Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Умерова Татьяна Викторовна

 

 

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Чтобы дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать и анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

    Мы отбираем содержание и методы обучения дошкольников, направленные на развитие познавательной активности, аналитического мышления. Поэтому приоритет в работе с детьми отдаем практическим методам обучения,  организации познавательно–исследовательской деятельности: экспериментам, опытам, проектам.

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

          Для детей дошкольного возраста  экспериментально  – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._vospitatel_.soobshchenie.docx923.81 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1  

       

        Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Чтобы дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать и анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

    Мы отбираем содержание и методы обучения дошкольников, направленные на развитие познавательной активности, аналитического мышления. Поэтому приоритет в работе с детьми отдаем практическим методам обучения,  организации познавательно–исследовательской деятельности: экспериментам, опытам, проектам.

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

          Для детей дошкольного возраста  экспериментально  – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

      Цель познавательно– исследовательской деятельности реализуемой,  в нашем дошкольном образовательном учреждении представлена на слайде:

формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Слайд

   Образовательная программа  ДОУ  предполагает решение задач детского экспериментирования.

 Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах объектов окружающего мира.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть)

3. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: земли, воздуха, воды, и их значимости  в жизни человека

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Учить детей целенаправленно искать ответы на вопросы , делать предположения , проверять  и делать выводы.

6.Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

 СЛАЙД . Мы  используем  три  уровня  реализации  исследовательской  деятельности в зависимости от возраста детей.:          

1.Педагог  ставит  проблему  и  намечает  стратегию  и  тактику  её  решения,   ребёнку предстоит    найти  решение самостоятельно .  

(мл- ср. гр.)                                                                                      

2. Педагог  ставит  проблему, но  метод  её  решения  ребёнок  ищет  самостоятельно.      (ст. гр.)        

3.Постановка  проблемы, поиск  методов  её  исследования  и  разработки  решения  осуществляется  детьми  самостоятельно (подг.гр.) 

СЛАЙД  Каждый  эксперимент  разрабатывается  по  следующему  алгоритму 1.Возникновение  проблемы (постановка  проблемы ).                                                                              2.Выдвижение  гипотез ( предположений ).                                                                                                       3.Опыт (практическая  деятельность  по  проверке  предположений ).                                                   4.Выводы ( установление  связей ).

  СЛАЙД Экспериментирование  используем  в различных видах  детской деятельности : в ходе режимных моментов, во время формирования культурно - гигиенических навыков, во время прогулок, на занятиях   и т.п.).  

Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослым совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. 

СЛАЙД    Обучение  экспериментированию  организуем   поэтапно: сначала  дети  учатся  экспериментировать  в  специально  организованных  видах  деятельности  под  руководством  педагога, затем  они  воспроизводят  опыты  самостоятельно, под  наблюдением  педагога.

   

   Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование  вполне доступно детям  младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики,  пробуют делать пену, превращать снег в  воду, а воду в разные цветные льдинки; пытаются сделать поделки из разных материалов (пластилин, глина, тесто). Создавая рисунки,  используют  гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Все это - объекты исследования.

Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях  и вне занятий, на прогулках.

  Организуя руководство исследовательской  деятельностью  детей  мы  стремимся  к  тому, чтобы  ребёнок  получил  первоначальные  знания  о    свойствах  материалов, физических  явлениях, реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. 

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными а экспериментирование, как никакой метод, соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

       Слайд .

         В возрасте 3-4 лет дети еще не могут оперировать знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они  часто не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. Чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты мы   представляем как  фокусы, чудеса. При этом они происходят достаточно быстро, чтобы дети могли видеть результат.

Включая элементы экспериментов, мы  обратили внимание, что познавательный интерес к занятиям вырастает.

        

 Наряду с экспериментированием активно используем метод проекта.  Использование проектного метода в познавательно – исследовательской  деятельности способствует становлению ребёнка, как самостоятельного и инициативного субьекта познания.   В реализации проектов  участвуют  все участники образовательных отношений: педагоги, дети и их родители.

    Слайд

   В дошкольном учреждении  реализованы проекты экологической направленности: «Маленькие огородники, «Осень, осень в гости просим!»

Слайд

  В  нашем  детском  саду создана  развивающая  среда, способствующая  познавательному  развитию  детей. Известно, что  познание  мира  живой  и  неживой  природы, установление  причинно-следственных  связей  происходит  успешнее  в  процессе  опытной  деятельности  и  экспериментирования.

В группах оформлены «мини – лаборатории» для  формирования  познавательного  интереса  детей  к  окружающему  миру, развития  исследовательских  умений.

Также  имеется картотека  игр и экспериментов с различными материалами.

 Свои наблюдения    ПЕДАГОГИ заносят в журнал опытов и наблюдений.  .

Слайд. Перечень материалов, которыми можно наполнить «мини – лаборатории» представлены на слайдах.

Слайд .  Для  формирования экологической культуры дошкольников в нашем дошкольном учреждении функционирует мини – музей.

Объекты  музея  также являются  предметом исследования  детьми.

   Таким образом,     Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения  новых мотивов саморазвития личности ребенка.  Увеличивается  объем знаний и  формируется умение владеть этими знаниями.  Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей , развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем  мире.

       В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Слайд .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников.

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольниковС самого рождения дети начинают исследовать окружающий мир. У ребёнка дошкольного возраста э...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наб...