НОД «Животные леса осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zhivotnye_lesa_osenyu.odt24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Животные леса осенью»

Задачи: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

Предварительная работа:

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения.

«Листья золотые падают, летят»

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

(Е.Благинина)

2. Беседа.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев. Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. Обсуждение рассказа.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. Отгадывание загадок.

 «Белка»
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. 

«Ёж»

Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать –
Вмиг убежит. 

«Заяц»

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. 

«Лиса»

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. 

«Медведь»

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. 

6. Составление загадки о любимом животном. Остальные дети отгадывают.

Поведение животных осенью.

Ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежику. Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж. А знаете ли вы, что еж охотится ночью . Ест гадюк. Он их не боится, а, наоборот, первым нападает на них. Яд гадюк на него почти не действует. Еж проводит в зимней спячке более шести месяцев. В это время еж ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись клубком, в логове, утепленном мхом, листьями и травой.

Белка.

Если гулять поздней осенью по лесу среди голых, облетевших деревьев, можно увидеть на них высохшие грибы. Кто же их занес на дерево? Это работа хлопотуньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы – готовит себе пищу на зиму. За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест. Помимо грибов белка заготавливает себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щелкам орехи и желуди. Все это ей пригодится в зимнюю бескормицу. К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнездах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь все готово, можно и зиму встречать!

Медведь.

К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным. Пышным. Зимний мех хорошо защищает его от самых лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира, ведь ему надо без пищи пролежать всю зиму. С наступлением холодов медведь выбирает укромное место где-нибудь в глуши, удобное для устройства берлоги. Разыщет подходящее место, нагребет туда мху, опавшей листвы, мелких веточек ели и забросает ветками сверху. Вход в берлогу почти всегда обращен в южную сторону. Когда падают первые снежинки, медведь обычно уже в берлоге. Снаружи метель, морозы, а в берлоге тихо и тепло, теплее, чем на воле.

Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит все, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он лесные ягоды и плоды. Перед тем как улечься спать, барсук сгребает лапами в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель. Норы барсука глубокие, со многими ответвлениями и переходами, к тому же каждый год он роет новые ходы. В норе барсук проводит и зиму. Но спит барсук зимой не так крепко, как еж. Во время оттепелей он нередко просыпается и даже вылезает из своей норы, чтобы немного размяться и погреться на солнышке.

Лиса.

Лиса – ловкий зверек, она неприхотлива и легко привыкает к любым условиям.
Она хищник, но зимой может полакомиться найденными под снегом овощами или ягодами. Хороший результат дает охота на грызунов, поэтому голод зимой лисе не страшен.
Природа позаботилась о том, чтобы обмен веществ к зиме становился минимальным, так как возможность прокормить себя зимой у лисы сводится к минимуму. Подкожный жирок согревает и питает организм. В остальном же особых приготовлений к зиме не требуется.
Свой окрас лиса к зиме не меняет, но ее шубку не узнать, она становится толще, ярче и пушистее. Густой шерстью покрываются и лапы лисы, поэтому на снегу она не мерзнет.

Все звери с наступлением осени меняют плохонький, редкий летний мех на зимний – густой и теплый. В чудесную пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. К ноябрю она окончательно вылиняет, оденется по-зимнему. Перелиняла и хлопотунья белка. Ее зимний мех не только пушистее и теплее летнего – он другого цвета. Белый зимний наряд надели заяц-беляк и ласка. У этих зверьков летний мех рыжеватобурый. У одних порыжее, у других потемнее, но у всех у них он отлично подходит под цвет зелени, прошлогодней травы и опавших листьев. Легко им было прятаться летом и осенью в кустах и густом бурьяне. А теперь к зиме, зверьки оделись в белоснежные шубки. В сугробах снега их ни за что не увидишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему: "Дикие животные в осеннем лесу"

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш», г. Альметьевск»   Интегрированная непосредственнаяобразовательная деятель...

Краткосрочный проект для второй младшей группы «Животные в осеннем лесу»

Проект групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий направлен на изучение диких животных в осенний период времени....

Конспект игровой деятельности экологического содержания с детьми средней группы «Заколдованные животные в осеннем лесу»

Конспект деятельности игрового содержания с детьми средней группы «Заколдованные животные в осеннем лесу»...

Речевое развитие, развитие связной речи на тему: «Животные в осеннем лесу»

Формирование экологического отношения к природе у детей подготовительной логопедической группы,  посредством решения коррекционно-речевых задач в непосредственно- образовательной деятельности....

Конспект деятельности игрового содержания с детьми средней группы «Заколдованные животные в осеннем лесу»

МБДОУ детский сад№12  «Белочка»г.Котов к Тамбовская область                Конспект деятельности игрово...

Конспект организованной образовательной деятельности «Дикие животные в осеннем лесу» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с природой) в средней группе

Программное содержание:1. Дать детям представления о жизни диких животных поздней осенью- учить замечать изменения в жизни животных поздней осенью;- формировать интерес к окружающей природе.2. Продолж...

Животные леса. Осень.

Животные,которые живут в лесу....