Формирование основ поисково-исследовательской деятельности средствами экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Баркова Татьяна Владимировна

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой поисково – исследовательской  деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ поисково-исследовательской деятельности  средствами экспериментирования  детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

     Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой поисково – исследовательской  деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

  Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

  Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

       Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.  

Теоретические основы развития дошкольников в поисково – исследовательской  деятельности. Экспериментирование выступает как метод поисково – исследовательской деятельности, если применяется для передачи детям новых знаний дошкольникам.

  Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

  Технология поисково-исследовательской деятельности  средствами экспериментирования складывалась и отрабатывалась на протяжении многих лет. Основные  цели деятельности педагога:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Основные задачи, которые ставит перед собой педагог: 

Расширять представление детей о физических свойствах
окружающего мира:

-        знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

-        знакомить с основными видами и характеристиками движения
(скорость, направление);

Развивать представления об основных физических явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение);

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Содержание работы

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют кефир. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в кефир, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» — такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать". Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

у нас есть вдох и выдох.

сколько весит воздух?

можно ли поймать воздух?

бывает ли воздуху холодно?

вдунь шарик в бутылку.

может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

песчаный конус (течения песка)

свойства насеянного песка.

свойство мокрого песка.

песочные часы.

своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса

воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода - в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

        «Прозрачная вода»;

        «Вода принимает форму»;

        «Замёрзшая вода»;

        «Тающий лёд»;

        «Где вода»;

        «Водяная мельница»;

        «Звенящая вода»;

        «Что растворяется в воде»;

        «Фонтанчики».

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное -ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Результаты работы по формированию основ поисково-исследовательской деятельности путем экспериментирования.

Экспериментирование как специально организованная деятельность,  способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

В группе создана лаборатория для познавательно -  исследовательской деятельности.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.



Предварительный просмотр:

Оборудование и материалы для организации

развивающего уголка по экспериментированию.

Приборы

Микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль и др.

Сосуды разной конфигурации и разного объема

Пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки и др.

Природные материалы

Камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин и др.

Бросовый материал

Кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля и др.

Технические материалы

Гайки, винты, болтики, гвозди и др.

Разные виды бумаги

Обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.

Красители

Акварельные краски, безопасные красители и др.

Медицинские материалы

Пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема и др.

Прочие материалы

Зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы и др.

Дополнительное оборудование

Оборудование для ухода за растениями.

Модели, схемы.

Календари природы и погоды.

Иллюстрированный материал.

Дневники наблюдений за посадками.

Пооперационные карты посадок.

Игровой материал, дидактические игры по экологии.

Справочники, энциклопедии.

Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Детские халаты, клеенчатые передники.

                         Материал для организации опытов и экспериментов

Младший и средний возраст

Бумага разного сорта, бусины, пуговицы, вата, ватин, синтепон, веревки, шнурки, тесьма, нитки винтики, гайки, шурупы вода и пищевые красители, глина, песок, деревянные катушки, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками, емкости разного размера, камешки разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло, оборудование для ухода за растениями ,опилки ,палочки ватные песок, вода пластиковые бутылки разного размера, полиэтиленовые пакеты, пробки, пух, перья разноцветные прищепки, разноцветные резинки, резиновые мячи, шары, семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов, спилы дерева, трубочки, упаковки от киндер-сюрпризов, фотопленки и др.

Старший возраст

Банки, бутылки, крышки разных размеров, бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки),бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, ведра, тазы, ванночки, весы, взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, галька, гравий, губки, деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки),дневники наблюдений за посадками, иллюстрированный материал, календари (отрывные, перекидные, природные, погодные),карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок коллекции различного содержания, кораблики, крупы, литература (справочники, энциклопедии, атласы),магниты, мелкие игрушки для обыгрывания, мерные ложки, монеты, железные предметы, настольно - печатные игры, палочки от мороженого, пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл ,пищевые красители, растворимые продукты ,пластилин, стеки, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет, пооперационные карты опытов, природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой),прихватки, пинцеты с закругленными концами, пробки, пуговицы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки),резиновые груши разного объема, резиновые и пластиковые перчатки, резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля, рулетка, портновский метр, линейка, треугольник, свеча в подсвечнике, сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг, скорлупа от яиц совки, соломинки, трубочки, соль, сахар, стиплер, дырокол, ножницы, тальк, детский крем, тематические материалы (транспорт, океан, лес), терка, технические материалы (гайки, болты) в контейнере, увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки, часы (механические, песочные, капельные, водные) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-агрокомплекса «Теплица» для осуществления поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ДС №123 «Тополёк» »

Экология стала одним из главных направлений развития системы  образования в России. Однако, совершенно очевидно, что обучить дошкольников экологии только на занятиях совершенно невозможно. Необхо...

Самообразование "Юные исследователи" (поисково - исследовательская деятельность у детей старшего дошкольного возраста)

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования во...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

«Поисково – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Создание условий дляопытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения....

«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...

Презентация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по поисково-исследовательской деятельности...