Опыты и эксперименты с водой для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарковская Ирина Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx373 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»

Конспект

Игровой ситуации непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Опыты и эксперименты с водой «

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель конспекта:

воспитатель Шарковская И.В.12 группы

г.Краснодар 2021

«Опыты и эксперименты с водой» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.

Задачи: 

Образовательные задачи:

  • Ознакомление детей со свойствами воды:

отсутствие цвета и запаха; помочь детям определить, что вода-бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет.

  • Определить с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, является прекрасным растворителем; вода приобретает вкус и запах, растворенных в ней веществ; познакомить с понятием «пресная вода».

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. 
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование: три стаканчика на каждого ребенка, кисточка, краски, сахар, глобус, карточки-алгоритм, обозначающие свойства воды, кубик, шар.

Ход занятия:

-Что такое глобус?

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

Сегодня у нас с вами необычное увлекательное занятие. Мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

 На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? (Ответы детей) Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите, для чего, для кого вода необходима? (для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т. д.). Вода - это жизнь и воду надо беречь.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты). Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.

2. Брать только нужные материалы.

3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Опытно-исследовательская деятельность.

 Вода – жидкость

- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?

 - В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

 - Что еще можно сделать с водой?

 - Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

 -Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Выложим на доску знак, который обозначает, что вода-это жидкость.

У воды нет запаха и цвета.

-Ребята, как вы думаете, какого цвета вода?

Я предлагаю вам провести опыт и узнать, какого цвета вода. Возьмите два стаканчика с водой и кисточку. Опустите в один стакан кисточку. Посмотрите, видно ли вам кисточку сквозь воду?

-Как вы думаете, почему кисточку видно?

-Она светлая, прозрачная. (Ответы детей)

-Оказывается, у воды нет цвета, она прозрачная.

-Давайте попробуем сделать цветную воду. Для этого возьмите любую краску и растворите ее в другом стаканчике.

-Какого цвета стала вода? Осталась ли она прозрачной? Можно ли увидеть кисточку в цветной воде? (Ответы детей)

Оказывается, вода приобретает цвет того вещества, которое в ней растворили. Теперь вода уже не совсем прозрачная и в ней ничего не видно.

-Давайте добавим в эту цветную воду еще немного краски.

-Что стало с водой? (Ответы детей)

-Цвет воды стал еще ярче. Как вы думаете, почему? Чем больше краски в воде, тем насыщеннее ее цвет.

Вода получилась красивая, но можно ли ее пить? (Ответы детей)

-А почему такую воду пить нельзя? (Ответы детей)

-Такую воду пить нельзя, потому что в не растворена краска. Пить воду можно только чистую, прозрачную.

-Хорошо было бы и рыбам, и другим водным обитателям жить в такой воде? Где им лучше живется в чистом или загрязненном водоеме? (Ответы детей)

Вывод: вода бесцветна, прозрачна, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет. Вода для питья должна быть чистой, прозрачной-в такой воде нет вредных веществ.

Для водных обитателей тоже нужна чистая и прозрачная вода.

 Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.

Физминутка» Мы по глобусу шагаем»

2.» Есть ли у воды вкус и запах?»

-А если у воды запах? Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

-Оказывается вода-вещество без запаха, но если растворить в ней пахучие вещества, она станет пахнуть. Так лимонный сок дает воде аромат.

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет запаха.

3.Вода-растворитель.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? 

 - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).

-Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

-Как вы думаете, почему сахар не дал воде запах? Понюхайте сахар, если у него запах? Потому что соль и сахар не имеют запах, поэтому они не могли дать воде запах.

Вывод: своего вкуса и запаха она не имеет, она пресная. Но растворяя в себе некоторые вещества, как соль и сахар, вода приобретает их вкус, а если вещество имеет запах, как лимон, то вода приобретает запах.

4.Вода не имеет форму.

 На столе лежат кубик и шарик.

-Какой формы эти предметы? (Ответы детей).

А имеет ли форму вода? (Ответы детей).

Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Ответы детей).

-Нет. А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмем широкий стаканчик с водой и перельем воду в узкий стаканчик. Вода приняла форму узкого стаканчика.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Соленая и пресная вода нашей планеты.

-Посмотрите пожалуйста на глобус, вода на нем изображена синим цветом. Большая часть нашей страны-вода морей и океанов-соленая, а пресной воды совсем немного, она находится в реках, озерах, в грунтовых подземных водах, ледниках.

Где находится пресная вода? Какая вода находится в морях и океанах?

-Ребята, вам понравилось быть исследователями?  Что вы узнали о воде?

 Какими свойствами обладает вода? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.

Я подарю вам по маленькой капельке, чтобы вы помнили о том, что воду нужно беречь, даже такую маленькую капельку.

Литература:

1.Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»

2.Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...

Эксперименты с водой для детей младшего дошкольного возраста

Узнавать с детьми различные свойства воды....

Опыты и эксперименты в группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыски...

Опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста

Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям....

картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. О...

Картотека опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности....