Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

Сценарий квест - игры по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в царство природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dublikat_kvest.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест - игры по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в царство природы»

Подготовила: Кащеева Анастасия Геннадьевна

Цель: Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;
  • родолжать знакомить детей с явлениями природы; 
  • расширять кругозор детей и целостного представления о метеорологии;
  • познакомить детей с приборами метеостанции: ветряным рукавом,  дождемером, компасом, солнечными часами, барометром и гидрометром, термометром.

Развивающие: 

  • развивать познавательные способности детей;
  • развивать наблюдательность, любознательность, мышление;
  • прививать интерес к исследовательской работе.

Воспитательные: 

  • Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Речевые:

  • Развивать связную речь, умение правильно строить предложение.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы и народных примет, слушание звуков природы, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и считалочки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: метеорологическая станция с приборами(термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами, ловцом облаков и т.д), музыкальный центр, конверты с письмом и заданиями, карта путешествия, таблички указатели с картинками, семь лепестков и основа для цветика- семицветика, кубики с разрезанными  картинками термометра и компаса, шапочка тучки, таблички солнышка и тучки каждому участнику, сундук, ключ от метеобудки, медали.

Приветствие: 

Здравствуй солнце золотое!            

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!  

Здравствуйте дорогие гости!      

Ведущий: – Ребята! Когда я сегодня пришла на работу, почтальон принес конверт. Это письмо  адресовано  вам. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном царстве есть очень много всего интересного. Хотите там побывать? Но для того, чтобы встретиться со мной в моем природном царстве, нужно пройти испытания. Вы должны собрать волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Я отправляю Вам карту с заданиями, выполнив которые Вы найдете все  лепестки по очереди. Когда вы соберете все лепестки, прочтете слово, оно волшебное и приведет  Вас ко мне.

Фея Природы»

Ведущий: – Ну как, ребята, принимаем приглашение? А не побоитесь? А выполнить все задания нам поможет карта. Давайте посмотрим по карте, куда же нам направляться (рассматриваем).

Сначала мы должны пройти

  1. Логический лес,
  2. Болото Знаний,
  3. Реку Мудрости,
  4. Холмы Веселья,
  5. Поляна Разумности,
  6. Долина Головоломок,
  7. Пустыня Эрудиции

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и мы сразу окажемся в Природном царстве.

В Королевство Природы попасть легко! Встали. Приготовились…(закрываем глазки и потихоньку кружимся)

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Ведущий: - Вот мы и попали в царство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее? Её нигде нет? А вот первое задание, которое  нужно выполнить.

  1. Задание «ЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕС».

Мы попали в загадочный логический лес (табличка-картинка с логическим лесом). Давайте послушаем внимательно сложные загадки, которые нам оставила Фея природы, и решим их.

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

 

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

 

Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин.

Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (Град)

 

Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облако)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Нам казалось – шла с бедой. Оказалось – шла с водой.

Подошла и пролилась. Вдоволь пашня напилась. (Туча)

За окошком завывает, теплым, ласковым бывает,

Только может все на свете разломать, разрушить (Ветер)

За минуты в землю врос разноцветный чудо – мост

Чудо – мастер смастерил мост высокий без перил (Радуга)

Вот по небу мчится конь

-Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (Гроза )

Воспитатель: Ребята мы с Вами отгадывали загадки, как можно обобщить эти отгадки? (Природные явления.)

Дети преодолевают задание и забирают лепесток (на обратной стороне буква П).

  1. Задание «БОЛОТО ЗНАНИЙ»

Задания Феи природы привели нас к  болоту знаний (табличка-картинка с болотом знаний).

Задание. Ответь на вопросы

  1. Что такое прогноз погоды?(состояние погоды )
  2. Где его можно узнать?(радио, телевидение, газеты, интернет)
  3. Кто занимается изучением  погоды и составлением прогноза?(метеорологи)
  4. Каким профессиям прогноз погоды особенно важен? (для тех, кто работает на свежем воздухе, для фермеров, хлеборобов, рыбаков, строителей дорог и домов, для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, водителей – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.)
  5. Зависит ли от погоды наше здоровье, настроение? (У старичков коленки к непогоде болеть начинают, или спина, или голова. Да и дети солнышку рады)
  6. Какая сегодня погода? ( хорошая или плохая, мокрая или сухая, ясная ли пасмурная, теплая – или холодная, сухая или дождливая, ветреная или безветренная).

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы. (на обратной стороне Буква Р)

  1. Задание «РЕКА МУДРОСТИ»

Ребята задания привели нас к реке мудрости (табличка-картинка с рекой мудрости).

Задание. Назови как можно больше народных примет (ответы детей)

Ведущий: Подскажите-ка мне пожалуйста, дорогие гости, а вы знаете, сколько сейчас времени? Ага, телефоны достаёте! А, вон у кого – то наручные часы вижу.

…А знаете, какие раньше часы были? Ни за что не догадаетесь! Механические, песочные, водяные, цветочные и даже СОЛНЕЧНЫЕ! Ребята, задания феи природы привели нас к метеостанции.

А теперь к СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ подойдем поближе, встанем кружком и попробуем по ним время определить. Один только минус у таких часов есть. Догадываетесь, какой?

- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Они работают лишь в солнечную погоду)

Воспитатель: Молодцы  ребята, сколько Вы природных явлений знаете.  

И с этим испытанием Вы справились! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне Буква И).

  1. Задание «ХОЛМЫ ВЕСЕЛЬЯ»

Ребята задания привели нас к холмам веселья (табличка-картинка с холмами Веселья). Обратите внимания на этот прибор (ВЕТРЯНОЙ РУКАВ), наблюдаем и объясняем принцип работы.

У любой погоды имеются свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем, а чтобы нам было удобнее давайте выйдем на площадку.

Проводится игра «Туча и дети».

(С помощью считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой,  могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйди вон.

 выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча» ходит вдоль условной границы: площадка  условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!

(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья или перебежать за черту).

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне Буква Р).

  1. Задание «ПОЛЯ РАЗУМНОСТИ»

Ребята задания привели нас к полям разумности(табличка-картинка с полями разумности).

А теперь мы с Вами немного поиграем и  проверим, насколько Вы внимательны.

Вы должны слушать внимательно, что  я буду говорить, если я назову дождь или туча, то вы должны показать тучку. А если солнце показываем солнышко. А я могу называть похожие по звучанию слова и вводить вас в заблуждение .

(Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, дождик,  солома, Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, дождик, соловей, Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, тушь, Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, туча, солист, Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, дождевик,  Солнце, дождик, солнышко, тучка, солнце, дождь, солнце, дождик, солонка.)

А есть такой прибор который показывает сколько осадков выпало за день (или какой-то промежуток времени).

ПРИБОР ДЛЯ СБОРА ОСАДКОВ (осадкомер, дождемер) показать и рассказать о приборе.

Ведущий:  Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне буква О)

6 . Задание « ДОЛИНА ГОЛОВОЛОМОК»

Ведущая: Ребята задания привели нас к долине головоломок (табличка-картинка с долиной головоломок).

А теперь ребята давайте разделимся на две группы и поиграем.

Подвижная игра как соревнование собрать картинки из кубиков «КОМПАС И ТЕРМОМЕТР»

Показать и рассказать о них.

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы. (на обратной стороне Буква Д)

  1. Задание «ПУСТЫНЯ ЭРУДИЦИИ»

Ведущий: Ребята задания привели нас к пустыне эрудиции(табличка-картинка с пустыней эрудиции).

А теперь мы с Вами немного поиграем и  проверим, насколько Вы внимательны.

Речевая игра.

Ведущая: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий: А вот и последний лепесток. Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне лепестков, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.

Дети выкладывают слово ПРИРОДА.

- Какое получилось слово?

Собираем цветок, открываем сундук, берем ключ и показываем приборы в метеобудке (барометр, гидрометр, компас и термометр), объясняем для чего они нужны и говорим что познакомимся с ними поближе на следующем занятии.

Под весеннюю мелодию выходит Фея Природы.

Фея Природы: – Здравствуйте, ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» - Сегодня, в этот осенний день мне хочется попросить Вас не только наблюдать, но и беречь этот большой дом Природы, которая Вас окружает, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее. Вы прошли все испытания, которые я Вам приготовила и я хочу наградить Вас медалями.

А теперь мне пора уходить. До свидания!

Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться из царства Природы

Возвращение

(закрываем глазки и потихоньку кружимся)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Подводим Итог: Понравилось вам путешествие? Где мы были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось? А теперь я предлагаю, вам оценить наше путешествие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего интерактивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие ручейка»

Описание материала: Предлагаю вам сценарий весеннего праздника для детей старшего возраста «Приключения ручейка». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, так как подготовка к этому пр...

Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Светофорию".

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; закрепить представления детей о назначении светофора и его сигналов; закреплять полученные знания о правилах дорожного движения; развивать внимател...

Дидактическая настольная игра-ходилка для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну здоровья»

Игра-ходилка — одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение, Настольная игра помогает осваивать и систематизировать свои знания в различных ...

СЦЕНАРИЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Вовки по сказкам"

СЦЕНАРИЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Вовки по сказкам"...

Летний физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в лесное царство"

Данный физкультурный досуг дает возможность  уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях, формировать практические умения и навыки в природоохранной деятельности. Т...

Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Данное развлечение поможет детям сформировать и расширить знания о правилах дорожного движения и закрепить навыки безопасного поведения на дороге....