правилах игры, простейших ходов, шашечной терминологии.
Задачи: закреплять, полученные знания про шашки в октябре, учить обдумывать свои ходы, развивать зрительную память, ориентировку на шашечном поле, воспитывать усидчивость, целеустремленность.
Материал: шашки, шахматные доски, раскраски в подарок.
Ноябрь
- Тема: «Шашечная партия»
Цель: формировать знания детей о законченной шашечной партии.
Задачи: продолжать учить детей играть в шашки по правилам игры, знакомить с понятием «Шашечная партия», закреплять умение использовать простые ходы в игре и видеть ходы соперника, развивать логическое мышление, зрительную память, воспитывать усидчивость, целеустремленность, умение проигрывать с достоинством.
Материал: шашки, шахматные доски, раскраски, карандаши, книга Юровского и Кондратьевой «Зайкины шашки».
- Тема: «Правила игры в уголки»
Цель: формировать знания детей о правилах игры в «Уголки»
Задачи: расширять знания детей об интеллектуальных играх, знакомить с новой игрой «уголки», учить правилам игры в «уголки», развивать ориентировку на шашечной доске, согласно правилам новой игры, воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление познавать новое.
Материал: шашки, шахматные доски, подарки.
- Тема: «Игры в шашки и уголки»
Цель: формировать умение выбирать игру и партнера по игре.
Задачи: продолжать учить детей играть по правилам, использовать шашечную терминологию, развивать умение ориентироваться на шашечном поле, воспитывать уважение к партнеру, умение проигрывать достойно.
Материал: шашки, шахматные доски.
- Тема: «Закрепление материала по шашкам и уголкам»
Задачи: закрепить умение детей играть в шашки и уголки по правила, использование шашечной терминологии в игре в шашки, развивать умение ориентироваться на шашечном поле, согласно правилам игры в шашки или в уголки, воспитывать уважение к партнеру, умение проигрывать достойно.
Материал: шашки, шахматные доски, подарки – раскраски из книги «Зайкины Шашки».
Декабрь
- Тема: «Шашечная комбинация»
Цель: формировать понятие роли комбинации в шашечной игре, логическую связь мотива, идеи и механизма комбинации.
Задачи: учить детей логическому анализу шашечной игры, понятию о финальном ударе и способу нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Учить детей технике проведения комбинаций, закреплять полученные ранее знания о правилах, шашечной терминологии, простых и сложных комбинаций ходов, развивать зрительную память, ориентировку на шашечном поле, воспитывать умение добиваться своей цели в партии.
Материал: шашки, шахматные доски, раскраски, карандаши, мелки, примеры комбинаций на каждого воспитанника по 3 шт.
- Тема: «Особенности хода дамки»
Цель: формировать у детей дополнительные знания о ходах дамки.
Задачи: учить детей правильно использовать главную дорогу, двойники, тройники для ходов дамки, избегать ловушек от простых пешек, развивать логическое мышление в использовании комбинаций для продвижения ходов дамки, воспитывать уважение к партнеру.
- Тема: «Практика игры в шашки и уголки»
Цель: формировать у детей желание проводить турниры по шашкам и уголкам между воспитанниками группы.
Задачи: учить детей правилам выбора соперников по игре и последовательности проводимых партий, развивать внимательность, зрительную и слуховую память, воспитывать усидчивость, умение принимать как победу, так и поражение.
Материал: шашки, шахматные доски, грамоты участников, дипломы победителей, подарки.
Январь
- Тема: «Дамка против простых шашек»
Цель: Закрепить знания ходов дамкой, защиты против дамки простыми шашками.
Задачи: продолжать учить детей решать задачи на выполнение ходов дамки по косяку, главной дороги, закрепить правила игры в шашки, развивать логическое мышление при решении теоритических задач, воспитывать усидчивость, уверенность, целеустремленность.
Материал: бумага, карандаши, задания на листе форматом А- 5 в виде шашечного поля с комбинациями партий, шашки, шахматные доски.
- Тема: «Тактические приемы и особенности их применения»
Цель: формировать знания детей о тактических приемах и особенностей их применения.
Задачи: учить детей тактическим приемам игры в шашки, учить логическому мышлению и использовать полученные знания на практике, развивать зрительную и слуховую память, моторику рук, координацию движений кистей рук при игре в шашки, воспитывать усердие, уважительное отношение к противнику.
Материал: шашки, схемы тактических приемов, карандаши, листы в клетку, шахматные доски, раскраски в подарок.
- Тема: «Решение тестовых позиций»
Цель: продолжать формировать умение детей решать тестовые задачи.
Задачи: учить детей решать тестовые задачи по шашечным партиям, развивать умение находить верные решения в тестовых задачах, развивать память, мышление. Воспитывать усердие, целеустремленность, интерес к игре.
Февраль
- Тема: «Понятие «Адрес клетки»
Цель: формировать у детей знания об обозначении игровых полей как в шашках, так и в уголках.
Задачи: учить детей находить адрес клетки по обозначению игрового поля, развивать зрительную память, ориентировку на поле, воспитывать уважение к соперникам.
Материал: шашки, шахматные доски, линейки, карандаши, раскраски, мелки.
- Тема: «Игровая практика в шашки и уголки»
Цель: продолжать учить детей играть в шашки и уголки, соблюдая правила и используя полученные ранее знания.
Задачи: продолжать тренировочные партии по шашкам и уголкам, учить пользоваться шашечными комбинациями, выводить дамку на главную или двойную дорогу, развивать умение вспоминать решенные задачи и применить их в партии, развивать логическое мышление в играх, воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
Материал: шашки, шахматные доски, бумага в клетку, карандаши для записи ходов, раскраски.
- Тема: «Способы защиты»
Цель: познакомить детей со способами защиты от простых шашек и от дамки.
Задачи: продолжать учить детей в тренировочных играх использовать полученные знания, учить детей читать схемы по защите, развивать ориентировку по шашечному полю, воспитывать упорство в достижении своей цели.
Материал: шашки, шахматные доски, схемы, карандаши, линейки, раскраски, цветные карандаши.
Март
- Тема: «Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации»
Цель: продолжать формировать умение детей находить и подготавливать шашечные комбинации.
Задачи: закрепить знания детей о шашечных комбинациях, учить находить и подготавливать комбинации непосредственно в игре, учить анализировать законченную партию, развивать логическое мышление в игре, воспитывать уверенность в себе.
Материал: шашки, шахматные доски, схемы комбинаций, карандаши, раскраски, мелки.
- Тема: «Игровая практика»
Цель: продолжать формировать умение детей выбирать игру, играть до логического завершения.
Задачи: закреплять полученные знания в игре в шашки и в уголки, развивать память, логическое мышление, воспитывать целеустремленность.
Материал: шашки, шахматные доски, подарочные сувениры.
- Тема: «Практическое закрепление материала по шашкам»
Цель: провести турнир по шашкам внутри группы с закреплением пройденного материала.
Задачи: совершенствовать свои навыки в игре в шашки, развивать молниеносность своих решений, зрительную память, умение использовать шашечные комбинации, защиту в игре, воспитывать целеустремленность, усидчивость.
Материал: шашки, шахматные доски, грамоты, поощрения.
Апрель
- Тема: «Атака и защита»
Цель: формировать знания об атаке шашек и закрепить умение защищаться от простых шашек и от дамок.
Задачи: учить правилам атаки, анализировать партии, закрепить умение защищаться и атаковать дамку, развивать логическое мышление, координацию движений, воспитывать устойчивый интерес к интеллектуальным играм.
Материал: шашки, шахматные доски, карандаши, бумага в клетку, раскраски, мелки, поощрения.
- Тема: «Подготовка к турнирам по шашкам и уголкам»
Цель: закрепить весь пройденный материал по шашкам и уголкам в тренировочных играх.
Задачи: продолжать закреплять пройденный материал по играм в шашки и уголки, развивать усердие в подготовке к турнирам, воспитывать устойчивый интерес к играм в шашки и уголки, усердие, сосредоточенность.
Материал: шашки, шахматные доски, видеоигры, мультфильм.
- Тема: « Турнир по шашкам»
Цель: проведение турнира по шашкам с привлечением родителей детей в турнир.
Задачи: закрепить пройденный материал по шашкам, развивать логическое мышление, координацию движений, память, воображение, воспитывать целеустремленность, волю к победе, умение проигрывать.
Материал: шашки, шашечные доски, турнирная таблица, грамоты участников, дипломы победителей, поощрения.
- Тема: «Турнир по уголкам»
Цель: проведение турнира по уголкам с привлечением родителей детей в турнир.
Задачи: закрепить правила игры в уголки, развивать ориентировку на шашечном поле, зрительную память, быстроту реакции, воспитывать волю к победе, целеустремленность, умение побеждать и проигрывать.
Материалы: шашки, шахматные доски, турнирная таблица, грамоты участников и дипломы победителей, поощрения.
Список литературы
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Юрковский Е.М., Кондраньева Л. П. Зайкины шашки: Книжка для маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2001. – 64с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста технике оригами «Сказки из бумаги»
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественно...
Дополнительная общеразвивающая программа психолого-логопедического кружка для старшего дошкольного возраста «АЙ да Я».
Целью Программы является построение системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на выр...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...