ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Лекомцева Елена Юрьевна

Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два -ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.

Актуальность данной программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им системати­чески предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Направленность данной программы – социально – педагогическая и  реализуется она через игру. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

Цель освоения программы: формирование и развитие школьно-значимых функций в процессе обучения математике и обучению грамоте.

Задачи воспитания и развития детей подготовительного к школе  возраста от 5 лет до 6 лет:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_stupenka_starshaya.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

дополнительной общеразвивающей программы

МАДОУ «Детский сад № 21 «Алёнка»

  1. Пояснительная записка:

  • Направленность;
  • Актуальность;
  • Цели и задачи Программы;
  • Отличительные особенности программы;

  1. Методическое обеспечение и условия реализации программы:
  • материально-технические условия;
  • информационно-методические условия;

  1. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы

  1. Календарный учебный план:
  • основные разделы содержания;
  • краткая характеристика содержания по каждому из разделов;
  • количество занятий, отводимых на освоение воспитанниками содержания по каждому из разделов.

  1. Календарный учебный график  

  1. Приложение:
  • тематическое планирование;
  • оценочные материалы для проведения мониторинга;
  • методические материалы;
  • характеристики основных форм и методов реализации  программы;

  1. Список литературы:
  • основная и дополнительная литература;
  • используемые  интернет - ресурсы;

                                            Модуль 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЫ

«Раз - ступенька, два - ступенька»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)

1. Пояснительная записка

Программа «"Раз-ступенька, два -ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два -ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.

Актуальность данной программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Направленность данной программы – социально – педагогическая и  реализуется она через игру. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

Цель освоения программы: формирование и развитие школьно-значимых функций в процессе обучения математике и обучению грамоте.

Задачи воспитания и развития детей подготовительного к школе  возраста от 5 лет до 6 лет:

Образовательные:

Учить самостоятельно сравнивать предметы по одному - двум признакам (цвет, форма, величина).

Учить обнаруживать логические связи, считать, решать простые арифметические задачи в пределах 10.

Учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, делить слова на слоги, читать.

Ознакомить с пространственными и временными ориентировками.

Развивающие:

        Совершенствовать разные виды речи (монологическую, диалогическую, связную, доказательную), расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.

        Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.

        Совершенствовать ориентировку на листе бумаги и в пространстве.

Развивать активность, познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, интеллектуальную способность детей.

Воспитательные:

        Воспитывать чувство самоуважения, самоконтроля, умение выслушивать друг друга.

        Воспитывать умение работать попарно, коллективно.

Воспитывать умение создавать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Развивать детскую самостоятельность, любознательность.

2. Методическое обеспечение и условия реализации программы

Материально-технические условия

                        Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей

программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В распоряжении педагога имеется  доска. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал (предметные карточки, разрезная азбука, слоговые таблицы, тематические карточки, шаблоны, линейки и т.д.), который позволяет достигать поставленных целей обучения. Раздаточный материал разработан и выполнен (или приобретен) педагогом.

Материально-технические условия:

  • кабинет для занятий
  • раздаточный материал по темам
  • демонстрационный материал к изучаемым темам
  • касса цифр
  • карточки с изображением цифр
  • магнитные цифры и знаки
  • счётные палочки
  • «волшебный мешочек»
  • простые и цветные карандаши

Информационно-методические условия

        Настоящая программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Раз-ступенька, два - ступенька». Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 25 минут. Дети принимаются на основании заявления и  подписания договора с родителями.

Используемый служебный материал, рабочие  тетради

Наименование пособия

П.И.Чайковский «Времена года» (CD-диск)

Рабочая тетрадь «По дороге к азбуке»,

Рабочая тетрадь «Раз-ступенька, два - ступенька».

Структура рабочих тетрадей

           На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Тетради используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка.

Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами.Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.

Наглядный материал

Картины, картинки,

силуэтные фигурки, муляжи

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

1.Набор картинок:

«Дикие животные», «Домашние животные», «Животные и их детёныши», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Головные уборы», «Обувь», «Игрушки», «Части тела», «Виды транспорта», «Сказочные герои», «Объемные геометрические тела и формы», «Сезонная одежда» и др.

2.Тематические фотоальбомы: «Семья», «Вот как мы живем», «Техника».

3.Силуэтные фигурки: «Животные домашние и дикие».

4.Муляжи овощей, фруктов.

5.Набор предметных картинок, набор картинок «Действия детей», «Времена года».

6.Подбор математических заданий на соотношение числа и количества, пространственные отношения.

1. Модели:

«Времена года»,

«Признаки животных», «Эмоции людей».

2. Алгоритм для составления описательного рассказа.

1. Энциклопедии

2.Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности, сборник сказок, пословиц  и др.

Картотеки: физкультминуток,

пальчиковых гимнастик,

гимнастики для глаз,

дыхательных гимнастик.

3. Планируемые результаты  освоения содержания программы

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • Ребенок заинтересован совместной деятельностью, эмоциональный фон общения — положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
  • Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
  • Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности.
  • Овладевает основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
  • Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
  • Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Ребенок в совершенстве владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове, делит слова на слоги.

Результатом обучения дошкольников по дополнительной общеразвивающей  Программе является развитие у них логического мышления и творческих способностей, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и качеств личности, обеспечивающих успешное обучение в школе. А также формирование определенного запаса знаний, умений и навыков, который в дальнейшем поможет детям легче адаптироваться в школьной среде и будет способствовать успешному обучению.

Показатели результативности дополнительной общеразвивающей  программы

Показатель

Способы проверки  усвоения содержания

Уровень культуры обучающихся

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа, опрос.

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра - беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

К концу обучения по дополнительной  общеразвивающей  программе «Раз — ступенька, два — ступенька...»

предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Усваивают программу

-Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

-Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

-Умение находить части целого и целое по известным частям.

-Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

-Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

-Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

-Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

-Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.        

-Умение соотносить цифру с количеством предметов.

-Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

-Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

-Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

-Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

-Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Частично усваивают программу

-Умение продолжить заданную закономерность с 1—2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

-Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

-Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

-Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

-Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и

отсчитывания одной или нескольких единиц.

-Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

-Умение практически измерять длину и и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

-Умение наряду с квадратом, крутом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

-Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

4.Учебный план

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе «Раз - ступенька, два - ступенька» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Алёнка»  является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

•        Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,

•        СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

•        Устав МАДОУ и другие локальные акты.

Общие положения

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые  утверждаются заведующим учреждения.

Программа составлена для детей 5-6 лет.

Организация занятий  детей по дополнительной общеразвивающей программе «Раз ступенька, два ступенька» формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).

Наименование и № разделов

Всего занятий

Раздел 1  Развитие элементарных математических представлений

34

Раздел 2  Обучение грамоте

34

Раздел 3  Диагностика

4

Объём программы по темам

№  раздела

№ темы

Всего занятий

Раздел 1

Развитие элементарных математических представлений

Тема 1

Свойства предметов

11

Тема 2

Пространственные отношения

11

Тема3

 Сложение и вычитание

4

Тема 4

Линии, углы

4

Тема 5

Временные отношения

4

Раздел 2

Обучение грамоте

Тема 6

Звуки,  буквы, слова

11

Тема 7

Гласные и согласные звуки

11

Тема 8

Твердые и мягкие согласные

5

Тема 9

Дифференциация звуков

5

Раздел 3

Диагностика

Тема 10

Диагностика

4

Итого:

10

72

                

Содержание разделов образовательной программы старшая группа

( объём указан в минутах)

Раздел 1

Развитие  элементарных математических представлений

Тема 1(мин.-175: 50 мин. - т., 125 мин. - пр.):

          Свойства предметов

Тема 2 (мин.175: 40 мин. – т., 135 мин. – пр.):

Пространственные отношения

Тема 3 (мин. 300: 100 мин. – т., 200 мин. – пр.):

Сложение и вычитание

Тема 4 (мин. 100: 30 мин. – т., 70 мин. – пр.):

Линии, углы

Тема 5 (мин. 100: 30 мин. – т., 70 мин. – пр.):

Временные отношения

Раздел 2

Обучение грамоте

Тема 6 (мин. 250: 50 мин. – т., 200 мин. – пр.):

         Звуки,  буквы, слова

Тема 7 (мин. 250: 60 мин. – т., 190 мин. – пр.)

         Гласные и согласные звуки

Тема 8 (мин. 250: 60 мин. – т., 190 мин. – пр.):

         Твердые и мягкие согласные

Тема 9 (мин. 100: 30 мин. – т., 70 мин. – пр.)

         Дифференциация звуков

Раздел 3

         Диагностика (мин. 100: 30 мин. – т., 70 мин. – пр.)

Объём дополнительной общеразвивающей программы и виды образовательной работы

        Объём дополнительной общеразвивающей программы составляет - 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

развитие математических представлений

 «Раз - ступенька, два - ступенька…»

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно — не равно, больше на... — меньше на...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.).

Натуральное число, как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел  (больше на..., меньше на...)  на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления        

Примеры отношений: на — над — под, слева — справа—   по середине, спереди — сзади, сверху — снизу, выше — ниже, шире — уже, длиннее короче, толще — тоньше, раньше — позже, позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами:  квадрат, прямоугольник,  треугольник,  четырехугольник,  круг,  шар,  цилиндр,  конус,  пирамида,  параллелепипед (коробка),  куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Содержание программы

 «По дороге к Азбуке»

Основным содержанием курса обучения является звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко -слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям.

1.Звуки:

- понятие «Звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

3.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) или слогов в названии картинок;

- изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4.Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные звуки;

- соотнесение букв и звуков;

В течение первого года обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

5. Календарный учебный график

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № 67 –АД от  31.08.2017г.

Содержание

Один год обучения

Количество групп

2 подгруппы детей  (в подгруппе до 12 детей)

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

ОД

подгрупповая

Время ОД

в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы

Недельная образовательная нагрузка, ОД

2

Объем надельной образовательной нагрузки, минуты

50 мин

Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий (учитывается при планировании ОД)

01 сентября – День Знаний

27 сентября – День дошкольного работника

Октябрь месяц – Праздники осени, осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества

Последняя неделя ноября – День матери

3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Алло, мы ищем таланты»

Февраль/март - Масленица

3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества»

1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день»

7 апреля – День здоровья, День открытых дверей

1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы»

3,4 неделя мая – Выпускные вечера

6. Приложение

Тематическое содержание

  1. Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.

  1. «Открытие»        нового способа действий.

Детям предлагается и после согласования с ними , принимается новый способ действий.

  1. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.

На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.

  1. Повторение и развивающие задания.

Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.

  1. Итог занятия.

В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.

Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы.

Игровые технологии формируют воображение и символическую функцию сознания, у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится в коллективную деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Технология «Педагогика сотрудничества» является по сути «проникающей» технологией.

Целевые ориентации.

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Суть данной технологии в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Практические методы.

К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие.

При обучении детей часто используются различные виды конструирования и моделирования. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объекта, об отношениях и связях между элементами этих объектов. При обучении математике часто применяется знаково- символическое моделирование. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Использование игровых упражнений на занятии ( имитация действий: медведи едят кашу, летит самолет, прыгает воробей) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Использование речевых упражнений предполагает проговаривание вслух алгоритма действий, повторение речевок для физкультминуток и т.д.

Выполнение любых упражнений и методов способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

  • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа, способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка;
  • систематичность, которая реализуется в многократном повторении( на занятиях, во внеклассное время, в различных жизненных ситуациях);
  • постепенное усложнение условий с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей ребенка;
  • осознанное выполнение практических и речевых действий;

          самостоятельное выполнение на заключительном этапе работы.

Наглядные методы.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание (картин, макетов), просмотр диафильмов, кинофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование пособия облегчает усвоение материалов, способствует формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы педагога.

Использование наглядных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения работы по обучению детей.

Наглядные средства должны:

  • быть хорошо видны всем;
  • подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей работы;
  • соответствовать задачам работы учителя на данном этапе обучения;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Словесные методы

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной, выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи.

Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными, итоговыми, обобщающими.

В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку на усвоение новой темы.

Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации приобретенных в ходе занятий умений и навыков. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.

Использование беседы должно соответствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам работы.

Словесные приемы

В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске, учитель комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и четкое произношение.

Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию качества учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально- психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих детей следует чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Методика проведения обследования уровня развития математических представлений детей

1.Умение пересчитывать предметы.

Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд).

2.Сравнение двух групп предметов.

Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов.

3.Отсчитывание предметов.

Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу.

4.Сложение и вычитание.

Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5 10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14. Дети производят вычислительные действия, найди ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными способами.

5.Представления о цифрах.

Цель: выявить представления о цифрах.

6.Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел.

Перед ребенком на листе изображено число 12 - синим цветом, а число 22 - красным. Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство.

7.Умение определять соседей числа

         1....;        5        ;        17        ; 7        ;         10;        

Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры.

8.Умение        сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше , меньше, равно.

9.Умение ориентироваться в математической задаче.

Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее.

10.Умение решать логические задачи.

Цель: выявить умение решать логические задачи.

11.Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели.

12.Умение соотносить полоски по величине.

Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда, знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда.

13.Умение классифицировать геометрические фигуры.

Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку.

14.Представления о геометрических формах.

Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять признаки геометрических фигур ( наличие углов).

15.Представление об условной мерке.

Цель: учить измерять длину условными мерками.

Оценка уровня освоения ребенком программного материала

2 балла - ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить,

рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему

именно так надо ответить.

1 балл - ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается

объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.

0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • Дидактическая игра
  • Игры-задания
  • Создание игровых ситуаций
  • Сюрпризные моменты
  • Использование аудио техники
  • Творческая работа (рисование, лепка)
  • Итоговые занятия
  • Открытые занятия для родителей

Примерное тематическое планирование по дополнительной общеразвивающей программе

«Раз – ступенька, два – ступенька…»

№ занятия

Тема

Количество занятий

1 – 5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

5

6 – 8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9,10

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале).

2

11,12

Пространственные отношения: на, над, под.

2

13,14

Пространственные отношения: справа, слева.

2

15

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания

( на наглядном материале).

1

16-18

Пространственные отношения: между, посередине.

3

19

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

20

Число 1 и цифра 1.

1

21,22

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

2

23

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

24

Представления о точке и линии.

1

25

Представления об отрезке и луче.

1

26

Число 3 и цифра 3.

1

27

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

28

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

29

Число 4 и цифра 4.

1

30

Представление об углах и видах углов.

1

31

Представление о числовом отрезке.

1

32

Число 5 и цифра 5.

1

33

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

34

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

35

Временные отношения: раньше – позже.

1

36

Упражнения по выбору детей.

1

Итого:

36

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

№ занятия

Тема занятия

Количество занятий

1

Звуки буквы

1 ч

2

Слова. Звуки

1 ч

3

Звук [А]

1 ч

4

Звук [О]

1 ч

5

Звук [Э]

1 ч

6

Звук [И]

1 ч

7

Звук [Ы]

1 ч

8

Дифференциация звуков [И] - [Ы]

1 ч

9

Звук [У]

1 ч

10

Гласные звуки и их дифференциация

1 ч

11,12

Звук [М]. Согласные звуки. Слоги

2 ч

13,14

Звук [М`] Твёрдые и мягкие согласные

2 ч

15

Звук [Н]

1 ч

16

Звук [Н`]

1 ч

17

Звук [П]

1 ч

18

Звук [П`]

1 ч

19

Звук [Т]

1 ч

20

Звук [Т`]

1 ч

21

Звук [К]

1 ч

22

Звук [К`]

1 ч

23

Звук [Х]

1 ч

24

Звук [Х`]

1 ч

25,26

Дифференциация звуков [К]- [Х],  [К`]- [Х`]

2 ч

27

Звук [Ф]

1 ч

28

Звук [Ф`]

1 ч

29

Звук [Й]

1 ч

30,31

Звук [ЙО]. Двойные звуки

2 ч

32

Звук [ЙУ]

1 ч

33

Звук [ЙА]

1 ч

34

Звук [ЙЭ]

1 ч

35,36

Дифференциация звуков [ЙЭ],  [ЙО],  [ЙУ], [ЙА]

2 ч

Итого:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Математический конкурс: "Раз-ступенька, два - ступенька" для детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законный представителей).

Цели:Обучающие:1.     Закрепить знания детей о геометрических фигурах , прямой и обратный счет в пределах 10.;2.     Закрепить умение ориентироваться в простран...

Методическая разработка "Математические ступеньки". Старший дошкольный возраст.

Как правило, подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....