Проект "Весна-красна пришла"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сайфиева Гулором Насридиновна

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna2022.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста  


Долгосрочный,

познавательно-творческий

проект в старшей группе

«Весна-красна пришла!»

                                                                                           Руководитель проекта      

                                                                                             Воспитатель Сайфиева Г.Н.

Старший дошкольный возраст.

Вид проекта: познавательно – творческий,  групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца)

Сроки реализации: с 01.03.2022г. по 30.05.2022г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы.

Тематическое поле: познание

Предметная область: межпредметный (изодеятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы)

Цель проекта:

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях внедрения ФГОС.

Мир окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы: Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Дети очень наблюдательны. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Проблема: Весна — прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вся природа вокруг как будто оживает. Хотим проследить все этапы весны: от самого начала, до цветущих полей и лесов.

Задачи:

            Расширять знания детей о весне, ее признаках и явлениях, с учетом региональных                  особенностей..

  • Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
  • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
  • Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
  • Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию

Формы и методы реализации проекта

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • создание и просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей об особенностях растительного мира Кавказа, о мире живой природы и сезонных изменениях.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.

Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
  • Подготовка развивающей среды
  • Составление плана проекта

2

Практический

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
  • Выставка творческих работ и поделок

Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т.д.
  • Подборка художественной и методической литературы.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.

1.Этапы проведения проекта

«Весна – красна пришла!»

Этапы проекта

Участники

I.

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь о весне?»

Воспитатели

2.

Изучение методической литературы

Воспитатели

3.

Знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы «Покажите мне весну!»

Воспитатели

4.

Консультации в родительский уголок:

  • «Игры с детьми на прогулке в весенний период»
  • «Пришла весна, цветут сады…»
  • «Сезонные изменения в природе: что мы знаем о весне»

Воспитатели

II

Практический этап

1.

  1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, и их последующее обсуждение на протяжении проекта.
  2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.

Воспитатели и родители

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание песни «Веселая капель»
  • Составление описательных рассказов по картинам
  • Рисование «Сады цветут», «Весенний лес»

Воспитатели и дети

3.

Экспериментирование

  • «Распускание веток вербы и березы, тополя при различных условиях»
  • «Лед-вода»

Воспитатели и дети

4.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Собери дерево»
  • «Бывает – не бывает»;
  • «От какого дерева листок»;
  • «Времена года».

Воспитатели и дети

5.

Составление загадок с использованием символов

Воспитатели и дети

6.

Наблюдения за деревьями и другими растениями.

Экскурсия  по участкам других групп. Ознакомление с новыми растениями других групп.

Воспитатели

7.

Музыкальные тематические праздники.

Музыкальный руководитель

3

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – весна?»

Воспитатели

2.

Мультимедийная презентация, «Какие деревья цветут весной»

Воспитатели, дети

3.

Выставка веточек вербы и березы, тополя с распустившимися листочками

Родители, дети

4.

Выставка творческих работ детей и родителей «Весна идет, весне дорогу!»

Воспитатели, родители, дети

2.Предметно – развивающая среда

  • Каталог развивающих дидактических игр
  • Календарь наблюдений за погодой
  • Календарь настольный
  • Альбомы о природе, фотоальбомы
  • Мультимедийные презентации, видеоролики
  • Материал для художественной деятельности
  • Художественная литература о природе (стихи, проза, рассказы)
  • Деревья на участке ДОУ.

                                                           3.Работа с детьми

                                              Работа

Образовательная область

Форма

Содержание

Место провед-я

Количество

Познание

Наблюдения

«За деревьями»,

«Какие почки на деревьях»

«Что происходит, когда вскрываются почки»

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору».

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»

Участок ДОУ

систематически

Непосредственно образовательная деятельность

«Растительный мир Ессентуков»

«Тайны деревьев»

Группа

По плану

Дидактические игры

«Узнай дерево»,

«Собери дерево»,

«От какого дерева листок?»,

«Узнай по описанию»,

«Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Загадай загадку»

Группа, участок ДОУ

систематически

Рассматривание альбомов, фотографий

«Деревья», «Цветущие сады»

«Природа нашего края»

группа

систематически

Коммуникация

Речевые, пальчиковые, дидактические игры

Подбираются по теме проекта

группа

ежедневно

Пересказ рассказа

Весна! Весна! И всё ей радо!

Гоголь Н.В

Весна

Толстой Л.Н.

группа

По плану

Составление творческих, описательных рассказов

«Опиши дерево», «Опиши листок»,

«Моя весна»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

«Весной» Н.Гончаров

«Весна» И.Токмакова

«В апрельском лесу» Г.Ладонщиков

«Май» С.Капутикян

группа

По плану

Чтение стихов, загадок, рассказов

Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Рассматривание иллюстраций

Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Рисуем пейзаж», «Весенние мотивы», «Ветка вербы», «Пластилиновое дерево», «Яблоневый сад в цвету» «Подснежники»

группа

По плану

Рассматривание репродукций пейзажей

Подбираются по теме проекта

группа

По плану

Музыка

Тематические праздники

Весенний праздник

Музыкальный зал

апрель

Физкультура

Непосредственно образовательная деятельность, досуги, подвижные, хороводные игры.

Включение игр по теме

Подвижная игра: «На полянке» - развивать умение быстро бегать, прыгать, упражняться в ловкости.

Подвижная игра: «Ручеек». Цель: развитие игровой деятельности и сотрудничества в паре.

Подвижная игра: «Мы – капельки» - развивать умение перестраиваться в две шеренги и широкий круг.

Участок детского сада.

По плану

                                           

                                           4.Экспериментирование «Распускание веток».

Где быстрее распустятся листочки

Ветки тополя, березы

Ветки ивы

1.

В светлом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

1.

В темном месте

Появились листочки светло – зеленого цвета за 10 дней

Появились листочки светло – зеленого цвета за 12 дней

2

В теплом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

2

В холодном месте

Не появились листочки

Не появились листочки

3

В воде

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

3

Без воды

Не появились листочки

Не появились листочки

Дети ежедневно ведут наблюдение за веточками и отмечают в календаре наблюдений происходят ли изменения.

Вывод: В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей: чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и все равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни, с помощью которых они получают из земли питательные вещества. Также деревьям необходимо много света, солнечных лучей, в результате чего деревья растут.

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его) .

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся подснежник В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному, 
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)

5. Загадки, пословицы, поговорки, стихи о весне.

Шагает красавица, 
легко земли касается,
 
Идёт на поле, на реку,
 
И по снежку, и по цветку.
 
(Весна) 
Тает снежок, ожил лужок.
 
День прибывает. Когда это бывает?
 
(Весна)
Я раскрываю почки,
 
в зелёные листочки.
 
Деревья одеваю,
 
посевы поливаю,
 
Движения полна,
 
зовут меня ...
 
(Весна) 
Зазвенели ручьи,
 
прилетели грачи.
 
В улей пчела
 
первый мёд принесла.
 
Кто скажет, кто знает,
 
когда это бывает?
 
(Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

6. Пословицы, поговорки, приметы о весне

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.

Весна на тепло щедра, да скупа на время.

7. Приметы о весне

Весною день с ночью меряется, равняется. 
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.

8. Рассказы для детей о весне, природе и животных весной.

Весна! Весна! И всё ей радо!

Автор: Гоголь Николай Васильевич

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..

Весна!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"

Материал для родителей о весне...

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...