Экологическое воспитание детей раннего возраста.
статья по окружающему миру

Валичева Саида Залимхановна

Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы. Маленький ребенок - исследователь, у которого к трем годам обнаруживается целенаправленный интерес к окружающему миру. Наблюдения на прогулке в любое время года обогащают его представления об объектах живой и неживой природы. Но именно летом, когда дети больше времени проводят на свежем воздухе, задачи экологического воспитания становятся наиболее актуальными. Кроме того, важно помнить, что у детей раннего возраста мышление носит конкретный характер, вот почему так важно, чтобы первое знакомство с объектами или явлениями по возможности происходило в естественной обстановке. Летняя оздоровительная работа с детьми дает возможность подводить детей к первым «открытиям» в процессе разнообразных игр с песком и водой, «султанчиками», «вертушками», помогает формировать в сознании юных первооткрывателей систему причинно-следственных связей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего возраста.

Экологическое воспитание детей раннего возраста формируется на осознанном отношении ребёнка к объектам природы. Постепенное накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.

С раннего детства ребёнок начинает исследовать окружающий мир, тянется ко всему яркому и красивому. Многое он видит в природе, и всё для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда уже у человека не будет такого восприятия, как в раннем детстве. Очень важно в этот момент помочь ребёнку усвоить элементарные природоведческие знания, развить желание и умение познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому в окружении: к траве, цветку, дереву, птичке.

Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать все условия, способствующие систематическому и последовательному знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Ознакомление с природой складывается прежде всего из постоянных, многократно повторяющихся наблюдений за растениями, животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с поисковыми действиями: дружба с книгой, связь с музыкальной деятельностью. Такая интегрированная работа способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннего роста малыша. Главное, чтобы процесс приобщения маленького человека к природе осуществлялся в интересной игровой форме, вызывал радостное, весёлое настроение, успех и удивление.

Начать экологическое воспитание можно с групповой комнаты, где с помощью игрушек и картинок дети знакомятся с домашними животными и их детёнышами, учатся узнавать и называть их. Возможно, у кого-то кошка, собака живёт дома или у бабушки в деревне. Такие дети могут уже иметь какие-то знания и охотно делятся ими. Познакомить детей с такими животными, как заяц, лиса, медведь, можно, читая и рассказывая сказки. При рассматривании иллюстраций во время чтения художественных и фольклорных произведений воспитатель знакомит с характерными особенностями жизни этих животных, учит различать и называть части тела, рассказывает о том, как добывают себе пищу, где живут. Воспитатель развивает интерес детей к обитателям леса, желание рассмотреть их. Беседа может проходить в игровой форме, речь воспитателя должна быть чёткой и понятной детям. Для закрепления знаний предлагаются игры: «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто как кричит?».

У двухлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, завораживает малыша и меняется каждый день. Сегодня за окном на ветках рябины стайкой расположились воробьи. Они так громко чирикали, что дети услышали шум из группы. А на следующее утро наша рябина покрылась пушистым белым снегом, в новом наряде ей было уютно и тепло. Вместе с ребёнком воспитатель анализирует происходящие события за окном. Однако большинство изменений в мире природы ребёнок может заметить, почувствовать и пережить только в непосредственном контакте с природой. Ни картинка, ни рассказ, ни наблюдения из окна не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести малыша в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, воспитатель должен помнить, что для детей это начало путешествия в большой, сказочный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует начальный сенсорный опыт ребёнка, основу его интеллектуального развития.

Впечатления от родной природы в каждое время года разнообразны, удивительны и не забываемы. Наблюдения – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребёнка. Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление. Сезонные изменения обогащают ребёнка своими новшествами, учат всматриваться, восхищаться и любоваться собой. Постепенно появляется желание наблюдать и узнавать.

Осень. При знакомстве с этим временем года формируются элементарные представления об осени – прохладно, часто идут дожди, дует ветер, с деревьев осыпаются разноцветные листья. Дети внимательно рассматривают листья, в ходе этой работы происходит первое знакомство с тремя цветами: красный, жёлтый, зелёный. Для закрепления подойдут игры: «Найди такой же листик», «Покажи красный листик». С помощью вертушек следует показать, как дует осенний ветер; во время дождя послушать, как стучат капли по крыше и стёклам окон, прочитать потешку: «Дождик – дождик».

На прогулке важно обратить внимание детей на то, как одеты взрослые и дети, почему люди стали одеваться теплее.

Следует рассмотреть с детьми овощи и фрукты, растущие в данной местности, учить отличать их по внешнему виду и называть: огурец, помидор, морковь, яблоко. Закреплению знаний детей об овощах и фруктах способствуют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь». На цветниках можно познакомиться с поздними цветами: понюхать, потрогать, рассмотреть их.

При ознакомлении с природными явлениями происходит развитие трудовых умений и навыков. На прогулке дети учатся убирать осенние листья, поддерживают чистоту на площадке.

Зима. Воспитатель называет время года – зима, обращает внимание детей на то, как сильно похолодало, вместо дождя теперь идёт снег, редко светит солнце. Как медленно падают с неба красивые снежинки, попадут на тёплую ладошку и быстро растают. (ознакомление со свойствами снега) Целесообразно рассмотреть на участке деревья, запорошенные снегом, сравнить ёлочку с другими деревьями, назвать её отличительные признаки.

Нельзя не заметить, что с наступлением зимы затихли шумные крики птиц. Как холода повлияли на их жизнь? Маленькие пташки ждут от людей помощи. Воспитатель рассказывает малышам, как можно устроить «птичью столовую», какой корм можно предложить пернатым. Дети всегда должны помнить о том, что идя на прогулку, нужно обязательно заглянуть к птицам, покормить их и понаблюдать за ними.

Продолжается приобщение к выполнению трудовых поручений. В зимний период дети с удовольствием чистят лопаточками снег с дорожек, тем самым учатся уважать труд взрослых.

Весна. Воспитатель называет время года, обращает внимание детей на то, что на улице стало теплее, чаще светит солнце, небо уже не серое, а голубое. Затем предлагает рассмотреть зелёную травку, появившуюся из под снега, первые зелёные листочки на деревьях, первые весенние цветы. В ходе беседы пополняется словарный запас детей, воспитатель учит называть названия деревьев, растений, обращает внимание на отличительные признаки всего нового. Можно понаблюдать за птицами, прилетающими на участок, отметить их необычное поведение. (воробьи громко чирикают, синички прыгают по веткам, голуби купаются в лужицах) Для чтения и анализа подойдёт стихотворение А.Барто «Птичка». Следует поощрять желание детей наблюдать за птицами. На цветнике дети наблюдают за подготовкой почвы к весенней работе, затем идёт посадка рассады цветов, где воспитатель называет все действия проделанной работы.

Весной дети продолжают осваивать труд: разметают дорожки, наводят порядок в игровом домике. Очень важно напоминать детям о необходимости выполнения трудовых поручений, хвалить детей.

Лето. Воспитатель называет время года. Летом на улице в песочнице удобно организовать игры с песком и водой, в процессе которых дети знакомятся с их свойствами. После дождя следует показать радугу и полюбоваться красотой этого природного явления. Солнечные зайчики – любимое развлечение детей в это время года. Дети наблюдают за ростом цветов на клумбе, анализируют любые новшества, учатся ухаживать за растениями, путём наблюдения за трудом взрослых. Лето – пора новых открытий.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет групповой уголок природы, где могут содержаться комнатные растения и некоторые домашние животные. При организации такого уголка заранее следует выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным. Если такая проблема есть, то следует исключить из уголка аллергенные объекты. Живой уголок должен быть правильно оформлен и безопасен для жизни детей.

Подробно остановимся на организации наблюдений детей младшей группы с комнатными растениями. Подбор растений осуществляется с учётом возраста детей. Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми частями. (герань, фуксия, бегония, бальзамин, фикус, китайская роза и др.) Главная задача: научить узнавать, различать и называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); наблюдать правильный полив цветов водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой широкие листья. Помимо постоянных растений для наблюдений используются и временные: выращиваемый на перо лук, зелень укропа и салата, выкопанные осенью с клумбы бархатцы, срезанные ветки деревьев. Самостоятельный уход за растениями малышам ещё не доступен и поэтому все действия воспитатель выполняет сам, но обязательно в присутствии детей, стараясь привлечь их внимание к своим действиям (как льётся вода из лейки, как вода впитывается в землю, потрогать руками сырую землю). Постепенно происходит приобщение к посильной помощи: подержать лейку, налить в неё воды, протереть листья. В ходе работы идёт беседа о том, что цветок живой и ему необходимы вода и свет, цветы приносят красоту в наш дом и с ними нам легче дышать. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры: «Найди такой же», «Большие и маленькие», «Найди все цветущие растения».

Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни. У ребёнка с раннего детства не должно быть равнодушного отношения к нашему общему Дому, к Природе. Для этого и следует регулярно проводить с детьми дошкольного возраста специально организованные занятия по экологическому воспитанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего возраста

воспитывать любовь к природе необходимо начинать с раннего возраста, автор статьи предлагает краткие рекомендации, для родителей и воспитателей, экологического воспитания самых маленьких детей. ...

Экологическое воспитание детей раннего возраста

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического...

консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»                  Подгото...

Презентация на тему "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Презентация содержит задачи по экологическому воспитанию детей раннего возраста, фотографии уголка природы в группе, фотографии детей в ходе работы....

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через  экологическое воспитание детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»...