Проект "Мир садовых и полевых цветов" Средняя группа.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Понкратьева Кира Владимировна

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polevye_i_sadovye_tsvety.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Яльгелевский образовательный центр»

Дошкольное отделение

Проект в средней группе.

«Мир садовых и полевых цветов»

Выполнила : воспитатель первой квалификационной категории

Понкратьева Кира Владимировна

Ленинградская область

2022г.

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный  ( с 01июня по 20 июня).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность темы проекта.

Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, е умеют созерцать. Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут и ребёнок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты.

Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное даже в обычном на первый взгляд цветке. Детей дошкольного возраста нужно знакомить с природой. Они должны знать, что все в природе зависит друг от друга.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цель: расширить представление детей о полевых и садовых цветах, создать условия для повышения творческой активности детей.

Задачи:

- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе;

- развивать речь, память, фантазию, творчество, логическое мышление, наблюдательность;

- обогащать словарный запас;

- пополнить знания детей о полевых и садовых цветах;

- формировать умение детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад).

Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, проведение опытов, обсуждение пословиц, выполнение коллективной работы «Полянка цветов», творческая деятельность: лепка из пластилина «Цветики-семицветики», рисование  «Одуванчик», рисование цветными карандашами и восковыми мелками.

Материал и оборудование:  стихи, пословицы, музыкальная аппаратура, ромашка большая, корзинка, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Полевые цветы», «Садовые цветы». Подборка детских книг о растениях (для выставки в группе).

Предполагаемый результат проекта.

Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.

Умеют ориентироваться в видах растений (луговые, садовые).

Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

Видят красоту окружающего мира.

Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Методы проекта:

исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения, опыты;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;

слушание музыки.

Ход проекта.

1 этап. Организационный. (Разработка проекта)

  • Сбор информации.
  • Подготовка иллюстрированного материала.
  • Подготовка материала для наблюдения.
  • Подбор материала для опытов.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подбор стихотворений, загадок, песенок, сказок.
  • Подборка подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.

2 этап. Основной.

  • Рассказ-беседа «Полевые цветы», «Садовые цветы», «Как прожить без растений?», «В чем отличие садовых цветов от полевых?», «Почему садовые цветы ярче, чем полевые?»
  • Рассматривание иллюстраций по теме, чтение и обсуждение книг.
  • Заучивание стихов о полевых и садовых цветах.
  • Рисование, лепка, конструирование, аппликация на «цветочную» тему в детском саду и дома с родителями.
  • Проведение настольных, дидактических, словесных, подвижных игр.
  • Работа с родителями.

3 этап. Заключительный. (Обобщающий)

  • Оформление выставки рисунков «Портрет любимого цветка»;
  • Коллективная работа коллаж «Полянка цветов»;
  • Выставка книг, иллюстраций.

Приложения.

1.Стихи для чтения и заучивания.

Е.Серова «Гвоздика полевая».

В.Орлов «Ромашки».

Е. Л. Чарская «Венок».

 Фейерабенд «Мак».

А. Толстой «Колокольчики мои...» (отрывок)

А. Плещеев «Мой садик» (отрывок)

З. Александрова «Венок из ромашек».

Т. Лаврова «Лилия».

2.Пальчикавая гимнастика.

«Мы цветы в саду сажаем», «На лугу растут цветы», «Алые цветы», «Цветок», «Подсолнух», «Дождик песенку поет», «Здравствуй», «На лужок».

3.Физкультминутки.

«Желтые цветочки», «Цветы», «Одуванчик», «Бабочка», «Клумба», «Мы-цветы».

4. Опыты.

      «С водой и без воды»;

      «Для чего нужны корни?»;

      «Размножение традесканции при помощи черенков»;

      «Цветы лотоса»;

«Окрашивание цветов».

5.Игры на тему «Цветы».

«Собери цветок», «Отгадай загадку», «Доскажи словечко», «Найди 5 отличий», «Лото», «Найди пару», «Лабиринты», «Собери букет», «Найди тень цветка», «Вылепи серединку из пластилина», «Доббль».

6.Список художественной литературы.

Т. Голикова «Тысячелистник»;

В. Катаев «Цветик – семицветик»;

 Е. Серова. «Незабудки»;

 И. Суриков «Ярко солнце светит»;

М.Пришвин «Золотой луг»;

Н.Павлова «Под кустом», «Желтый, белый и лиловый»;

Н.Павлова «Подножная травка»;

Л.Толстой «Репейник», «Колокольчики».

7. Художественно-эстетическое развитие.

      Аппликация «Нарцисс»;

     Рисование «Одуванчик»;

     Конструирование «Цветок»;

     Лепка «Цветик-семицветик»;

     Рисование «Портрет любимого цветка»;

     Коллективная аппликация «Полянка цветов»;

     Слушание «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Оценка результатов

Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к окружающему миру, к нашей родной природе. У ребят возникло и укрепилось желание заботиться о «зелёных питомцах».

Стихи для чтения и заучивания.

«Колокольчики мои...» (отрывок)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

      А. Толстой

«Как появились ромашки?»

- Эй, ромашки,

Дайте мне ответ:

Вы откуда,

Если не секрет?

- Не секрет, -

ответили ромашки, -

Нас носило солнышко

В кармашке!

В. Орлов

«Мак»

Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

Е. Фейерабенд

«Гвоздика»

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Жаркий празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок,

"До утра! До новой встречи!" -

И погаснет огонек.

Е. Серова

 «Венок»

Для тебя, для малютки моей,

Принесла с ароматных полей,

Принесла из зеленых лугов

Много свежих, душистых цветов...

Незабудок пучок голубых

И фиалок любимых твоих;

Сорвала колокольчик лесной,

Весь обрызганный светлой росой.

Из цветов я веночек совью

На головку, малютка, твою.

В разноцветной короне цветов

Ты мне кажешься феей лесов...

Л. Чарская

 «Мой садик» (отрывок)

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень...

Правда, нет в нем бледных лилий,

Горделивых георгин,

И лишь пестрые головки

Возвышает мак один.

Да подсолнечник у входа,

Словно верный часовой,

Сторожит себе дорожку,

Всю поросшую травой...

Но люблю я садик скромный,

Он душе моей милей

Городских садов унылых

С сетью правильных аллей.

И весь день, в траве высокой

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат...

А. Плещеев

"Венок из ромашек"

Цветут ромашки на лугу.

В траве краснеет мак.

Из них венок сплести могу

Вот так, вот так, вот так.

Давай вдвоём сплетём венок,

Ведь это же пустяк.

Вплетай за кашкою вьюнок

Вот так, вот так, вот так.

За незабудкой голубой

Мы спустимся в овраг,

И клевер мы вплетём с тобой

Вот так, вот так, вот так.

Сорвем последний василёк,

С дорожки сделав шаг, —

И можно примерять венок

Вот так, вот так, вот так.

З. Александрова

Короткий стишок про розу

Зовут меня розой.

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

«Лилия»

Лилия-красавица

Всем в округе нравится.

Вот – румяна, словно зорька,

В этой – солнечные дольки,

Эта – нежная невеста:

Так бела, чиста, прелестна!

Лепесточки раскрывает.

Пчёл нектаром угощает.

 Т. Лаврова

«Нарциссы»

В апреле юном, так малы

Ещё листочки были,

Когда лимонные чехлы

Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,

На солнышко похожий,

Безумно радовал мой взгляд

И мамин с папой тоже!

Пальчиковая гимнастика.

«Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем,                         Ладошку левой руки сложить в горсть,

                                                                    правой взять «семя», опускать вниз.  

Их из лейки поливаем.                             Имитировать движение «полив из лейки».

Астры,                                                        Соединить кисти рук, образуя шарик.

Лилии,                                                        Раскрыть пальцы в стороны.

Тюльпаны                                                  Сложить ладошки лодочкой.

Пусть растут для нашей мамы.               Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны.

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении, ладони раскрыты.  

Небывалой красоты.                                                                                                                                  

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                                Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

«Алые цветы»

Распускают лепестки,                          Плавно разжимают кулаки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                             Машут перед собой руками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,                          Плавно сжимают руки в кулаки.

Тихо засыпают,                                    Кладут руки под щеку

Головой качают.                                  Качают головой.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

«Подсолнух»

Посадили зернышко,                             щепотка

Вырастили солнышко.                          растопырить ладони

Это солнышко сорвем,                          ладоши раскрыть

Много зерен соберем.                            собирать с другой ладони зерна

«Дождик песенку поет»

Дождик песенку поет,

Только кто ее поймет?

Не пойму ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И зеленая трава,

И весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно,

Подрастать начнет оно.

Кончится дождь!

Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

-Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

Физкультминутки.

«Желтые цветочки»

Наши жёлтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

Закрывают лепесточки

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Выполняют движения по тексту)

«Цветы»

Вот цветочек вырастает.

(Дети сидят на корточках и медленно поднимают голову).

Лепесточек выпускает.

(Ручки в стороны и немного вверх).

Он головку поднимает.

(Ручки поднялись выше и немного округлились над головой).

И цветочек раскрывает.

(Дети встают в полный рост и раскрывают ручки).

«Одуванчики»

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый цветочек за солнцем следит.

(Повороты влево-вправо)

Он растет на длинной ножке

(руки вдоль туловища, потянуться на носочках)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх,

Голова его бела, парашютиков полна.

(Соединить над головой округленные руки).

«Бабочка» 
Спал цветок и вдруг проснулся,        (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел,                  
(Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся,                  
(Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел.                  
(Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется
.                  (Покружиться.)

 «Клумба» (Все становятся в хоровод)
Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли.
(Идут по кругу)
Лейки в руки взяли, цветочки поливали.                     (Имитируют полив)
Цветочки подрастали, бутоны раскрывали              
 (Поднимают руки вверх,
                                                                                          раскрыв кулачки)

К клумбе пчелки прилетели,                                      
(Бегают, изображая пчелок: «ж-ж-ж»)         

 «Мы – цветы»
Распрямили стебли, вытянули ветки.                        
(Поднять руки вверх)
Расправили листочки, пошелестели листочками.    
(Пошевелить пальцами)

Гимнастика для стебля                                            
(Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад)
Гимнастика для корней                                            (Вытянули правую ногу – вращение ступней,
                                                                                    вытянули левую ногу – вращение ступней)

Моем листья и стебли под дождем                        
(Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся).

Опыты с растениями.

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло).

Материал: Два одинаковых растения, вода.

Ход опыта: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

Через 5 дней, цветок который поливали с упругими листьями и стеблями, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОРНИ?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Рассмотрите черенки традесканции с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало). Да, через через 7—8 дней воды стало меньше. 

Вывод:  идет процесс всасывания воды корнями.

«ЦВЕТЫ ЛОТОСА».

Цель: удивить детей, создать хорошее настроение в группе и показать как интересен окружающий мир.

Материал: цветная бумага, ножницы, ёмкость с водой.

Ход опыта: вырезаем цветы с лепестками из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, срабатывает поверхностное натяжение воды и цветы начинают распускаться).

Вывод: дети в восторге.

«РАЗМНОЖЕНИЕ ТРАДЕСКАНЦИИ ПРИ ПОМОЩИ ЧЕРЕНКОВАНИЯ»

Цель: дать представление детям, что не все растения можно вырастить из семечка или луковицы, но и с помощью черенкования.

Материал: взрослое растение традесканция, небольшая ёмкость, вода, ножницы.

Ход опыта: отрезаем от взрослого растения небольшие черенки при помощи ножниц и ставим на несколько дней в ёмкость с водой. По истечении 3дней начали появляться небольшие корни, а через 6 дней выросли хорошие крепкие корешки.

Вывод:  традесканция через 6 дней после черенкования с хорошей корневой системой готова к посадке.

«ОКРАШИВАНИЕ ЦВЕТОВ КРАСИТЕЛЯМИ»

Цель: доказать, что растения пью воду и таким образом питаются, получают полезные вещества.

Материал: белые цветы (ромашки, хризантемы, розы и т.п), ёмкости, чтобы заполнить водой и поставить цветок, вода, пищевые красители, ножницы.

Ход опыта: подрезаем  стебель цветка. Это нужно для того, чтобы лепестки лучше и быстрей окрасились. Так пигмент, который идет по стеблю в цветок, быстрее достигнет верхушки.

Наполняем баночки водой комнатной температуры. Добавляем пищевой краситель в каждую баночку(можно использовать и натуральные- свекольный и морковный сок).

 Смешивайте красители, экспериментируйте и пробуйте новые оттенки цвета для вашего опыта.

Поставьте по цветку в каждую баночку с окрашенной водой. И на несколько часов оставьте цветы.

По истечении времени цветы приобретут другой вид.

Вывод:  Вода по клеточкам поднимается вверх, как по трубочкам, она стремится заполнить всё внутри растения. Растение пьет воду. А так как вода была подкрашенная, то цветы и меняют свой цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный спектакль и презентация "Садовник и Аленка"(садовые и полевые цветы)

Спектакль и презентация "Садовник и Аленка". Закрепить знания детей о садовых (роза, георгин,гладиолусы, тюльпаны) и полевых (одуванчик, мак, гвоздика, колокольчик, крестовник, карликовая лилия)...

Методические рекомендации по изучению темы "Садовые и полевые цветы, насекомые" с детьми старшего школьного возраста

В виде интересных игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Садовые и полевые цветы, насекомые" с детьми старшего школьного возраста...

Конспект логопедического занятия на тему: «Садовые и полевые цветы»

Тема: «Садовые и полевые цветы»Цель: автоматизация поставленных звуков.Задачи: Образовательные: ·        Закрепление правильного произношения пост...

"Садовые цветы", "Полевые цветы"

Презентации о садовых цветах и полевых цветах....

Презентация по ознакомлению с природой "Садовые и полевые цветы" для детей 5 - 6 лет (дистанционное обучение)

Закрепить знание садовых и полевых цветов. Уметь называть отличия, знать, какие условия необходимы для роста растений. Развивать познавательную активность, внимание, память, мышление. Воспитывать экол...

Картотека стихов о садовых и полевых цветах.

закреплять и систематизировать знания детей о садовых, полевых цветах. Учить распознавать по внешнему виду. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия, почем...

«Дикие и домашние животные. Лесные и садовые ягоды. Полевые и садовые цветы»

Дидактическое пособие для  деятельности с детьми от 3 до 5 лет.   «Дикие и домашние животные. Лесные и садовые ягоды. Полевые и садовые цветы»...