Проект "Новогодние чудеса"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Нидилько Татьяна Васильевна

Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах,  создание широких возможностей для развития творческих способностей детей в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodnie_chudesa.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Новогодние чудеса»

информационно – познавательный, творческий

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта:  декабрь 2017г

Участники проекта: дети «А» подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Поэтому мы решили продолжить знакомство с любимым праздником.
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, традициям,  особенностям проведения.
Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено что дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Они не могут назвать как зовут Дедов Морозов в других странах, почему символом Нового года является зелёная ёлочка. Представления о празднике поверхностные.  Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Цель проекта:

Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах,  создание широких возможностей для развития творческих способностей детей в разных видах деятельности. Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка.

Задачи проекта:
 -познакомить с празднованием Нового года в разных странах мира;

- разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции. 

 - вызвать эмоционально положительное отношение к подготовке, к самому празднику, желание активно участвовать к его подготовке;

-развивать любознательность, творчество, мышление, память, воображение, моторику;

- поощрять активность в экспериментировании цветом, в освоении и использовании изобразительных материалов, техник при изготовлении поделок;

-расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, путем речевого творчества детей.

- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности, любовь и уважение к народным традициям.

-привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.

Ожидаемые результаты:

· закрепление знаний и представлений детей о Новом годе, его особенностях, традициях празднования (Дети должны узнать о том, что Новый Год не сразу праздновался зимой; что Снегурочка есть только в России. Знать традиции  Нового года в России и других странах). 
· расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений о празднике, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на тему Нового года и придумывания детьми литературных произведений собственного сочинения;
· применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
· отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, речевой) (
дети должны  рисовать, лепить из пластилина и соленого теста, выполнять аппликацию, сгибать бумагу в разных направлениях).
· активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.

Работа с родителями:

 - Оформление папки-передвижки: «Зачем детям верить в Деда Мороза»
- Изготовление родителями вместе с детьми новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
- Оформление стенда «Письма Деду Морозу»
-  Помощь родителей в оформлении новогоднего убранства группы;
- Советы родителям по изготовлению карнавальных костюмов для детей;
- Оформление новогодних подарков детям.
- Инструктаж по технике безопасности «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий».

Историческая справка:

Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-е января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.

 Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается.

План реализации проекта

I этап - Подготовительный:

1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

II этап – Основной:

Социально-коммуникативное развитие
Беседы  «Что такое Новый год», «Почему мне нравится Новый год»,  «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить группу к Новому году» «Как правильно дарить и получать подарки», «Ёлочкины подружки», «Ёлочные украшения», «Ёлочные гирлянды красиво, но не безопасно».
Сюжетно ролевые игры «Новый Год в кругу семьи», «Устроим концерт для елочки», «Магазин новогодних подарков».
Просмотр тематических мультфильмов.   «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»;

 Познавательное развитие
Беседы «Как отмечали новый год в старину?», «Почему люди наряжают елку?», «Сколько лет Деду Морозу?», «Новый Год в разных странах», «Безопасный Новый Год . Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Опасно – не опасно». «Найди новогоднюю вещь», «Что не так?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что случилось в Новый год?»,  «Укрась ёлку», «Снеговик»
Показ презентаций:  «История возникновения праздника Новый год»,  «Как встречают Новый год в разных странах?», «Почему в Новый год наряжают елку».
 Выкладывание снежинок и ёлочек из счётных палочек.
 «Украшения из геометрических фигур»

 Опыты: «Что быстрее растает снег или лёд?», «Цветные льдинки», «Превращение воды в лёд».


Речевое развитие
 Игры на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Снег идёт».
Беседа по картинам: «Зима в городе», «У новогодней ёлки», «Зимний праздник Новый год», «Девочка Снегурочка».«Подготовка к празднику».
Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;
Дидактические игры: «Украсим ёлочку шарами (по звукам)», «Возле ёлки хоровод (по звукам)».  
Словесные игры «Отгадай и назови», «Скажи наоборот»; «Закончи пары слов», «Как можно закончить предложения?», «Скажи наоборот», «Измени по образцу», «Доскажи словечко»,
 «Подбери родственные слова», «Назови ласково», «Скажи по образцу»,

 « Какой? Какая? Какое?», «Один - много»
Разучивание пальчиковых игр: «Перед нами ёлочка», «Дед Мороз», «На ёлке».
Разучивание стихотворений к новогоднему утреннику.
Чтение художественной литературы: 
Х. Андерсен «Снежная королева», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Гайдар «Чук и Гек», В. Сутеев «Елка», р.н.с. «Морозко», «Снегурочка», В. Зощенко «Елка», сборник стихов «В лесу родилась ёлочка», сборник стихов «Когда наступит Новый год», Усачев А. «Здравствуй, Дедушка Мороз!», Москвина М. «Как Дед Мороз на свет появился».
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике

Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность:
Разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике, новогодних хороводов, танцев по содержанию сценария;
Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима», «Щелкунчик»;
Слушание в аудиозаписи новогодних песен.
Продуктивная деятельность:
Рисование:«Зимний пейзаж», «Наша нарядная елка», «Дед Мороз», «Морозные узоры» , «Елочные украшения»., «Снег кружится», «Зимний домик»
Аппликация: «Новогодняя елочка», «Наш веселый снеговик», «Зимнее окно», «Снежинки»
 конструирование в технике оригами «Фигурка Деда Мороза». «Ёлочка» 
Лепка: «Дед Мороз и его друзья», «Елкины игрушки», «Снежинка»  «Звонкие колокольчики»
конструирование в технике оригами «Фигурка Деда Мороза». «Ёлочка» 
 
Художественный труд:
«Мастерская Деда Мороза» изготовление елочных украшений;
Разноцветные гирлянды из цветной бумаги;
Мобиль «Новогодняя елочка»
«Ветки в инее»


Физическое развитие 
Подвижные игры: «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снег, метель, вьюга», «Заморожу», «Замри», «Елочки-пенечки», «Горелки», «Золотые ворота».
«Зимние забавы»: Эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках 

III этап - Заключительный 
 Организация выставки детско-родительских творческих работ на зимнюю тематику
Оформление стенда  «Письма Деду Морозу»,
Оформление  книги речевого творчества детей «Зимние истории» 

 Новогодний праздник.
 Подведение итогов проекта. Презентация проекта. Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах

Полученный результат:

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о Новом годе, традициях и обычаях празднования.

На основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками новогодней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

 Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями

Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса из теста

Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста....

Проект "Чудеса на грядке"

Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....

«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».

Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....

Календарный план на октябрь в разновозрастной группе 18.11 по 22.11.2021 год. Тема: «Мастерская чудес – Чудеса творим мы сами».

Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой ...