Сборник дидактических игр экологической направленности "Давайте поиграем"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Токарева Наталия Георгиевна

В предложенном  сборнике  собраны разнообразные игры экологического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Сборник дидактических  игр экологического  содержания

« Давайте поиграем»

Картинки по запросу картинки по экологии для дошкольников

                                                 

        

        Подготовила: Токарева Н.Г.

                                                                               воспитатель  высшей

квалификационной категории

 

п. Арти

Пояснительная записка

   Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А.С., Тихеева Е.И., Удальцова Е.И., Сорокина  и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои  знания в новых ситуациях.

      Дети  не всегда воспринимают мир таким, каков он есть на самом деле. Правильно понять природную среду  и окружающую действительность ребенку поможет педагог через различные формы работы. Игра, являясь основным видом деятельности детей, может решить данную задачу.

 На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные  стандарты   требуют  от воспитателей формирование  у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и экологического содержания, но студентам сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в  сборнике игр «Давайте  поиграем». В котором мы структурировали игры по содержанию, возрасту, классификации.

      В предложенном  сборнике  собраны разнообразные игры экологического содержания,  которые сгруппированы по разделам:

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками;

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами;

Игры для ознакомления детей с  травянистыми растениями;

Игры для ознакомления детей с животными.

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут  студентам и воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка  применять имеющиеся знания на практике.

В каждом разделе варианты проведения игр, в которых меняется содержание или усложняются правила. Читатели, на основе имеющегося содержания могут предлагать и другие варианты проведения игр, учитывая индивидуальные особенности и познавательные возможности детей своей группы.

     Мы  надеется на творческий подход читателей к использованию содержания данного сборника.

Сборник включает в себя дидактические игры по  ознакомления с природой для дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Сборник предназначен для  воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Методика проведения игр предусматривает требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т.п.).

2.  Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.

    Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….………...3

Младшая группа

Формирование экологических представлений о неживой

 природе……………………………………………………………………….8

Формирование экологических представлений об объектах и

 явлениях    природы………………………………………..……………....… 9

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками…………………...10

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами……………………..…12

Игры для ознакомления детей с растениями……………………………….....13                                     

Игры для ознакомления детей с животными…………………………….…...13

Средняя группа        

Формирование экологических представлений о неживой

 природе……………………………………………………………………….18.

Формирование экологических представлений об объектах и

 явлениях    природы………………………………………..………………….19

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками……………………22

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами………………………....23

Игры для ознакомления детей с растениями…………………..………………24

Игры для ознакомления детей с животными…………………..………………28

Старшая группа        

Формирование экологических представлений о неживой

 природе…………………………………………………………………….......30

Формирование экологических представлений об объектах и

 явлениях    природы………………………………………..….………………..31

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками……………………  34

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами………………….…… . .35

Игры для ознакомления детей с растениями………………………….…..…36

Игры для ознакомления детей с животными……………………………...…40

Подготовительная к школе группа

Формирование экологических представлений о неживой

 природе……………………………………………………………………....44

Формирование экологических представлений об объектах и

 явлениях    природы………………………………………..….……………..44

Формирование экологически  бережного отношения к природе…………….…45

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками…………………..45

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами……………….….…...48

Игры для ознакомления детей с растениями…………………..………….....51

Игры для ознакомления детей с животными…………………..……………53

Список информационных источников…………………………………..57 


                      Младшая группа

Формирование экологических представлений о неживой природе.

 «Живая или неживая природа»                         (Подвижная игра)

Цель: формирование представлений детей об объектах живой и неживой природы.

Игровые действия: Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.)

 Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте.

«Движется или нет»

(настольно - печатная)

Цель: формирование знаний детей о живой и неживой природе.

Дидактический материал: картинки с изображением предметов живой и неживой природы.

Игровые действия: воспитатель показывает детям картинки с объектами живой и неживой природы при этом, называя неправильно данное изображение, дети должны сказать правильно и уточнить движется или нет, этот объект.

«Живое – неживое» (словесная )

Дидактическая задача: закрепление знаний о живой и неживой природе.

Игровые действия: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.


Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы (3-4 года)

 «Времена года» 

(Настольно - печатная)

 Цель: формирование элементарных знаний детей о характерных признаках сезонов года.

Дидактический материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

«ЭТО ПРАВДА или НЕТ?»

(словесная)

Цель: формирование  представлений детей о времени года.

Игровые действия:  

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. 

 Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу*

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. C:\Users\Песня\Desktop\Новая папка (2)\1015_babochkiz_narod_ru.gif

А зимой среди ветвей «Га~га-га» пел соловей.                      

Быстро дайте мне ответ — это правда или нет? 


ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

 «НАЙДИ ЛИСТОК, КАКОЙ ПОКАЖу»

(подвижная)

Дидактическая задача: найти предметы по сходству.

Цель: формирование знаний детей в умении различать деревья.

Правило: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Игровые действия: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями

                                          «Найди пару»

                                                                   (подвижная)

Дидактическая задача:  формировать умения детей находить предмет по сходству и знания о признаках деревьев.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Дидактический материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей.

Игровые действия: Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.


«НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК»

(предметно-словесная)

Дидактическая задача: найти предмет по сходству.

Игровое действие: поиск похожего предмета.

Цель: формирование знаний детей в умении различать кустарники.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Дидактический материал: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист кустарника, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с  листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

                                         «Отгадай-ка»

                                                         (настольно - печатная)

Цель: формирование у детей умений узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель), травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растений (фикус, аспидистра).
 Игровая задача: назвать растения, изображенные на карточках


             ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

«Найди, о чем расскажу»

(словесная)

Цель: формировать умения детей правильно распознавать предмет по признакам.

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Игровые действия. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

C:\Users\user\Desktop\мои папки\мои картинки\картинки\картинки7\i (42).jpg


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

«Одуванчик»

(Предметная)

Цель: формирование у детей элементарных знаний о строении растений.  Дидактический материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок)                                                                                            

 Игровая задача: сложить из карточек одуванчики назвать его части.

                               «От цветка к травинке».

                                            (Настольно-печатная)

Цель: ознакомление детей с травянистыми растениями.

Дидактический материал: картинки с изображением цветов, травянистых растений, деревьев.

Игровое действие: найти правильную картинку.

Ход: дети по команде воспитателя подходят к столу и выбирают правильную картинку,(ту которую назвал воспитатель).

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=45079570-70-72&n=21


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ

«Мои друзья»

        (предметная)        

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формирование гуманного отношения к ним.

Игровое задание: накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного.

Материал: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Игровые действия: в начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставьте так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.

2.Вариант.

Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого - ни будь животного. Посреди стола разбросаны картинки с кормом. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто правильно подберет корм.

Можно использовать следующие стихи, загадки:

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

—  Хорошо пока живем,

На лугу траву жуем.

Куры, куры, как живете

Куры, куры, что жуете?

— Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем!

Мы клюем проворно

На дорогах зерна.

Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

— Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору!        

Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?

—  Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем. А грызем мы ловко Свежую морковку.

Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете

—  Хорошо пока живем. Но, простите, не грызем. Пьем мы понемножку Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете

—  Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем А поем мы песни вам

По утрам и вечерам!

                               « ОТГАДАЙ КТО ЭТО?»

(подвижная)

Цель: Закрепление знаний детей о животных, обучение подражанию их голосам.

Игровые действия: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Вариант 2. (словесная)

Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Игровые действия: ведущий (воспитатель или ребенок) описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь и голосом изобразить данное животное.

                                                     «Узнай и назови»

                                                    (Настольно-печатная)

 Цель: формирование знаний и умений детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.                                                                                                                     Дидактический материал:  карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»

(Настольно-печатная)

Цель: закрепление элементарные знания детей о частях тела животных.
Дидактический материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: показать и назвать части тела животного, изображенного на карточке. 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=306056433-37-72&n=21

«Кто знает, пусть продолжает»

(словесная)

Вариант 1.

Цель: формирование знаний детей о насекомых и  животных.

Правило игры: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые — это ...

 Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы — это ...

Дети:.. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар — это ...

Дети:... насекомые. 

Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...

Дети:... рыбы.


http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=101372779-66-72&n=21

                                                  Средняя группа

Формирование экологических представлений о неживой природе.

«Цепочка»

(словесная)

Цель: формирование знаний детей об объектах неживой природы

 Игровое действие: У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: камень,- твердый, тяжелый, большой др.

                      «Полезные – неполезные»

(Настольно-печатная)

Дидактическая задача: продолжение закрепления  понятия полезных и вредных продуктах.

Дидактические материалы: карточки с изображением продуктов.

Игровые действия: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и т.д.

                     


«Что это такое?»

(словесная)

Цель: формирование знаний детей о признаках неживой природы.

Игровое действие: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

Формирование экологических представлений о

объектах и явлениях  природы.

«Когда это бывает?»

(предметная) 

Цель: Уточнение представлений детей о сезонных явлениях.

Игровое действие: Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

«Это когда?»

(настольно-печатная)

Цель: Уточнение представлений детей о сезонных явлениях в природе.

 Игровое действие: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

 

«Когда это бывает?»

(словесная)

Цель: Продолжать формировать знания детей о временах года.

Игровое действие: Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

(словесная)

Дидактическая задача: обучение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развитие слухового внимания, быстроты мышления.

Игровое правило: показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие: отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты  о  разных  временах  года.  Тексты  даются   вперемешку.

Воспитатель  спрашивает:   «Кто  знает,  когда   это  бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают,

Загадки

Дел у меня немало —                                             я соткано из зноя,

Я белым одеялом                                                Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю,                                         Я реки согреваю,

В лед реки убираю»                                          «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома                                                  И любите за это

Зовут меня..(зима).                                                        Вы все меня. Я ...(лето)

Я раскрываю почки,                                                     Несу я урожаи,

В зеленые листочки                                                Поля вновь засеваю»

Деревья одеваю,                                                    Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю,                                                            Деревья раздеваю.

Движения полна.                                                          Но не касаясь сосен

Зовут меня,(весна )                                                               И елочек. Я-(осень)                

«БЫВАЕТ — НЕ БЫВАЕТ»

(Словесная)

Цель:  Формирование у детей знания  о признаках времени года.

Дидактический материал: мяч.

Игровое действие : Играющие встают в круг, ведущий — посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», — бросает мяч» а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся» выходит из игры.

Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=15199272-54-72&n=21                   http://900igr.net/datai/tekhnologija/Applikatsija-iz-tkani/0009-014-Tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami.jpg                                   

                 

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

( 4-5 лет)

«ТАКОЙ ЛИСТОК, ЛЕТИ КО МНЕ!»

(подвижная)

Дидактическая задача: найти предметы по сходству.

Цель: обучение детей различать деревья по внешним признакам.

Игровая задача: бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Дидактический материал: подобрать резко отличающиеся форме листья клена, рябины, березы (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Игровое действие: воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) называет дерево или куст, дети находят у себя лист и бегут к ведущему.

C:\Users\user\Desktop\мои папки\картинки времена года\1283152557_ffebfc130654t.jpg


        Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами

«Овощи — фрукты»

(настольно-печатная)

 Дидактические задачи:  обучение детей различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Дидактический материал: предметные картинки овощей и фруктов.

Игровое действие: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:  « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют    группы «Овощи», «Фрукты».

«Две корзинки»

(Словесная)

   Цель:   совершенствование умений различать  овощи и фрукты, учить использовать в речи  обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
дидактический материал: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
игровое действие:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится, и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание: игра может быть индивидуальной.


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  С РАСТЕНИЯМИ

ГДЕ СПРЯТАНО РАСТЕНИЕ?»

(предметная)

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Цель: формирование знаний о комнатных растениях.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Дидактический материал: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.

Игровое действие: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два – три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

«Детки на ветке»

        (предметная)

Цель. Закрепление знаний детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Дидактический материал: сухие листья и плоды или муляжи.

Игровое действие: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

«СОБЕРИ РАСТЕНИЕ»

             (настольно-печатная)

Цель: закрепление знаний детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Дидактический материал:  большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Игровая задача:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Дидактическое правило:        

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение
и посадил его на лужайку
.        

Игровое действие:

1. Педагог:        

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают  на лужайку.

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел
на цветы лужайки.        

6. В конце игры подводится итог.        

«ЧУДО ЦВЕТОК»

(настольно-печатная)

Цель: Закрепление знаний детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомство с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Знакомство с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формирование  общепринятых эстетических эталонов. Развитие мышления, воображения, речи. Прививание любви к природе, потребности заботиться о живых существах (в данном случае — о растении).

Материал: Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой -  карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания:

1 . Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правило:

1.  Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Игровые действия:

1 . Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

-  Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

- Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

«Оживи растение»

(Настольно-печатная)

Цель: закрепление знаний детей о строении растений (стебель, лист, цветок).

Дидактический материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.                                                            Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.


http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=203808848-61-72&n=21

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ЖИВОТНЫМИ

«ЧТО СНАЧАЛО, ЧТО ПОТОМ»

(предметная)

Цель: закрепление знаний детей о развитии и росте животных.

Игровые действия: детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке . 

                                                 «Назвать птицу.»

(настольно-печатная)

Цель: формирование знаний и умений  детей узнавать и называть птиц; развитие изрительной памяти, мышления; воспитание у детей любви к природе.

Дидактический материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Игровые действия: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Какой птицы не стало»

(словесная)

Цель: продолжать обучение  детей узнавать и называть птиц; развитие зрительной память, внимательности, воспитывать исполнительность.

Дидактический материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

«Я знаю».

(Словесная)

Дидактическая задача: закрепление знаний о природе. Развитие познавательного интереса.

Игровые действия: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=195421758-33-72&n=21

«Кто в лесу живет »

(предметная)

Цель: закрепление знаний детей о диких животных; развитие памяти, речи; воспитание любви к животным.

    Дидактический материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Игровые действия: воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу

                            Старшая группа

Формирование экологических представлений

о неживой природе.

«Что это такое?»

(предметная)

Цель: уточнение представления детей о предметах неживой природы.

Дидактический материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Игровые действия. Детям предлагаются на ощупь определить что это такое? И что можно из этого сделать?

«Воздух, земля, вода»

 (словесная)

Цель: классификация объектов по среде обитания

Игровые  действия: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен другой вариант этой игры: воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей.

«Выбери нужное»

(Настольно-печатная)

Цель: закрепление знаний детей о свойствах неживой природы.

Дидактический материал: карточки с изображением неживой природы.                                                                                                                      Игровые действия: На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет, какое либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Что из чего сделано?

(предметная)

Дидактическая задача: формирование умений и знаний  детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Игровые действия: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Расположи планеты правильно.

(словесная)

Дидактическая задача: закрепление знаний об основных планетах.

Дидактический  материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

                                            http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=59621939-23-72&n=21

Игровые действия:

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечным луч не достал.

-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

А это планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)

-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.

-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличалась она. (Сатурн)

Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планеты зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=140893527-65-72&n=21

Кружится хоровод планет. 

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен, 

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

«Что это такое?»

(настольно-печатная)

Цель: уточнение представлений детей о предметах неживой природы.

Дидактический материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Игровые действия. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

                                                   «Угадайте»

        (словесная)

Цель. Формирование  умений детей отгадывать загадки, соотношение словесного образа с изображением на картинке, уточнение знаний детей о сезонных явлениях природы.

Подготовка к игре. Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

игровые действия: дети слушают  и отгадывают загадки.

1.  С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые,., (Снежинки)

2.  Не колючий, светло-синий, по кустам развешен ... (Иней)

3.  Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

4.  Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5.  Сестра к брату в гости идет* а он от нее прячется* (Солнце, месяц)

6.  Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

7.  Зимой лежал, а весной в реку побежал* {Ручеек)

8.  Летом бежит, зимой спит» весна настала — опять побежала. (Река)

9.  Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

10.  Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11.  В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12.  Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13.  Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14.  Над домом у дорожки висит пол-лепешки. (Месяц)

15.  Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

                           

«Что за чем»

(словесная)

Цель: закрепление знаний о временах года.

Дидактический материал: мяч.

Игровые действия: Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима» а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно. Вопросы задавать о временах года, о последовательности  месяцев.

Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна» а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц весны. Назовите последний месяц зимы. Назовите средний месяц лета. С какого месяца начинается осень? Каким месяцем заканчивается осень?

«Времена года»

(словесная)

цель: закрепление знаний о временах года.

дидактический материал. Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осень). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

Игровые действия. Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть с одним ребенком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняющего роль Красного Солнышка» ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

                                         

Формирование экологически  бережного

отношения к природе

«Ухаживаем за растениями»

(настольно-печатная)

Цель. Закрепление представлений детей о различных способах ухода за растениями.

Дидактический материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, ножниц; 7–8 комнатных растений.

Игровые действия: Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

«Наведи порядок»

(предметная)

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Дидактический материал: полотно с изображением экологической ниши, муляжи мусора.

Игровые действия: На стол раскладывается полотно с изображением экологической ниши (лес, двор, джунгли и т.д.)

Дети должны навести порядок, и убрать все лишние предметы.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

( 5-6 лет)

«Волшебный поезд»

                                                     ( настольно-печатная)

Цель. Закрепление и систематизирование представлений детей о деревьях, кустарниках.

Дидактический материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Игровые действия. На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением растений.

Воспитатель: « Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит растения по вагонам правильно, станет победителем».

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода), а также животных (домашние и дикие). 

«НАЙДИ ЛИСТОК»

(предметная)

Дидактическая задача: найти часть по целому.

Цель: формирование  умений детей по внешним признакам найти целое дерево.

Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Игровые действия: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!»

(предметная)

Дидактическая задача: определение степени зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Цель: формирование знаний детей различать по степени спелости фрукты и овощи.

Игровые действия: поиск своей группы.

Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Дидактический материал: овощи и фрукты (4 – 5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный.

Игровые действия: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

«Узнай меня»

(предметная)

Цель: закрепление знаний и умений детей в классификации овощей и фруктов..

Дидактический материал: корзина,  муляжи овощей, фруктов, геометрические фигуры.

Игровые действия: в большой корзине лежат перемешанные овощи, фрукты, и лишние предметы. Дети должны разделиться на 2 команды и кто быстрее выберет первая команда - овощи, вторая – фрукты.


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

(сюжетно - ролевая)

Цель: закрепление умений детей различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Обучение детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал: картинки с изображением цветов.                    

    Игровые действия: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов..

Вариант 1.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 2 Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

        http://douvejd.ucoz.ru/Kartinki/sadob/cvet2.jpg

«НАЙДИ, ЧТО ОПИШУ»

(словесная)

Дидактическая задача: формирование умений в нахождении растения по описанию.

Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило: назвать растение можно только после его описания.

Цель: формировать умения детей различать растения по внешним признакам.

Дидактический материал: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

Игровые действия: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.

                                    «ДОМИК ДЛЯ ЛИСТОЧКОВ»

                    (предметная)

Цель. Закрепление знаний детей о строении деревьев и кустарников. Формирование умений угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формирование умений правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.

Дидактический материал. Большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Задания:

1. Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд.

2. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику.

3. Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

Правило:             

1. Количество играющих 5- 6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2- 3 человека.

2. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнили задание.        

Игровые действия:        

1. Педагог настраивает детей на игру.

- Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)

-  Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

- Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

3. Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.

Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб - по могучему, богатырскому строению; липу, клен - по плодам, оставшимся с осени, и т.д.).

4. В конце игры подводится итог.

«КОМУ НУЖНА ВОДА, А КОМУ ПОЛЯНКА»

(словесная)

Цель. Знакомство детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомство с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое,        засухоустойчивое,        светолюбивое, теневыносливое). Рассказывание о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закрепление знаний детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т.д.

 Дидактический материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Игровое правило:

1. Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.

2. Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.

3. «Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правило:

1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей,
сможет связно объяснить свои действия.

Игровое действие:  

1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие - в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик - на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице - рядом с водой или в воде?

2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.

3. В конце игры подводится итог.

 

«Доскажи словечко»

(словесная)

  Цель:   развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Игровые действия: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

 - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

       - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

  - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

 - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

 - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

 - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

   - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!       

                     ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ЖИВОТНЫМИ

«ГНЕЗДОВЬЯ ПТИЦ»

(настольно-печатная)

Цель: ознакомление детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закрепление знаний детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развитие умений соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Дидактический материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц — строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Игровое правило. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям
(у воды, высоко над землей и т.д.).

Правило:                

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Игровое действие:

1. В начале игры педагог знакомит детей с птицами - участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.

2. Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=306056433-37-72&n=21

3. В конце игры подводится итог.

                   

Звери, птицы, рыбы. (словесная)

Дидактическая задача: закрепление умений, классифицировать животных.

Дидактический материалы: мяч.

Игровые действия: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя). 

«Название птицы».

(настольно-печатная)

Цель:продолжение фомирования знаний детей о перелетных птицах; развитие памяти, внимания; воспитание любви к птицам.

Дидактический материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Игровые действия: перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

                                            «ЗИМНИЕ ЗАПАСЫ»

(настольно-печатная)

Цель. Закрепление знаний детей о жителях леса, их образе жизни. Формирование умений детей правильно дифференцировать пищу зверей. Обучение  действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое.

Дидактический материал. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.

Дидактическая задача:

1. Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других—в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т.д.).

2. Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек.

3. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.

Правило:        

1. В игру играют от 4 до 6 человек.

2. Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.

3. Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.

Игровое действие:

  1. Педагог говорит:

- Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей но и всех живых существ - в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и  снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы.  Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовиться  к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.

4. Кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить  еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку

5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.

6. В конце игры подводится итог.

Примечание : воспитатель предлагает детям изменить правила (например, выбрать пищу и угостить тех животных, которые употребляют данную пищу, прокомментировать свое решение)

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=901604699-11-72&n=21


Подготовительная к школе группа

Формирование экологических представлений

о неживой природе.

«Найди различия»

(словесная)

Цель: закрепление знаний  и умений детей о неживой природе.

Дидактический материал: полотно с изображением  природы.

Игровое действие: воспитатель перечисляет признаки  объектов неживой природы, дети угадывают и находят на полотне.

« Покажи, что загадал» (словесная)

Цель: закрепление умений и знаний детей о неживой природе.

Игровое действие: ребенок должен показать или описать предмет или объект неживой природы.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы)                                               

                                                    (подвижная)

Цель: формирование развития творческого воображения, наблюдательности,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Игровое действие: Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга, Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание 1 Показать, что стало холодно,

Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание 2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики, поднимают воротники, прячутся под крыши.

Задание З* Показать, что вновь светит солнышко.

Дета прыгают, бегают, веселятся*

Задание  4, Показать что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Задание5? Усложнение, Предложить* одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.

«Давай  пофантазируем»

(словесная)

Цель: закрепление знаний детей о временах года.

Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

 Правила игры: 

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день» вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето — день, осень — вечер, зима — ночь.) Играющие по очереди придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?*, «Чем похожи лето и день?*,  «Чем похожи весна и утро?».

Игры  по ознакомлению  детей с бережным отношением к природе

                                                «Береги природу»

(настольно печатная)

Цель: закрепление знаний детей  о бережном отношении  к природе.

Игровое действие: На столе лежат картинки изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д          

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМ.

«ДОМИК ДЛЯ ЛИСТОЧКОВ»

(предметная)

Цель. Закрепление знаний детей о строении деревьев и кустарников. Формирование умений угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формирование умений правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.

Дидактический материал. Большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Задания:

1. Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд.

2. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику.

3. Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

 Дидактическое правило:             

1. Количество играющих 5- 6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2- 3 человека.

2. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнили задание.        

Игровые действия:        

1. Педагог настраивает детей на игру.

- Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)

-  Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

- Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

3. Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.

Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб - по могучему, богатырскому строению; липу, клен - по плодам, оставшимся с осени, и т.д.).

4. В конце игры подводится итог.

«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

(настольно-печатная)

      Цель. Формирование умений детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей.  Правильное расположение  ветви согласно размеру.

 Дидактический материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.        

Задания.

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;        

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника - несколько).        
    3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.    
Правила                                                                

1. Количество играющих 6- 7 человек.        

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево
и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Игровые действия.

1. Педагог ставит игровую задачу:

— Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее
заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется
место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача
заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.        

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.        

3. Дети начинают выполнять игровые действия.        

4. Выявляется победитель.        

5. В конце игры подводится итог.

                  «Найди  нужное» (настольно-печатная)

Цель: закрепление знаний и умений детей в классификации деревьев и кустарников.

Дидактический материал: картинки с изображением кустов, деревьев, травянистых растений.  

Игровые действия:  дети по команде воспитателя находят нужный предмет и называют его признаки по очереди а остальные должны угадать, что это.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМ,.

 «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

(подвижная)

Дидактическая задача: составить целое из частей.

Цель: закрепление знаний и умений детей о частях растений (овощи, фрукты)

Игровые действия: поиски своей пары.

Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.),  другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Второй вариант.

«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками. 

C:\Users\user\Desktop\мои папки\картинки7\i (4).jpg

«СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО»

(Предметная)

Дидактическая задача: определение спелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровое действие: поиск пары

Правило: искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

Дидактический материал: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Игровые действия: игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не спелых овощей и фруктов.

«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

(предметная)

Содержание знаний: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

Дидактическая задача: отбор растений, используемых в питании.

Правило: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная часть.

Дидактический материал: на столе лежит овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).

Игровые действия: воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей

.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

 (сюжетно-ролевая)

Цель: закрепление умений различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Обучение детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наглядный материал: картинки с изображением цветов.

Игровые действия: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 2.Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО

                    (предметная)

Цель. Знакомство детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формирование умений правильно использовать  полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства, и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обращение внимания детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Дидактический материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся  для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Задания

1. Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д.

 2. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).

3. Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя,
мяты,  липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для
приготовления лекарства.        

4. Рассказать о своем лекарстве.

Правило:

1. Играть по командам (3 команды по 2- 3 человека в каждой).

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет, для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию
приготовления.

 Игровые действия:        

  1. Педагог говорит:

-  Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие  - слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.)

  1.    Педагог объясняет правила игры и задание.

Сегодня вы будете выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают и аптеках и готовят лекарства.

  1. В конце игры подводится итог.

         


ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ЖИВОТНЫМИ

ПОСТРОЙ ДОМИК ДЛЯ ЖИВОТНОГО»

(настольно-печатная)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Дидактический материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т.п.), строй материалов (веточки, травинки, пух, листья и т.д.), самих животных.

Задания:

1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь,

2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.

3. Подобрать домик для животного.

 4. Рассказать о своем выборе.        

Правило:             

1. В игру играют в командах (3 команды по 2—3 человека в каждой),

2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить
свой выбор, выиграл.

Игровые действия:        

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришил телеграмма.

- Звери  зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям

- Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их
по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как
правильно это сделать.        

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.

3. В конце игры подводится итог. 

                             «Кто летает, прыгает, плавает?» 

(Подвижная)

     Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знакомых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (круга, треугольника), условно обозначающих классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.

Дидактическая задача: уточнение знаний детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Игровое действие: дети выбирают трех звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, — вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, — вокруг звеньевого с синим квадратом.

Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.

ЧЕЙ СЛЕД?

(настольно - печатная)

Цель. Уточнение и закрепление знаний детей о диких животных, о образе жизни в зимнем лесу. Ознакомление с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Ознакомление с видами следов диких животных, формирование умений соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем  лесу. Развитие логического мышления, воображения, связной речи.

Дидактический материал. Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания:

1. Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.|

2.Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания,  кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и  поставить рядом с его следами).

Правило:

  1. количество играющих не должно превышать 6 человек.
  2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Игровые действия:

1. Педагог говорит:

-  Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.

- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)

-  Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу - зимой или на мокром песке  - в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.      

3. Дети начинают играть.        

4. В конце игры подводится итог.

       

                            Информационные источники

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. [Текст] /  В.А Дрязгунова.- М.:2001.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада/ /Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1999. - 144 с., 4 л.
  4. Николаева С.Н.  [текст] « Юный эколог» программа.
  5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез 2011. – 80 стр.
  6. http: \\www.\ Revolution. allbest.ru  Леон Л.С. «Формирование экологической культуры у дошкольников через дидактическую игру.»
  7. http:\\www.\ Google. ru/search.ru  Исламова Е.В. «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».
  8. http:\\www.\Doshcolnik. Ru «Сборник дидактических игр экологического содержания».
  9. http:\\www.\dohcolonoc.ru «Дидактическая игра как метод экологического воспитания».
  10. http:\\www.\baza-referat.ru Сергеева Р.Т. «Формирование экологической культуры дошкольников через дидактическую игру».
  11. http:\\www.\ nsportal.ru Черепанова О.Н. «Дидактическая игра – как метод формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста».
  12. http\\www.\ text.tr 200.biz  Бикмухаметова Н.С.«Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

C:\Users\user\Desktop\мои папки\картинки7\i (60).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников

В сборнике раскрывается методика проведения с детьми 3—7 лет дидакти­ческих игр по экологии. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, вол...

Сборник дидактических игр по экологическому образованию старших дошкольников

Сборник дидактических игр по   экологическому образованию старших дошкольников...

Сборник дидактического материала «Поиграй со мной» сюжетно – ролевые игры дошкольного возраста

Сборник дидактического материала «Поиграй со мной» сюжетно – ролевые игры дошкольного возраста...

Сборник дидактических игр по экологии у детей дошкольного возраста «Экологические игры».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также родителям, направленный на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены кр...

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников...

Сборник дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников «Эколенок»

Сборник адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям. В нем представлены дидактические игры по ознакомлению с природой, рекомендации родителям о наблюдениях в природе....