Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Токарева Наталия Георгиевна

Картотека оытов и экпериментов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty_s_pochvoy.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «радуга»

Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Токарева Н.Г.

Воспитатель

п.г.т. Арти

Картотека опытов и экспериментов с почвой.

Опыт «Сухая и влажная почва»

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Материалы и оборудование: две стеклянные банки (одна - с сухой, другая - с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопатка, фартуки, салфетки.

Ход. Педагог рассказывает детям о том, что почва бывает разной: чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, серой лесной и чернозёмной. Затем он предлагает узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой – влажная. Для этого он накрывает оргстеклом баночку с сухой и влажной почвой. Дети 1 – 2 минуты наблюдают, что произойдет со стеклом. Над влажной баночкой появятся следы испарения влаги. Далее дети вливают воду в обе баночки. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья. Сухая почва не содержит влагу. Испарение воды из влажной почвы происходит в окружающую среду. Сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещинки, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней нет трещин с воздухом. [14, c.115]

 

 

Опыт «Вытаптывание почвы»

Цель: познакомить с особенностями почвы, ее значением в жизни растений и животных.

Материалы и оборудование: 2 прозрачные баночки, 2 образца почвы: первый – с участка, который редко посещается (рыхлая почва), второй – с тропинки, по которой люди ходят постоянно, где земля плотно утрамбована.

Ход. Побеседуйте с детьми: «В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше животных – в земле, тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если люди будут ходить в лесу, в парке не по тропинкам, а повсюду, где им захочется?» Выслушав высказывания, не поправляйте ребят, обсудите все после эксперимента. Каждый образец почвы опустите в банку с водой. Наблюдайте количество пузырьков, которые выходят на поверхность. Обсудите с детьми результаты опыта: «Что это значит? (В непротоптанной почве есть кислород, а в почве под тропинкой его почти нет.) Какой можно сделать вывод? Где лучше живется подземным обитателям? Можно ли людям ходить повсюду, где им захочется?»

Вывод. Подземные обитатели для дыхания используют кислород из воздуха, который присутствует только в рыхлой почве. [23, c.28]  

 

Опыт «Что есть в почве?»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. В лесной почве много гнилых листьев, перегноя. Педагог с детьми выясняет, на какой почве лучше растут растения и почему. Педагог вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращают внимание на запах при сгорании. Педагог пробует сжечь сухой лист. Все обсуждают, что делает почву богатой, каков состав почвы города, уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы - богатой и бедной.

Результат. В лесу растений больше, так как в почве больше питания для них. В почве леса много перегнившей листвы.

Вывод. Богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений, тем лучше их рост. [14, c.87]  

 

Опыт «Как листья становятся питанием для растений»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.

 Ход. Осенью педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва лучше, богаче). Педагог вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты.

Результат. В ходе опыта дети учатся размышлять и наблюдать за взаимодействием живых объектов с неживой природой.

Вывод. Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой. [14, c.89]  

Опыт «Могут ли животные жить в земле?»

Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы и оборудование: почва, спиртовка, металлическая тарелочка, стекло или зеркало; емкость с водой.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Для этого дети погружают почву в воду; нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло.

Результат. С помощью педагога дети формулируют вывод. На поверхности воды при погружении в нее почвы наблюдалось выделение пузырьков воздуха. На стекле появились капельки воды. При нагревании почвы по запаху можно определить наличие в ней органических остатков.

Вывод. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, вода. [14, c.91]  

 

Опыт «Наверх!»

Цель: выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

Материалы и оборудование: земляные черви, земля, камешки, 3 стакана, вода.

Ход. Дети заполняют один стакан камешками, в двух других помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что произойдет в первом стакане, если залить водой камешки, что произойдет во втором стакане и в третьем стаканах, если залить водой землю с червями.

Дети составляют алгоритмы опытов.

Результат. В первом стакане выделяются пузырьки, когда вода вытесняет из почвы воздух. Во втором стакане. При поливе малым количеством воды, черви остаются в земле. В третьем стакане, при большом количестве воды, черви жить не могут – им не хватает воздуха для дыхания.

Вывод. В почве находятся необходимые для жизни живых организмов вещества – воздух, вода. [14, c.92]  

 

Опыт «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Цель: учить детей самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. Учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями орудий труда для обработки почвы; карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры – для всех детей.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и определить, какие операции выполняют те или иные орудия труда. Затем он создает проблемную ситуацию - “Как помочь человеку обрабатывать почву одним орудием?”.

 Дети высказывают свои предположения и зарисовывают «изобретения» (например, «лопатограбли» – приспособление, способное вскапывать и рыхлить почву). Педагог организует выставку работ.

Результат. В ходе опыта у детей развиваются творческое мышление и графические навыки.

Вывод. Человек может самостоятельно придумать и изготовить новые орудия труда. [14, c.88]  

 

Опыт «Где растения быстрее получат воду?»

Цель: выявить способность разных почв пропускать воду.

Материалы и оборудование: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход. Дети рассматривают почвы: определяют, где лесная, а где – городская. Рассматривают алгоритм опыта, обсуждают последовательность работы: на дно воронки кладут вату, затем исследуемую почву, ставят воронку на емкость. Отмеряют одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно вливают воду до появления воды в емкости.  Сравнивают количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод. Растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе. [7, c.78]  

 

Опыт «Что у нас под ногами?»

Цель: подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Материалы и оборудование: почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход. Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной). [7, c.77]  

 

Опыт «Где дольше?»

Цель: выделить причину сохранения влаги.

Материалы и оборудование: горшки с растениями.

Ход. Взрослый предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой – в тень. В конце прогулки дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом – влажная (на солнце вода испарилась, а в тени – нет). Взрослый предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца). [7, c.77]  

 

Опыт «Где цветы лучше растут?»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: на участке рассада цветов, предметы ухода за ними.

Ход. Взрослый предлагает посадить рассаду цветов и овощей в разную почву – подготовленную осенью (с листвой) и сделанную весной. Дети наблюдают развитие растений на разных грядках, зарисовывают в дневнике, делают вывод, какая почва богаче (та, что подготовлена осенью). При объяснении используют модель взаимозависимости в природе. [7, c.76]  

 

Опыт «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы и оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост), оформляют его в виде дневника и модели зависимости растения от почвы.

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв, она плодородная, в ней много минералов, она рыхлая. [7, c.60]  

 

Опыт «Кому лучше?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы и оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без

почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают

черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. [7, c.60]  

 

Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы и оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням.

Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха. [7, c.56]  

 

Опыт «Зеленые фигурки»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы и оборудование: семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности.

Ход. Взрослый предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму: пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их на формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло, почва.

Вывод: в почве растения крепче, дольше живут. [7, c.61]  

 

Опыт «Как быстрее»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы и оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход. Взрослый предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно – поливать обычной водой, другое – водой с удобрениями. Дети подмечают емкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет). [7, c.60]  

 

Опыт «Как передвигается вода в почве»

Цель: знакомить детей со свойствами почвы

Материалы и оборудование: почва, цветочный горшок, вода.

Ход. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

 

Опыт «Загрязнение почвы» 

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Материалы и оборудование: две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). 

Ход. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. 

 Вывод. В жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи. [23, c.30]  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты в группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыски...

Картотека опытов по теме «Растительный мир» для детей старшего дошкольного возраста

из этой картотеки вы узнаете об опытах по теме "Растительный мир", которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов со льдом и снегом для детей старшего дошкольного возраста

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что- то новое , и у них всегда много  вопросов . Им можно наглядно показать как работает та или ин...

Картотека опытов со льдом и снегом для детей старшего дошкольного возраста

Пробудить и поддержать интерес малышей к таким необычным и разнообразным природным явлениям,как снег и лед!...

Опыты и эксперименты с водой для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста»

Данный мастер-класс "Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста" предназначень для педагов детского сада, где представлены элементарные ...

картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. О...