ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

  • Исследовать  уровень познавательного развития детей старшей группы, их представления о природных богатствах родного края.
  • Обосновать и в ходе реализации проекта апробировать систему экспериментов с объектами неживой природы составляющими богатство нашего края: железная руда, мел, песок, глина, чернозём, вода.
  • Разработать рекомендации для воспитателей по применению системы экспериментов с целью ознакомления  старших дошкольников с природными богатствами Белгородчины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no4.docx299.78 КБ

Предварительный просмотр:

Казакова Галина Николаевна

Приложение № 4

ПРОЕКТ

«КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ»

Подготовительная группа

Продолжительность 6 месяцев.

Участники –  воспитатели, дети, родители детей подготовительной группы.

 Интеграция образовательных областей «Познание»,   «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Продукт проектной деятельности:

  • во взаимодействии детей, педагогов и родителей – Оформление фото-книги «Секреты окружающего мира»  с описанием проведенных экспериментов;
  • в методической работе  - создание рекомендаций: «Как использовать детское экспериментирование для познавательного развития дошкольников». Обобщение опыта «Актуализация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».

Цель: Сконцентрировать педагогические возможности детского сада и семьи для полноценного и своевременного познавательного развития дошкольников в процессе ознакомления с природными богатствами Белгородской области посредством экспериментирования

Задачи:

  • Исследовать  уровень познавательного развития детей старшей группы, их представления о природных богатствах родного края.
  • Обосновать и в ходе реализации проекта апробировать систему экспериментов с объектами неживой природы составляющими богатство нашего края: железная руда, мел, песок, глина, чернозём, вода.
  • Разработать рекомендации для воспитателей по применению системы экспериментов с целью ознакомления  старших дошкольников с природными богатствами Белгородчины.

Содержательный этап проекта

  1. Мониторинг уровня освоения деятельности экспериментирования и представлений детей о природных богатствах Белгородской области.

Ответственные: воспитатель, психолог.

2.  Анкетирование родителей «Нужно ли поддерживать детское       экспериментирование?».

Ответственные: психолог, воспитатель.

  1. Оформление стендов для родителей «Экспериментирование, как вид детской деятельности», «Наш край, родная Белгородчина. Как знакомить детей с природными богатствами области».

Ответственный: воспитатель.

4.    Пополнение мини лаборатории  новыми объектами для исследования: чернозём, железная руда, мел, глина, песок.

Ответственный: воспитатель, родители.

5. Организация экспериментальной деятельности детей с новыми природными объектами.

Ответственный: воспитатель

6.  Обсуждение слайд-фильмов: «Какие эксперименты мы проводили   дома».

Ответственные: родители, воспитатель.

7.     Фотовыставка «Мы – исследователи природных богатств Белгородчины».

 Ответственные: родители, воспитатель.

8.    Открытый смотр-конкурс «Юные исследователи» с участием родителей.

Ответственные: воспитатели

9. Педсовет «Интеграция познавательно-исследовательской, коммуникативной и трудовой деятельности в работе по ознакомлению старших дошкольников с природными богатствами Белгородчины».

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели

Предполагаемый результат проектной деятельности.

Планируемые результаты – это достаточный уровень сформированности у каждого воспитанника интегративного качества «Любознательный, активный», предполагающего, что дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (в нашем случае – это природные богатства области), задают вопросы взрослому, любят экспериментировать, способны самостоятельно проводить несложные эксперименты. В случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому. Принимают живое, заинтересованное участие в исследовательской деятельности.

Реализация проекта  должна сформировать у детей ещё одно интегративное качество – «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», т.е. дети научатся работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

В реализацию проекта были активно включены воспитатели, дети и многие родители подготовительной группы, каждый нашёл для себя интересное дело.

Наблюдение и анализ детского экспериментирования, беседы с детьми на начальном этапе реализации проекта показали, что интерес дошкольников  к исследовательской деятельности, к экспериментированию достаточно высок.  У них уже сформированы необходимые и достаточные для дошкольников умения, позволяющие самостоятельно экспериментировать, чтобы разрешить проблемную ситуацию (Рис.1.).

Рис.1. Уровень развития деятельности экспериментирования у детей подготовительной группы

в начале реализации проекта. (Количество детей в %)

        Уровень представлений детей о природных богатствах нашего края  невысок, т.к. специально этой темой мы с детьми не занимались (Рис.2.).

Рис. 2. Уровень представлений детей подготовительной группы

о природных богатствах Белгородчины на начальном этапе реализации проекта.

(Количество детей в %)

        Был проанализирован и уровень сформированности интегративного качества «Любознательный, активный». Результаты представлены в диаграмме  на рис.3. В нашей группе нет детей, которым необходимо особое внимание специалиста или нуждающихся в коррекции изучаемого качества, поэтому в диаграмму сведения (нулевые) о таких детях не включены.

Рис. 3. Уровень сформированности интегративного качества "Любознательность, активность"   у детей подготовительной группы до начала реализации проекта.

(Количество детей  в %)

Учитывая полученные результаты, мы разработали систему экспериментов, которые позволяют сформировать у детей представления о богатствах Белгородчины. В неё вошли 4 группы экспериментов:

  • Эксперименты с природными материалами, используемыми в строительстве.
  • Эксперименты с чернозёмом.
  • Эксперименты с железной рудой.
  • Эксперименты с водой.

В каждую группу вошли несколько экспериментов. Так, ознакомление детей с  песком, глиной, мелом предполагало следующие эксперименты: «Удивительный песок», «Где вода?», «Волшебный материал», «Белый фокусник».

  Экспериментируя с чернозёмом дети осознали, что плодородие почвы нужно поддерживать. Были проведены эксперименты: «Что у нас под ногами?», «Сухая и влажная почва», «Земля наша кормилица». Дети изучали не только саму чернозёмную почву, но и плоды, которые она приносит человеку. Проводили эксперименты с семенами  подсолнечника, с добывание сахара из свёклы.DSC02540

Очень интересны для детей эксперименты с железной рудой и магнитом. В ходе этих исследований дети наглядно увидели «Тайны железной руды», узнали что «Притягивается – не притягивается», получили первые представления о магнитных силах.

Опыты с водой мы проводили и раньше, поэтому дети знакомы с её основными свойствами. Задача в ходе реализации проекта состояла в том, чтобы довести до понимания детей очень важную истину: воду нужно беречь. Она нужна всему живому. Пресной воды на Земле недостаточно.

Реализация проекта убедила нас, что  познавательно-исследовательская деятельность эффективная форма организации работы по ознакомлению детей с природными богатствами Белгородчины. Она создаёт условия для обогащения развития ребёнка, позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребёнок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путём построения совместной деятельности педагога и ребёнка.

Главное достоинство детского экспериментирования состоит в том, что ребёнок познаёт объект (в нашем случае природные богатства области) в ходе действий с ним, а для этого нужно иметь под рукой необходимые материалы. Наша лаборатория в группе устраивалась в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы  и включала: объекты для исследования в реальном действии; образно-символический материал; измерительные инструменты, блокноты для фиксации результатов.DSC02561

Работа в рамках проекта показала, что при всех достоинствах экспериментирования как метода ознакомления дошкольников с природными богатствами Белгородчины, мы не можем только с его помощью решить все проблемы. Поэтому дополняли его беседами, объяснениями, рассказами, слайд-презентациями. Целесообразное чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивает активность детей на протяжении всего процесса обучения.

В результате реализации  проекта обогащены представления детей о природных богатствах Белгородчины, дети освоили новые способы экспериментирования, повысился уровень развития интегративного качества «Любознательный, активный». (Рис.4,5,6).

 

Рис. 4. Сравнительные данные об уровне развития деятельности экспериментирования

у детей подготовительной группы в начале и в конце реализации проекта.

(Количество детей в %)

 Рис.5. Сравнительные данные об уровне представлений детей подготовительной группы

о природных богатствах Белгородчины на начальном этапе реализации проекта и в конце его.

(Количество детей в %)

 

Рис. 6. Сравнительные данные об уровне  сформированности интегративного качества

"Любознательность, активность"   у детей подготовительной группы

до начала реализации проекта и в игоге.

(Количество детей в %)

Мониторинг показывает положительную динамику по всем показателям, что доказывает целесообразность использования детского экспериментирования в работе по ознакомлению старших дошкольников с природными богатствами родного края. Кроме этого, использование исследовательской деятельности позволило  нам  уйти от учебной модели, заменив её современными моделями построения образовательного процесса.

Реальным продуктом, который можно взять в руки, рассмотреть, прочитать, стал альбом с фотографиями наших детей и описанием проведенных экспериментов, сгруппированным по указанным ранее четырём группам.         Особый интерес у детей вызвал сахар, который получили из сахарной свёклы. Эти эксперименты мы не могли проводить в детском саду, т.к. они требуют длительного времени, и нагревания до высокой температуры, дети (в 5 семьях) добывали сахар вместе с родителями дома, а в детском саду показали слайд-фильм об этом и всем дали попробовать свой сахар. Он не белый получается, но сладкий.

Продуктом проекта можно считать и методический комплект, включающий описание опыта, рекомендации воспитателям по организации детского экспериментирования в работе по ознакомлению с природными богатствами Белгородчины.

Реализация проекта сопряжена с определёнными рисками. По нашему мнению, можно превысить возрастные возможности познавательного развития дошкольника. И ещё одно - избыточное использование экспериментирования и авторитарное давление воспитателя может привести к потере интереса к данному виду деятельности.

        Поэтому следует ориентироваться на ближайшую зону развития детей, выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с детьми в процессе экспериментирования, поддерживать стремление детей задавать вопросы, делиться с окружающими впечатлениями о собственном «открытии». Важно  осуществлять индивидуальный подход и оказывать своевременную помощь в ходе исследовательской деятельности тем детям, которые нуждаются в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Кладовая земли"

Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...

Конспект НОД «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом Белгородским»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом  Белгородским...

Проект "Кладовая земли"

Проект направлен на развитие у детей самостоятельности посредством экспериментирования...

Иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО НГПУ Т.Ф.Бабынина), 2019 г.

Вношу личный вклад в повышение качества образования: имею методическую  разработку -   иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат пед...

Проект Кладовая Земли

ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ»Срок реализации: 3 месяца  Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их семьями).Цель: создание условий для форми...

ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ»

ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ»Срок реализации: 3 месяца  Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их семьями).Цель: создание условий для форми...

Проект "«Кладовая Земли-глина, песок, щебень. Добыча в Сызрани».

Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых....