Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста в шашаки и уголки "Умняшка"
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Недостаточно просто научить детей расставлять шашки на доске и показать простейшие ходы и правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидеть ход соперника и просчитывать комбинации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umnyashki_2022.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Утверждаю:      

Заведующий МАДОУ д/с

390 «Берег детства»

Гришачева Е .Ю.________________

Приказ №_________ от __________

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад о № 390»

«Берег детства»

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и  

старшего дошкольного возраста в шашки и  уголки

 «Умняшки»

Автор-составитель:

Ивкина Елена Юрьевна

Воспитатель МАДОУ д/с 390 «Берег детства»

Новосибирск , 2022г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Структура занятий……………………………………………………4
  3. Форма занятий………………………………………………………..4
  4. Методы………………………………………………………………..4
  5. Планируемые результаты……………………………………………5
  6. Рекомендации по проведению занятий……………………………..5
  7. Примерное перспективное планирование занятий по программе «Умняшки»……………………………………………………………5
  8. Сроки реализации программы……………………………………….7
  9. Мониторинг, направленный на усвоение программы……………...7
  10. Цикл занятий…………………………………………………………..8
  11. Список используемой литературы………………………………….16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Решением разработать и внедрить в образовательный процесс представленную программу,  было вызвано тем, что игра в шашки общедоступна, с простыми на первый взгляд правилами и в тоже время является очень сильной  интеллектуальной игрой, развивающей мыслительные процессы.

Многие родители заинтересованы в обучении  детей игре в шашки, но сами не могут уделить этому должного внимания.

        Недостаточно просто научить детей расставить  шашки на доске, показать простейшие ходы и объяснить правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидить ходы соперника, ориентироваться на шашечном поле, читать диаграммы и просчитывать комбинации.

        Дошкольный возраст – самое лучшее время для развития интеллектуальных и логических способностей ребенка. В этом возрасте дети мгновенно впитывают информацию, обрабатывают ее и выдают уже в усвоенном виде. Главное – поддерживать эту способность, предоставляя детям, различные интеллектуальные игры с простыми правилами, за счет которых ребенок быстро осваивает азы игры и приступает к совершенствованию своих навыков.

Настоящая программа разработана для шашечного кружка «Умняшки» в дошкольном учреждении для детей среднего и старшего дошкольного возраста и предусматривает изучение детьми истории шашек, материала по теории, практике, участие в турнирах как внутри группы, так и с участием родителей детей.

Дополнительно воспитанникам предлагается еще одна интеллектуальная игра – «Уголки», которая также как и шашки развивает у детей логическое мышление, ориентировку в пространстве, на шашечном поле, усидчивость, целеустремленность в достижении результата.

Цель: Создание условий для развития логического мышления и мыслительных процессов через занятия в шашки и уголки.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей возникновения игры в шашки.
  • Обучать правилам игр в шашки и уголки.
  • Обучать основам шашечной игры.
  • Обучать основам игры в уголки
  • Обучать простым комбинациям, теории и практике игры.
  • Развивать мыслительные процессы в тренировочных играх.
  • Воспитывать, настойчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, внимательность, трудолюбие, усидчивость.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

        Программа рассчитана на работу с детьми 4-5, 5-6 лет на 1 год обучения и состоит из следующих этапов:

  1. Ознакомительный, обучающий.
  2. Развивающий. Закрепляющий.

1 этап (октябрь-декабрь)

На первом этапе воспитанники знакомятся с историей возникновения игр в шашки и уголки. Знакомятся с шашечным полем на шахматной доске, расстановкой шашек, согласно правилам игр, с основными терминами и начинают тренировочные игры. Завершается первый этап турниром внутри группы.

2 этап (январь-апрель)

 На втором этапе дети изучают комбинации, концовки, диаграммы. Продолжают тренировочные игры в шашки и уголки. Участвуют в турнирах детского сада с привлечением родителей. К концу второго этапа дети должны овладеть полученными знаниями и уметь применять их на практике. В апреле проводится итоговый турнир, и подводятся итоги за год с вручением дипломов и грамот.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

        В проведении занятий используются формы индивидуальной, парной и коллективной работы.

        Основной формой работы являются обучающие игры-занятия:

  • Игры в шашки и уголки.
  • Тренировочные игры.
  • Турниры.
  • Сказки.
  • Игры – путешествия.
  • Импровизации.

Занятия проводятся в отдельном помещении.

Для теоритической части используются наглядные пособия и ИКТ-технологии.

МЕТОДЫ

  • Словесный: рассказ, беседа, объяснение
  • Наглядный: иллюстрации примеров, демонстрация позиций на шашечном поле.
  • Практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, работа над партией.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        

На завершении обучения воспитанники освоят:

  • Правила игры в шашки и уголки
  • Шашечные термины: белое, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамка, дамочные поля, блокировка, ничья, рубить и т.д.
  • Ориентироваться на шашечном поле
  • Применять на практике правила игры
  • Следить за ходом противника
  • Решать простейшие комбинации
  • Расставлять позиции по заданным условиям
  • Рассчитывать соотношение сил
  • Проявлять инициативу

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

  • При организации игр – занятий по шашкам и уголкам педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, интересы каждого ребенка.
  • Проводить беседы и объяснения по теории и  практике игр в шашки и уголки.
  • Включать в тренировки ИКТ – технологии.
  • Демонстрировать комбинации на доске.
  • Проводить тренировочные турниры.
  • Завершать этапы образования соревнованиями с вручением дипломов, поощрений.
  • Использовать детскую инициативу и быть тактичным к каждому ребенку.

        ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ  «УМНЯШКИ»

Название темы

Кол-во занятий

Содержание

октябрь

1

Знакомство с историей возникновения игр «Шашки», «Уголки»

4

Чтение сказки «Зайкины шашки»

Е.М.Юровский, А.П.Кондратьева

Просмотр видеоуроков

Показательные игры с педагогом

2

Знакомство с шахматной доской и шашечным полем

1

Чтение  сказки «Зайкины шашки»

Решение задач на шашечном поле.

3

Шашечная терминология

и правила игры в шашки

1

Чтение сказки «Зайкины шашки»

Тренировочная игра в шашки с использованием шашечной терминологии.

4

Ходы и взятие фигур

1

Тренировочные игры

5

Закрепление материала

1

Турнир внутри группы на закрепление материала

ноябрь

1

Шашечная партия

2

Тренировочные игры в шашки

2

Правила игры в уголки

2

Тренировочные игры в уголки

3

Игры  в шашки и уголки

2

Тренировочные игры в шашки и уголки на выбор детей

4

Закрепление материала по шашкам и уголкам

2

Турниры по шашкам и уголкам на закрепление материала

декабрь

1

Шашечная комбинация

4

Индивидуальные задания по комбинациям на шашечном поле.

2

Особенности хода дамки

2

Тренировочные упражнения

3

Практика игры в шашки и уголки

2

Турниры  по шашкам и уголкам с вручением дипломов и грамот

январь

1

Дамка против простых шашек

2

Упражнения  на выполнение ходов «дамкой»

Тренировочные упражнения

2

Тактические приемы и особенности их применения

2

Тренировочные упражнения

3

Решение тестовых позиций

2

Тренировочные игры внутри группы

февраль

1

Понятие «Адрес клетки»

4

Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары.

Тренировочные игры с проговариванием адреса хода, нападения.

2

Игровая практика в шашки и уголки

1

Анализ шашечных партий и игр в уголки

3

Способы защиты

2

Упражнения, тренировочные игры

март

1

Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации

4

Упражнения, изучение схем шашечной игры.

2

Игровая практика

4

Тренировочные игры в шашки, уголки.

3

Практическое закрепление материала (шашки)

1

Турнир по шашкам.

апрель

1

Атака и защита

4

Решение схем. Анализ партий. Тренировочные игры.

2

Подготовка к турнирам по шашкам и уголкам.

3

Тренировочные игры на закрепление материала по шашкам и уголкам.

3

Турнир по шашкам

1

Проведение турнира по шашкам с привлечением родителей детей.

4

Турнир по уголкам

1

Проведение турнира по уголкам

        

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        

        В течение одного учебного года (с октября по апрель)

        В течение одного учебного года должно быть проведено  56 занятий, 8 занятий в месяц.

        Программа разработана для детей  среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6 лет).  Познавательная деятельность  (шашки, уголки) проводится 2 раза в неделю. Длительность 25 – 30 мин. в зависимости от возраста детей. 25 мин для средней группы, 30 мин. для старшей группы. Работа с подгруппой (10 -12 человек)

МОНИТОРИНГ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        На первых занятиях определяется уровень подготовленности ребенка к восприятию нового материала, готовность к получению новых знаний.

        Педагог ведет журнал наблюдений, где фиксирует: готовность к получению новых знаний, усвоение материала, заинтересованность, инициативность, самостоятельность, итоги турниров в течение учебного года.

        Для проверки усвоения материала проводятся задания, опросы, решение шашечных комбинаций, анализ партий, ходов, правил, игры с педагогом, беседы.

        К концу года на итоговых турнирах выявить насколько воспитанники усвоили программу.

  • Турниры внутри группы
  • Игры с педагогом
  • Решение комбинаций с элементами тактических приемов, изученных в течение года
  • Опрос, беседы на знание правил

В предложенной программе допускаются корректировки содержания, форм занятий, времени на прохождение материала.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Октябрь

  1. Тема: «Знакомство с историей возникновения игр Шашки, Уголки»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения игр в шашки, уголки в виде сказок и видео.

Задачи: формировать у детей знания об истории возникновения шашек, воспитывать интерес к интеллектуальным играм, развивать внимательность.

Материал: видео, книга Юровского Е.М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», карандаши, раскраски.

  1. Тема: «Знакомство с шахматной доской и шашечным полем».

Цель: Формировать у детей представления о шахматной доске и шашечном поле.

Задачи: уточнить знания детей о шахматной доске, учить детей ориентировке на шахматной доске, расстановке шашечных фигур, развивать внимательность, зрительную память, воспитывать аккуратность в выполнении творческой работы по изготовлению  своих шашек и доски для домашнего использования.

Материал: книга Юровского Е. М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, шахматная доска, шашки.

  1. Тема: «Шашечная терминология и правила игры в шашки»

Цель: учить правилам игры в шашки, шашечной терминологии, развивать внимательность и зрительную память в тренировочных  играх в шашки, воспитывать интерес к игре, уважение к партнеру по игре.

Материал: Книга Юровского Е.М. и Кондратьевой Л.П. «Зайкины шашки», раскраски из книги, карандаши, шашки, шахматные доски.

  1. Тема: «Ходы и взятие фигур»

Задачи: учить детей простейшим ходам на собственном примере, закреплять знания правил игры в шашки, воспитывать усидчивость, уважение к партнеру, уверенность в себе, развивать мелкую моторику, ориентировку на шашечном поле.

Материал: шашки, шахматные доски, раскраски из книги Юровского и Кондратьевой «Зайкины шашки», мелки.

  1. Тема: «Закрепление материала»

Цель: закреплять знания детей о шашках,  правилах игры, простейших ходов, шашечной  терминологии.

Задачи: закреплять, полученные знания про шашки в октябре, учить обдумывать свои ходы, развивать зрительную память, ориентировку на шашечном поле, воспитывать усидчивость, целеустремленность.

Материал: шашки, шахматные доски, раскраски в подарок.

Ноябрь

  1. Тема: «Шашечная партия»

Цель: формировать знания детей о законченной шашечной партии.

Задачи: продолжать учить детей играть в шашки по правилам игры, знакомить с понятием «Шашечная партия», закреплять умение использовать простые ходы в игре и видеть ходы соперника, развивать логическое мышление, зрительную память, воспитывать усидчивость, целеустремленность, умение проигрывать с достоинством.

Материал: шашки, шахматные доски, раскраски, карандаши, книга Юровского и Кондратьевой «Зайкины шашки».

  1. Тема: «Правила игры в уголки»

Цель: формировать знания детей о правилах игры в «Уголки»

Задачи: расширять знания детей об интеллектуальных играх, знакомить с новой игрой «уголки», учить правилам игры в «уголки», развивать ориентировку на шашечной доске, согласно правилам новой игры, воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление познавать новое.

Материал: шашки, шахматные доски, подарки.

  1. Тема: «Игры в шашки и уголки»

Цель: формировать умение выбирать игру и партнера по игре.

Задачи: продолжать учить детей играть по правилам, использовать шашечную терминологию, развивать умение ориентироваться на шашечном поле, воспитывать уважение к партнеру, умение проигрывать достойно.

Материал: шашки, шахматные доски.

  1. Тема: «Закрепление материала по шашкам и уголкам»

Задачи: закрепить умение детей играть в шашки и уголки по правила, использование шашечной терминологии в игре в шашки, развивать умение ориентироваться на шашечном поле, согласно правилам игры в шашки или в уголки, воспитывать уважение к партнеру, умение проигрывать достойно.

Материал: шашки, шахматные доски, подарки – раскраски из книги «Зайкины Шашки».

Декабрь

  1. Тема: «Шашечная комбинация»

Цель:  формировать понятие роли комбинации в шашечной игре, логическую связь мотива, идеи и механизма комбинации.

Задачи: учить детей логическому анализу шашечной игры, понятию о финальном ударе и способу нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Учить детей технике проведения комбинаций, закреплять полученные ранее знания о правилах, шашечной терминологии, простых и сложных комбинаций ходов, развивать зрительную память, ориентировку на шашечном поле, воспитывать умение добиваться своей цели в партии.

Материал: шашки, шахматные доски, раскраски, карандаши, мелки,  примеры комбинаций на каждого воспитанника по 3 шт.

  1. Тема: «Особенности хода дамки»

Цель: формировать у детей дополнительные знания о ходах дамки.

Задачи: учить детей правильно использовать главную дорогу, двойники, тройники для ходов дамки, избегать ловушек от простых пешек, развивать логическое мышление в использовании комбинаций для продвижения ходов дамки, воспитывать уважение к партнеру.

  1. Тема: «Практика игры в шашки и уголки»

Цель: формировать у детей желание проводить турниры по шашкам и уголкам между воспитанниками группы.

Задачи: учить детей правилам выбора соперников по игре и последовательности проводимых партий, развивать внимательность, зрительную и слуховую память, воспитывать усидчивость,  умение принимать как победу, так и поражение.

Материал: шашки, шахматные доски, грамоты участников, дипломы победителей, подарки.

Январь

  1. Тема: «Дамка против простых шашек»

Цель: Закрепить знания ходов дамкой, защиты против дамки простыми шашками.

Задачи: продолжать учить детей решать задачи на выполнение ходов дамки по косяку, главной дороги, закрепить правила игры в шашки, развивать логическое мышление при решении теоритических задач, воспитывать усидчивость, уверенность, целеустремленность.

Материал: бумага, карандаши, задания на листе форматом А- 5 в виде шашечного поля с комбинациями партий, шашки, шахматные доски.

  1. Тема: «Тактические приемы и особенности их применения»

Цель: формировать знания детей о тактических приемах и особенностей их применения.

Задачи:  учить детей тактическим приемам игры в шашки, учить логическому  мышлению и  использовать полученные знания на практике, развивать зрительную и слуховую память, моторику рук, координацию движений кистей рук при игре в шашки, воспитывать усердие, уважительное отношение к противнику.

Материал: шашки, схемы тактических приемов, карандаши, листы в клетку, шахматные доски, раскраски в подарок.

  1. Тема: «Решение тестовых позиций»

Цель: продолжать формировать умение детей решать тестовые задачи.

Задачи:  учить детей решать тестовые задачи по шашечным партиям, развивать умение находить верные решения в тестовых задачах, развивать память, мышление. Воспитывать усердие, целеустремленность, интерес к игре.

Февраль

  1. Тема: «Понятие «Адрес клетки»

Цель: формировать у детей знания об обозначении игровых полей как в шашках, так и в уголках.

Задачи: учить детей находить адрес клетки по обозначению игрового поля, развивать зрительную память, ориентировку на поле, воспитывать уважение к соперникам.

Материал: шашки, шахматные доски, линейки, карандаши, раскраски, мелки.

  1. Тема: «Игровая практика в шашки и уголки»

Цель: продолжать учить детей играть в шашки и уголки, соблюдая правила и используя полученные ранее знания.

Задачи: продолжать тренировочные партии по шашкам и уголкам, учить пользоваться шашечными комбинациями, выводить дамку на главную или двойную дорогу, развивать умение вспоминать решенные задачи и применить их в партии, развивать логическое мышление в играх, воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Материал: шашки, шахматные доски, бумага в клетку, карандаши для записи ходов, раскраски.

  1. Тема: «Способы защиты»

Цель: познакомить детей со способами защиты от простых шашек и от дамки.

Задачи: продолжать учить детей в тренировочных играх использовать полученные знания, учить детей читать схемы по защите, развивать ориентировку по шашечному полю, воспитывать упорство в достижении своей цели.

Материал: шашки, шахматные доски, схемы, карандаши, линейки, раскраски, цветные карандаши.

Март

  1. Тема: «Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации»

Цель: продолжать формировать умение детей находить и подготавливать шашечные комбинации.

Задачи: закрепить знания детей о шашечных комбинациях, учить находить и подготавливать комбинации непосредственно в игре, учить анализировать законченную партию, развивать логическое мышление в игре, воспитывать уверенность в себе.

Материал: шашки, шахматные доски, схемы комбинаций, карандаши, раскраски, мелки.

  1. Тема: «Игровая практика»

Цель:  продолжать формировать умение детей выбирать игру, играть до логического завершения.

Задачи: закреплять полученные знания в игре в шашки и в уголки, развивать память, логическое мышление, воспитывать целеустремленность.

Материал: шашки, шахматные доски, подарочные сувениры.

  1. Тема: «Практическое закрепление материала по шашкам»

Цель: провести турнир по шашкам внутри группы с закреплением пройденного материала.

Задачи: совершенствовать свои навыки в игре в шашки, развивать молниеносность своих решений, зрительную память, умение использовать шашечные комбинации, защиту в игре, воспитывать целеустремленность, усидчивость.

Материал: шашки, шахматные доски, грамоты, поощрения.

Апрель

  1. Тема: «Атака и защита»

Цель: формировать знания об атаке шашек и закрепить умение защищаться от простых шашек и от дамок.

Задачи: учить правилам атаки, анализировать партии, закрепить умение защищаться и атаковать дамку, развивать логическое мышление, координацию движений, воспитывать устойчивый интерес к интеллектуальным играм.

Материал: шашки, шахматные доски, карандаши, бумага в клетку, раскраски, мелки, поощрения.  

  1. Тема: «Подготовка к турнирам по шашкам и уголкам»

Цель: закрепить весь пройденный материал по шашкам и уголкам в тренировочных играх.

Задачи: продолжать закреплять пройденный материал по играм в шашки и уголки, развивать усердие в подготовке к турнирам, воспитывать устойчивый интерес к играм в шашки и уголки, усердие, сосредоточенность.

Материал: шашки, шахматные доски, видеоигры, мультфильм.

  1. Тема: « Турнир по шашкам»

Цель: проведение турнира по шашкам с привлечением родителей детей в турнир.

Задачи: закрепить пройденный материал по шашкам, развивать логическое мышление, координацию движений, память, воображение, воспитывать целеустремленность, волю к победе, умение проигрывать.

Материал: шашки, шашечные доски, турнирная таблица, грамоты участников, дипломы победителей, поощрения.

  1. Тема: «Турнир по уголкам»

Цель: проведение турнира по уголкам с привлечением родителей детей в турнир.

Задачи: закрепить правила игры в уголки, развивать ориентировку на шашечном поле, зрительную память, быстроту реакции, воспитывать волю к победе, целеустремленность, умение побеждать и проигрывать.

Материалы: шашки, шахматные доски, турнирная таблица, грамоты участников и дипломы победителей, поощрения.

Список литературы

  1. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  3. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  4. Юрковский Е.М., Кондраньева Л. П. Зайкины шашки: Книжка для маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2001. – 64с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста технике оригами «Сказки из бумаги»

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественно...

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-логопедического кружка для старшего дошкольного возраста «АЙ да Я».

Целью Программы является построение системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий  учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на выр...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»   (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...