Образовательная ситуация с дошкольниками «Очищение загрязнённой воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста  с целью создания условий для освоения способов фильтрации загрязнённой воды. В ходе образовательной ситуации у детей  актуализируются знания об уже известных способах очистки загрязнённой воды, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что необходимо узнать еще один способ очищения воды, более надёжный и качественный. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай и проверь сам». Дети, используя различные фильтры (вату, марлю, бумагу), очищают загрязнённую воду, сравнивают её, делают вывод, что бумажный фильтр является самым надёжным способом получения чистой воды. Включение нового знания в систему знаний предусмотрено через работу с перфокартами по теме «Где можно использовать бумажный фильтр?». На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были,  что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Очищение загрязнённой воды»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Очищение загрязнённой воды»

Основные цели: создание условий для освоения способов очищения загрязнённой воды.

Дидактические материалы: схема конструирования бумажного фильтра, картинки загрязнённой воды, правила поведения в лаборатории, перфокарты.

Оборудование: тазики с водой, бросовые материалы: пробки, дощечки, палочки от мороженного; гайки, болтики, пластиковые стаканы: большие и маленькие, перчатки, магнитные удочки, контейнеры для мусора, бумага, вата, марля, подносы, фартуки, нарукавники, бейджики для детей и педагога.

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста  с целью создания условий для освоения способов фильтрации загрязнённой воды. В ходе образовательной ситуации у детей  актуализируются знания об уже известных способах очистки загрязнённой воды, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что необходимо узнать еще один способ очищения воды, более надёжный и качественный. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай и проверь сам». Дети, используя различные фильтры (вату, марлю, бумагу), очищают загрязнённую воду, сравнивают её, делают вывод, что бумажный фильтр является самым надёжным способом получения чистой воды. Включение нового знания в систему знаний предусмотрено через работу с перфокартами по теме «Где можно использовать бумажный фильтр?». На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были,  что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, скажите, где вы любите отдыхать летом? А отдыхать на реке любите? Как называется река,  которая протекает в нашем городе? ( Сухона)

- Я нашла в интернете очень много разных фотографий нашей красивой реки, но бывает и так, что она превращается в настоящую свалку, например, посмотрите (показываю фотографии оставленного мусора после отдыха людей).

- Ребята, скажите, кто же это сделал? (люди).

- А вам понравилось бы играть там, где грязно и много мусора? (нет).

- Что можно сделать, чтобы река снова стала красивой? Как можно очистить воду? Я тоже хочу, чтобы наша река Сухона всегда была красивой, поэтому предлагаю вам помочь мне очистить воду.

Вы хотите мне помочь?

Сможете?

  1. Актуализация

Дидактические задачи: 1) актуализировать знания детей о способах очистки воды; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

- Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию профессора Всезнамуса, где настоящие ученые справятся с любой задачей. Напомните мне, что мы хотим сделать? (очистить воду).

- Итак, я тоже буду учёным вместе с вами, напоминаю о правилах поведения в лаборатории. Кто может их назвать? (повторение правил работы в лаборатории, правил работы с загрязнённой водой).

- Сегодня научные сотрудники будут работать в парах, распределитесь в пары и занимайте свои места.

- Давайте представим, что ваши тазики, это река, только что с ней не так? (она грязная)

- Каким мусором она засорена? (щепки, пробки, гайки, колпачки, железки)

- Почему один мусор плавает, а другой утонул? (железо тяжелое, оно тонет всегда).

- Научные сотрудники, давайте вспомним способ, каким можно очистить наши реки от плавающего мусора? (руками, выловить сачком). Какой способ самый удобный?

- А как нам достать мусор, который уже утонул? Что нам потребуется? (предположения детей). Какой способ самый удобный?

Дети самостоятельно очищают воду от мусора в парах.

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением: каким способом можно еще очистить загрязнённую воду?

- Плавающий мусор мы убрали, мусор, который утонул, тоже. Чистая вода теперь? (нет)

- Давайте проверим, наберите в ваши стаканы немного воды. Что вы можете сказать о ней, какая вода? (мутная, не очень чистая)

- Смогли мы очистить воду? (нет).  

- Почему не смогли? (потому что не знаем способа очистки воды)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

 Дидактические задачи: 1) сформировать представления о способе изготовления бумажного фильтра для очистки воды;

2)  формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь, мелкую моторику рук.

- А как можно узнать то, что не знаешь? (спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии, в интернете, придумать и проверить себя по книге).

- Мои сотрудники, посмотрите, сколько в нашей лаборатории материала: и вата, и марля, бумага. Давайте попробуем  сами придумать способ очистки воды?

Дети выбирают материал для очистки воды, на столах лежит схема создания фильтра из бумаги.

- Фильтры готовы? Научные сотрудники, такой способ называется фильтрация.  Грязные частицы остаются на фильтре, в стакан попадает уже чистая вода. Хотите  попробовать очистить воду? (Дети очищают воду, используя разные фильтры: вату, марлю и бумажный)

- Давайте сравним воду в стаканах, где она получилась чище: где очищали через вату или где очищали через марлю? Или через бумажный фильтр?

Дети делают вывод о том, что вода, которую очищали через бумажный фильтр, гораздо чище, чем вода, которую пропускали через вату или марлю.

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

 Дидактическая задача: закрепить знания и представления детей о новом способе очищения загрязнённой воды – бумажном фильтре.

- Вот как много времени нужно человеку, чтобы очистить один маленький водоем, а представьте, сколько времени потребуется, чтобы очистить всю нашу реку Сухону!

- Ребята, теперь мы знаем, как очистить воду с помощью бумажного фильтра. Посмотрите внимательно на картинки, где вам пригодится бумажный фильтр? (работа с перфокартами, дифференциация по объёму материала, взаимопроверка, назначение проверяющего)

  1. Осмысление

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии.

 -  Ребята, а где мы сегодня были?

- Что мы сегодня делали?

- Вам удалось помочь мне очистить воду?

-  Почему удалось?

- Какие новые знания дали вам возможность получить чистую воду?

Комментарии к сценарию: использовала интернет – ресурсы для разработки перфокарт и схем конструирования бумажного фильтра.