Проект "Матрёшка- народная игрушка"в первой младшей группе доу
проект по окружающему миру (младшая группа)

Матрёшка как национальная игрушка и сувенир России. Русские матрёшки привлекают внимание своёй красотой и огромным разнообразием росписи. Матрёшка любима и популярна во всём мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой невозможнр без русского фольклёра, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matryoshka_-_narodnaya_igrushka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

  «Матрёшка - народная игрушка» в 1 младшей группе

                                     Актуальность проблемы и темы исследования

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогическом процесс и начать мы решили с введения в воспитательные процесс игровых действий с матрешкой.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»

Игрушка «Матрёшка» скрывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребёнка с русскими народными традициями, обычаями. Малыш может научиться на примере «Матрёшки» различать понятия : «большой – маленький», «больше – меньше», «половина – целое», «старший – младший», развивать мелкую моторику рук. С матрёшками можно играть в сюжетно - ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для матрёшек можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрёшку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Матрёшки так же помогут ребёнку освоить прямой и обратный счёт, выучить основные цвета, части лица человека.

Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей. Через русскую народную игрушку «Матрёшка» у детей формируется нравственно-духовные качества.

  Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

      Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста.  

  Предмет проекта: Матрешка – народная игрушка.

  Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.

  Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года, воспитатели, родители.

  Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие.

  Сроки реализации: 1 недели   Цель: 1. Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка».

2. систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.

  Предполагаемый результат:

  1. возникновение интереса детей к игре с Матрёшкой,
  2. обогащение кругозора знаний родителей к этой игрушке.

  Этапы работы.

  1 этап. Подготовительный.

- Изучение методической литературы.
- Подбор художественной литературы.
- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

- Подбор познавательного материала для родителей.

  2 этап. Основной этап. Реализация проекта.

 Познание (формирование целостной картины мира.)    

 Тема: «Знакомство с матрешками»

 Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.

Выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами).

Учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка.

 Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

 Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н.Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

 Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»

 Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

 Лепка Тема: Испечем баранки, калачи для матрешек

Совместная работа воспитателя с детьми.

 Задача: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить для матрешек угощения, научить детей скатывать из пластилина колбаски, соединять их, превращая в баранки, калачи. формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

 Материал: пластилин, разделенные на кусочки, дощечки, игрушка матрешка.

 Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.

 Методические приемы: сюрпризный момент (приход матрешки), обращение внимание на выражение лица (она веселая, улыбается, хочет плясать), создание проблемной ситуации, объяснение воспитателя из каких частей состоит матрешка, показ лепки калачей, похвала за самостоятельные работы детей, индивидуальная работа

 Сюжетно – ролевая игра «Обед для матрешек»

 Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее

 Художественное творчество (рисование).  Тема: «Матрешки идут на праздник»

  Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на лист бумаги, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Материалы: Гуашь, кисти, альбомные листы бумаги , а также альбомные листы бумаги с вырезными силуэтами матрешек .

Мы веселые подружки

Разноцветные игрушки

Мы живем всегда друг в дружке

Сарафаны расписные

Мы сестрички озорные.

  Действия с предметамиДидактическая игра: «Собери матрешку».

 Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

(Н.Горчакова)

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

(С.Резщикова

 Математическая игра «Одна и много»

 Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

 Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.

Художественное творчество (аппликация) Тема: Матрёшка

 Цель: Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей.

 Задачи:
образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя готовые формы; продолжать учить детей работать последовательно, располагать готовые детали в центре.
развивающие: развивать эстетическое восприятие, внимание, память, глазомер, усидчивость, творческую активность.
воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.

 Материал: основа для аппликации - матрешка, детали цветка, клей, кисть, тряпочка.

 Действия с предметами.

 Дидактические игры «Поставь матрешку от маленькой к большой», «Разберем и соберем»  «Больше – меньше»

 Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка - мама, загляденье просто!

 Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

 Материал: деревянная матрешка с вкладышами.

 Познание (формирование целостной картины мира.)    

 Дидактическая игра: «В гости к нам пришла матрешка»

 Дидактическая задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.

Я веселая матрешка,

В гости к вам хочу прийти,

Но дорожку к вам, ребята,

Очень трудно мне найти.

Вы похлопайте в ладошки

И кричите все: «Матрешка!»

Я услышу и приду

Вам веселье принесу.

 Конструирование

 Игра со строительным материалом: «Теремок для матрешки»

 Цель: учить строить домики из кубиков и кирпичиков, подбирать нужный цвет.

 Материал: матрешки по количеству детей, строительный материал: кирпичики и кубики.

 Игры со строительным материалом: «Мебель в дом матрешек»

 Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее

 3. этап.

 Конспект итогового развлечения.

 Тема: «В гости к нам пришла Матрешка»

 Цель: Создать радостное настроение от совместного праздника

 Задачи: образовательные: учить детей эмоционально откликаться на происходящее.

Развивающие: способствовать развитию речи, учить понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, побуждать повторять фразы, отдельные слова.

 Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им.

 Материал: деревянные матрешки, картинки с изображением матрешек.

 Ход занятия.

 Дети садятся на стульчики. Воспитатель говорит, что сейчас к ним придут гости. Ребята, смотри к нам в гости идет матрешка (переодетый воспитатель).

 1. Загадка

Смотрите, что это? Кто-то спрятался под платком. Я загадаю загадку, а вы отгадайте о ком она.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Что это за подружки?

-Матрешки.

-Правильно. Вот они. Как им хочется с нами поиграть! Ребята хотите поиграть с матрешками?

-Да.

- Ах, да какая она красивая, маленькая, какой красивый расписной сарафан у матрешки! Посмотрите, как она передвигается? (Дети здороваются, рассматривают наряд матрешки).

Как вы думаете, что она делает? (дети предлагают варианты ответов: танцует, испугалась). Давайте спросим у нее, что же случилось?

- Матрешка говорит, что ей стало грустно. А что делать , она не знает. Хотите помочь матрешке? А что нужно сделать? Поиграть с матрешкой .

 2. Танец матрёшек «Мы матрёшки вот такие крошки…»

 3. Подвижные игры: «Беги к матрешке», «Догони Матрешку»

 Цель: учить бегать стайкой, упражнять в ориентировании на местности.

-Посмотри, матрешка, как наши ребятки заведут хоровод.

 4. Музыкальная игра с одной, двумя матрешками «Ой, что за народ за матрешкой идет»

Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Ой, что за народ за матрешкой идет?

(дети идут стайкой за воспитателем)

Матрешка поворачивается

А – а, вот какой народ.

Быстро – быстро убежали

Только ножки замелькали.

Ой, что за народ в барабаны громко бьет?

(Дети говорят: «бум – бум – бум»)

Матрешка поворачивается.

А – а, вот какой народ!

Быстро – быстро убежали,

Только ножки замелькали.

(Дети убегают на свои стульчики)

Ой, что за народ тихо – тихо так идет.

Матрешка поворачивается:

А – а, вот какой народ!

Быстро – быстро убежали,

Только ножки замелькали.

 5. Музыкальная игра для Матрешки «Наши ручки»

- Где наши ручки? (Дети прячут ручки за спину)

Вот наши ручки, (показывают ручки)

Где наши ножки? (приседают , прячут ножки)

Вот наши ножки (показывают ножки)

Где наши глазки? (Закрывают глаза руками)

Вот наши глазки!

-Повеселела? Давайте дальше играть.

-Посмотрите, какой красивый домик! Кто же в нем живет? Настя знает, кто живет в этом домике.

Ой, как много здесь маленьких матрешек. Все они хотят танцевать. Давайте с ними потанцуем.

 6. Танец «Ай – да»

Ай – да, ай – да наши ножки топотали

И матрешек приглашали.

Наши ножки топотали

С Матрешкой весело плясали.

(Каждый ребенок танцует с матрешкой , делает музыкальные движения переваливаясь с ноги на ногу)

 7. Матрешка: (переодетый сотрудник)

- Как я рада! Спасибо, ребята, что помогли мне развеселиться.

Я к ребяткам собиралась

Долго, долго наряжалась.

По дорожке в гости шла

Много я платков нашла

Необычных, не простых,

Разноцветных, расписных.

Воспитатель:

Велело мы все попляшем

И платочками помашем.

  Танец с платочками.

Матрешка благодарит детей за помощь.

Воспитатель: -Как весело мы потанцевали с матрешкой и ее мамой. А сейчас пойдем в группу. Дети прощаются с матрешкой и уходят.

  Результат:

В ходе проекта дети получили элементарные представления о народной игрушке – русской матрешке. Проявили активность в разных видах деятельности, а также приобрели навыки пользования игрушкой и различными игровыми действиями с матрёшкой, которая вызывала у детей радость, интерес и эмоциональный подъем.

Наблюдалось улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизировалась позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Проведены консультация для родителей «Русская народная матрешка» и беседы «Какие игрушки необходимо покупать детям 2-3 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение" Любимые игрушки" в первой младшей группе.

Данный материал может служить как итоговое непосредственной образовательной деятельности по теме игрушки....

Проект на тему "Народная игрушка" в 1 младшей группе

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)...

Игровая деятельность с народной игрушкой в первой младшей группе.

Игровая деятельность с народной игрушкой в первой младшей группе.                       « ...

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка» (Первая младшая группа)

Тип проекта:Состав участников - групповой (дети, родители, воспитатель).Целевая установка – познавательно – речевой.Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).Предмет проекта: Матре...

Проект на тему: "Народная игрушка" в первой младшей группе "Ягодка"

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реали...

Презентация к проекту: "Народная игрушка" в первой младшей группе

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реали...