Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Соловьева Алена Анатольевна

Цель использования экспериментирования в работе с детьми – создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_eksperimentov.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов

для детей среднего дошкольного возраста

  • Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта: намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

  • Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

  • Опыт «Свойства песка».

Ход опыта: воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

  • Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта:  помашите  рукой  у  лица.  Какое  ощущение?  Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

  • Опыт «Бумажные кораблики».

Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.

Ход опыта: воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.

  • Опыт «Свойство солнечных лучей».

Ход опыта: в группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушится. Понаблюдать, что произойдет. Белье высохнет, станет легким и сухим.

Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.

  • Опыт: прозрачность воды. Бросьте в лужу несколько плоских предметов, когда вода успокоится, найдите их.

Вывод: вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.

  • Опыты со льдом: пройдите по краю лужи, послушайте, как хрустит лед.

В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед. Вывод: предметы видны, потому что лед прозрачен.

– Обратите внимание на то, что не все лужи покрыты льдом, так как температура днем повысилась, лед на многих лужах, особенно мелких, растаял. Остался только на глубоких, где лед был толще.

  • Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они  будут таять. Сделать вывод: лед – это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.

  • Опыт  «Установление  зависимости  свойства  снега  от  температуры».

Ход опыта: принести снег в помещение и попробовать вылепить снежки. Почему снег стал липким?

На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом.      – Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый.) Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь. Какие они?

  • Опыт со льдом.

Цели: познакомить со свойствами льда (лед тонкий и хрупкий); рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают).

  • Опыт «Первые заморозки».

Цель:  показать  зависимость  состояния  воды  от  температуры воздуха.

Ход опыта: в две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.

  • Опыт «Защитные свойства снега».

Цель: познакомить со свойствами снега.

Ход опыта: поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.

Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.

Опыт: приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает.) Почему?

Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения. Рисунок иголочками – это замерзшая вода на стекле.

  • Опыт «Таяние снега».

Цель: знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт «Лед – твердая вода».

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Ход опыта: взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутка времени.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

  • Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.

Ход опыта: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

  • Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.

Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.

  • Опыт «Что в пакете?».

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.

Ход опыта: предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства – прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом.

  • Опыт «Вода не имеет формы».

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.

Материал: вода, стакан, блюдце, банка, трубочка.

Ход опыта: на опыте показать, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Вспомнить  с детьми, где и как разливаются лужи.

  • Опыт «Песчаный конус».

Цель: показать свойство песка – сыпучесть.

Материал: песок.

Ход опыта: возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: свойство песка – сыпучесть.

  • Опыт «Зависимость расстояния от силы ветра».

Ход опыта: подбросить семена одуванчика вверх и подуть в их сторону с разной силой. Определить расстояние падения семян.

  • Опыт «Солнце высушивает предметы».

Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.

Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.

Ход опыта: повесить на солнечном участке мокрое кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце нагревает предметы.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Ход опыта: воспитатель наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Пробки, крышки, деревянный и металлический конструктор, пластмассовые детали, стеклянные бутылочки. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать. Устроить соревнование, чей кораблик быстрее доберется до другого берега. Дети дуют на свой кораблик, подгоняя его «ветром» к берегу.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.

Ход опыта: воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Дети сами должны сделать вывод, что мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать?».

Цель: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.

Ход опыта: систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

  • Опыт «Почему на тропинках не растут растения».

Ход опыта: обратить внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она твердая, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.

  • Опыт «Потребность растений в воде».

Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.

Материал: два цветка, вазочка с водой.

Ход опыта: из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Опыт. Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Муравьиные домики нельзя разорять, наступать на них.

  • Опыт.

Ход опыта: воспитатель аккуратно ловит жука и большого муравья (вернуть после опыта их на место). Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют на песке жук и муравей. Зарисовать следы.

  • Опыт «Передача солнечного «зайчика».

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный зайчик, поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильность слов воспитателя.

  • Опыт «Радуга».

Цели: познакомить с явлением «радуга».

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход опыта:

Воспитатель. Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр.

Воспитатель. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, то есть полукруг.