Мастер –класс: «Использование игровых технологий по формированию представлении детей об экологии»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: формированию экологического сознания и экологической культуры у детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

                     «Центр развития ребёнка – детский сад № 3»

       

Мастер –класс:

«Использование игровых технологий по формированию представлении детей об экологии».

                   

                                                                       

                                                                     

                                                         Воспитатель высшей кв. категории:

                                                                       Петрова И.А.

                                                                   

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, но и воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

В связи с ухудшением экологической ситуации во всем мире, в связи с неразумным использованием человеком природы, с незнанием и несоблюдением норм поведения в ней, следует актуализировать экологическое образование уже в дошкольном возрасте.

В настоящее время всё больше внимания уделяется непрерывному экологическому образованию, формированию экологического сознания и экологической культуры человечества в целом.

Интерес к экологической проблематике дошкольников не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Поэтому формирование экологических представлений должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания детей уже дошкольного возраста.

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

 Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, ребёнок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, речь, внимание, мышление.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу, заданную взрослым. Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания.   Игра   способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры).

Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с  фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями), ипподром и так далее.

Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой.

Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.

В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

Игры – путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребёнка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные). Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить?

В какую клетку надо поместить слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной местностью зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять?

Как надо следить за чистотой клеток, какими средствами надо их мыть? Из какого материала должны сделаны клетки? Что должно находиться в клетке? (пеньки, ветки, гнёзда, солома и так далее).

Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду. Какая должна быть еда? (мясо, рыба, зерно, вода, витамины). Затем спросить детей о том, где должна хранится еда. У детей появляется новый сюжет, надо правильно кормить, заботится о их жизни. Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).

Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для них от холода.

Чтобы детям было интереснее играть, можно создать необычные ситуации, например, «Котенок заблудился». Дети находят маленького котенка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

 Игра «Экосистема водоём, лес, поле» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.  К ним относятся: КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

Например, в игре КВН дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.

4. Дидактические игры.

1. Данные игры способствуют расширению знаний детей о животном и растительном мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Игры направлены на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Кто, где живет?»

Цель: вызвать и  активизировать интерес детей  к познанию  мира , конкретизировать знания детей о природных зонах и их обитателях.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности детей, закрепить название животных, растений, рыб, морских обитателей.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умения детей классифицировать .

Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку.    

Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, условия жизни,дети учатся правильно относиться к природному окружению.

 «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Домашние животные», «Чей домик»,  «Лото .Угадай животных», «Вершки и корешки», «Летает –не летает», «Грибы».

«Как зовут тебя дерево»

 Цель - учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. 

«Зеленый друг»

Цель:расширять представления детей о растительных культурах, их названиях и месте произрастания ( поле, лес , сад, огород .луг)

 «Насекомые».

Цель:Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

«Времена года»

Цель: формирование у детей представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца; выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям  видов деятельности людей, одежде;

 активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций; воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

 «Родная природа»

Цель: пробуждение интереса ребенка к живой природе; знакомство с картинами природы в различные времена года; развитие эстетического чувства красоты; развитие речи, памяти, воображения и образного мышления.

«Живая и неживая природа».

Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?», «Свет, звук, вода».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Береги все живое»

 Цель: способствовать формированию целостной картины мира, умению вести себя в природе, бережно относиться к ней; познакомить с правилами поведения в природе и необходимости их выполнения.

«Хорошо – плохо», «Что будет, если…?»,«Береги природу!»

4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).

1. На полянке посидели, Все попили и поели,

А потом пошли домой — Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста — Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой, Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли, Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали, Кустик не сломали! Правильно?

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой,светом,звуком  , они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

«Найди пару» 

Семена и деревья, листья.

 «Угадай, что там»

Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.

«Найди отличия»

Здесь можно придумать различные вариантыс природным материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно составить композицию, и затем ребенок должен найти отличия.

  «Зелёная аптечка»

Цель: закрепить знания о лекарственных растениях. Развивать внимание и наблюдательность. Напомнить детям правила поведения в природе.

В процессе игровой деятельности у детей   формируется умение осознать себя частью мира, расширяются  и углубляются  представления  о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания,  понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных математических представлений"

   Нужна ли крошечному малышу математика ? Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как разме...

Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных знаний и представлений о сохранении и укреплении здоровья

Предлагаю вашему вниманию игры валеологической направленности, разработанные и изготовленные мною для проведения занятий с детьми и использованию их в самостоятельной деятельности детей....

Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»

Представить педагогам методические приёмы работы по обучению  игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные  процессы (внимание, память, ...

Мастер – класс «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде».

Цель мастер – класса: представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей и умения работать в команде....

Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...