Статья: картотека дидактических игр по экологии.
статья по окружающему миру (средняя группа)

савушкина наталья алексеевна

Данная статья представляет полный курс дидактических игр на год для средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.

«Моя пара».

Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например, цветочек-листочек. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (лук-сук, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

«Помоги объяснить»

Цель. Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры. Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная.

Свежая клубника – только что собранная с грядки.

Сухая трава - сено, скошенная трава.

Белый заяц - поменял шубку к зиме.

Сухая земля - не политая, нет воды и влаги.

«Придумай слова о природе».

Цель игры. Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Слова должны быть о природе. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово о природе с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

                                                     «Найди картинку».

Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть на предложенных картинках как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

«Составь словосочетание».

Цель. Обучать детей правильному составлению словосочетаний с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить словосочетания из 2 слов. Ребёнок, первым составивший словосочетание, получает фишку.

«Так бывает или нет»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Комнатные цветы поливать не нужно.

Заяц очень любит мёд.

На берёзе поспели яблоки.

Белый медведь любит жаркую погоду.

Летом опадают листья.

Дети находят противоречия в предложениях.

                                           «Опиши животное».

Цель. Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый, большой, сильный» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

                                                   «Кто больше»

Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Клубника……

«Опиши картинку».

Цель. Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

«Какой, какая, какие».

Цель. Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы - клюквенный кисель.

Суп из овощей - овощной суп.

Заяц беляк - белый заяц и тд.

«Что обозначает слово»

Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

«Скажи наоборот».

Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением (далёкий – близкий, высокий – низкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...