"Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста"
картотека по окружающему миру

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал с опытами и эспериментами с живой и неживой природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Картотека опытов и экспериментов для детей

среднего дошкольного возраста

«Играем с красками»

Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

Краски, словно радуга,

Красотой своей радуют детей.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые – разные.

Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски? Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой). Зарисовка результатов эксперимента.

Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

«Танец горошин»

Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши. Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.

Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.

Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Зарисовка результатов эксперимента.

Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

«Веселая полоска»

Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять.

Раз, два, три – посмотри!

Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух?

Нельзя брать бумагу в рот.

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

Почему она движется?(Она легкая)

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух. Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух) Делают зарисовки.

Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.

«Что любят растения?»

Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материал: 2 -3 одинаковых растения.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Суть эксперимента – в разном уходе за растениями.

Воспитатель выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать.

Дети по – разному ухаживают за растениями, длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.

Зарисовывают каждый результат, сравнивают с рисунками – прогнозами.

Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.

«Значение расположения ушей»

Цель: Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает 2 другим детям справа и слева позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.

Дети рисуют голову с ушами.

Вывод: Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон.

«Откуда берется голос?»

Цели: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Воспитатель предлагает «пошептаться» - сказать друг другу по секрету разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.

- Что вы сделали для того, чтобы слова были услышаны? (Сказали громким голосом)

- Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

Подносят руку к горлышку, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише. - Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горлышке что-то дрожит) - Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Дрожания нет)

- Голосовые связки можно сравнить с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько дрожали. Воспитатель рассказывает, как беречь органы чувств,

- Как возникает речь? Дети проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. - Что надо сделать, чтобы звук был громче? (Дернуть посильнее – звук усилится) 

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Разговаривая спокойно, человек бережет связки.

«Тайный похититель варенья»

Цели: Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Материал: измельченный ножом карандашный грифель.

Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, ее взял Карлсон.

Рассказ о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев.

- Можно ли получить отпечатки пальцев и сейчас без специального оборудования?

Не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.

Дети натирают готовым порошком себе палец.

Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Тогда мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?

Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные.

«Секрет сосновой шишки»

Цели: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку.

Материал: 2 сосновые шишки, теплая вода.

Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

Белка шишку сорвала, А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной.

Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай!

- Что станет с шишкой, если ее на сутки опустить в воду? Потрогайте шишку, рассмотрите чешуйки, понюхайте, покатайте между ладоней. – Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, семена вылетели) – Почему чешуйки не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми) Давайте опустим шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что она легкая). На следующий день: Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулиь, приняли прежний вид). Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой, воды в ванночке стало меньше) Рисуют сухую и влажную шишки.

Вывод: Сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно. Объем влажной уменьшается, вес увеличивается.

«Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Вам понадобятся поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

 Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека предназначена для развития экспериментально-познавательной деятельности детей старшего возраста. Представлен комплекс экспериментов с разного рода веществами иббъектами живой и неживой приро...

Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Здесь представлены опыты с водой, с воздухом, с песком, ксперименты с магнитом, игры с красками...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей  среднего  дошкольного  возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Цель использования экспериментирования в работе с детьми – создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размыш...