Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
консультация по обж (младшая группа)

Шакмаева Татьяна Юрьевна

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание  и материалы центра экспериментирования в группе детей младшего дошкольного возраста. Рекомендую интересные игры - эксперименты с водой, песком, воздухом и солнечным светом. Делюсь опытом работы с родителями по данной теме. Сообщаю результаты и перспективы дальнейшей работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования №69 с изучением отдельных предметов»

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Доклад на тему :

«Детское экспериментирование ,

как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».

                   Составили :

                    воспитатели

Шакмаева Т.Ю.

                     Билалова З.Г.

Уфа 2019

Актуальность.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важные черты детского поведения.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном детстве оно является ведущим.

Детское экспериментирование - это активная деятельность. В этой деятельности ребёнку даётся возможность саморазвития и самореализации, возможность быть самим собой.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания ;

- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы ;

- развивается речь ;

- происходит накопление запаса умственных умений ;

- развивается эмоциональная сфера ребёнка ; формируются творческие способности и трудовые навыки ; укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ОО является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Современное общество диктует свои требования , которые в дальнейшем формируют у детей активную социальную позицию: умение пользоваться бытовыми приборами, умение обращаться с химическими веществами и т.д.

Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.  Чем активнее ребёнок проявляет интерес к сравнению и   экспериментированию, исследованию,  наблюдению, рассуждению, сравнению, - тем быстрее развиваются его познавательные способности и социальная адаптация .

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать центр экспериментирования.

Цель нашей работы - создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи :

- Расширение представлений детей об окружающем мире ;

- развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов;

- развивать умение наблюдать , анализировать, сравнивать, выделять характерные , существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- привлечь родителей к экспериментально - исследовательской деятельности детей.

В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы :

 - природные ( шишки. жёлуди, листья или гербарии , небольшие камни и т.д)

 -бросовые (пробки, трубочки для коктейля и т.д)

 -неструктированные (песок, вода, опилки и т.д)

 -сенсорные игры и пособия ;

 -оборудование (совочки, сито , мельница, ёмкости для игр с водой . песком, снегом)

 Манипулирование предметами - это форма экспериментирования, которая возникает в раннем детстве.

Дети младшего дошкольного возраста, играя в центре экспериментирования,совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения свойств предметов , следовательно, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, не связанных в систему. Это период любопытства детей.

Организуя экспериментальную деятельность , необходимо придерживаться определённых правил:

- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка.

-Воспитывать веру ребёнка в свои силы.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

- Самое главное правило - подводить итоги эксперимента.

В своей практике при планировании эксперимента мы используем

важную последовательность действий работы с детьми - создание проблемной ситуации.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации : Утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы .Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности, можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, - на усмотрение воспитателя с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей. Эксперименты и опыты проводятся круглый год, т.е. в течение года. Особенно много опытов можно проводить в летний период, на свежем воздухе во время прогулок. Это связано с тем, что летом не проводим основных занятий, и достаточно времени проводить несложные и интересные опыты и исследования.

Длительность проведения опытов чётко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать  всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В своей работе с детьми мы используем следующие приёмы руководства опытами и экспериментами :

- работа руками детей при помощи воспитателя;

- совместная работа воспитателя и детей;

- помощь воспитателя детям.

При оборудовании центра экспериментирования мы учитывали следующие требования :

- безопасность для жизни и здоровья детей ;

- доступность расположения:

- соответствие накопленного материала возрасту.

Материалы для опытов и экспериментов хранятся на полочках, в коробках и закрытых контейнерах.

Для закрепления и систематизации знаний детей подобрали детскую познавательную литературу по ознакомлению детей с живой, неживой природой. Для того, чтобы создать атмосферу «научности», подобрана лабораторная посуда: пластмассовые колбочки, игрушечные микроскопы.

В нашей второй младшей группе в центре экспериментирования мы  разместили коллекции: ракушек, камней, шишек, семян.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, подготовку к экспериментированию и проведению опытов мы начали проводить с первой младшей группы.

При наборе группы детей 2-4-хлетнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, - это адаптация к условиям детского сада. Одна из главных задач воспитателя в период адаптации - заинтересовать, увлечь ребёнка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребёнка?

В своей практике мы убедились, что игры с водой    обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребёнка позволит его успокоить, развеселить, переключить внимание.

Мы провели эксперименты и опыты с водой:

- «Почему вода прозрачная?»

- «Как вода меняет цвет?»

- «Какой вкус у воды?»

- «Какую форму принимает вода?»

- «Чем собрать воду?»

- «Что растворяется в воде?»

- «Есть ли запах у воды?»

- «Как дружат снег и вода?»

- «Как образуется лёд?»

- «От чего растает снег?».

  Опыты с песком.

Нами проведены опыты с песком:

- «Какой бывает песок?»

- «Какие следы остаются на влажном песке?»

- «Почему раздувается песок?»

- «Как отделить песок?»

- «Как рисовать песком?»

Опыты с воздухом.

Интересны опыты :

- «Как мы дышим воздухом?»

- «Зачем человеку воздух?»

- «Как образуются мыльные пузыри?»

Опыты с природным материалом.

Рекомендуем опыты с природным материалом:

- «Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

- «Каким свойством обладают сухие листья?»

- «Почему камешки тонут в воде?»

- «Как камни могут издавать звуки?»

- «Какие бывают камни?».

  Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы : воды, солнечных лучей, льда, снега. Узнают об источниках света, - о том, что если светить на предмет, то появится тень ; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки , и др.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекает детей к прогнозированию результатов своих действий, например : « Что будет , если мы подуем на одуванчик?».

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности , - следовательно, развиваем исследовательскую активность детей.     

Воспитательно - образовательную работу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребёнка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.

На начальном этапе мы привлекли родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала , к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Совместно с родителями и детьми собраны : наглядный материал о живой и неживой природе, коллекции семян, камней, ракушек, шишек.

Наша родитель - Сакаева Стелла Викторовна , ( по образованию она - учитель химии, работает в клубе юного химика «Фарадей») провела интересные эксперименты с детьми нашей группы.  Это - « Узоры на молоке», « Шарики на бутылочках» , « Цветной вулкан» , « Зубная паста для слона». Дети были в восторге !

 Наше дошкольное подразделение относится к школе - « Центру образования №69». Мы тесно общаемся с учителями начальных классов, делимся своим опытом. В будущем, в старшей группе, мы планируем пригласить учителей начальных классов в наш детский сад , чтобы узнать что -то интересное и полезное по детскому экспериментированию. А будучи в подготовительной группе, думаем провести экскурсию в школу, с целью знакомства с учителем химии и особенностями  его работы.   

  Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делали в саду, проводят интересные опыты дома с родителями .

Положительные эмоции и удивление дети испытывают от своих маленьких  «открытий» , которые вызывают у них чувство радости от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведётся не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие.

Наша работа будет продолжена в виде проектной деятельности до 4 класса уже в подразделении «Школа».