Проект Альпийская горка. Исследовательский этап.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузьменко Наталья Викторовна

На втором этапе создания Альпийской горки предложено создать модели "Горного ланшафта" и модели "Строения почвы", а также провести наблюдения на прогулке и поэксперементировать с камнями и почвой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Алёнушка»

          Проект «Альпийская горка»

Подготовила: Кузьменко Н.В.

воспитатель высшей категории

         г.Константиновск  


       ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

    I. НАПРАВЛЕНИЕ «Такие разные горы»

1.Создание модели «Горный ландшафт».

Для знакомства с горными ландшафтами можно изготовить модель горного ландшафта со снежными вершинами или дымящимся вулканом, серебристыми ручьями и голубыми озёрами.

2.Работа с коллекциями камней.

Рассмотреть с детьми разные коллекции, спросить детей видели ли они раньше эти экспонаты если да, то где.

Попросить детей описать камень: какой он по цвету, на ощупь (гладкий . шершавый, тяжёлый, холодный, тёплый и т.д.

3.Экспериментирование с камнями.

 Для этого приготовить разнообразные камни, миски с водой, увеличительные стёкла, пластилин, фанерку.

В процессе опытов с камнями выяснить: плавают ли камни, издают ли камни звуки, почему у гальки нет острых краёв, каким камешком лучше рисовать на фанерке, могут ли камни шипеть, почему говорят: «Стоит как каменный», какой камень нагреется быстрее белый или чёрный.

Рассмотреть через увеличительное стекло камни, обратить внимание детей на трещинки, узоры, кристаллы.


                ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ С КАМНЯМИ

ОПЫТ №1

ЦЕЛЬ :  Показать детям, что камни состоят из кристаллов. Учить детей внимательности и наблюдательности.

МАТЕРИАЛ: Камни различных пород, лупы.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Рассмотреть внимательно камни через увеличительное стекло. Спросить у детей что они увидели ( трещинки, кристаллы, узоры).

ОПЫТ №2

ЦЕЛЬ:  Учить детей отличать камни из моря от других камней.

МАТЕРИАЛ: Камни из моря - галька и камни горных пород.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  попросить детей, чтобы они потрогали разные камни, и ответили какие они на ощупь: гладкие, шершавые.

Пусть выберут самые гладкие камни – гальку. Спросить у детей, почему у них нет острых углов?

Округлые камешки из моря. Вода двигает их, ударяет друг о друга, трутся они и о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми.

ОПЫТ №3

ЦЕЛЬ:  С помощью опыта определить, обладает ли камень эластичностью.

МАТЕРИАЛ:  Камни разных пород, пластилин.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Попросить детей взять в одну руку пластилин, в другую камень и сжать их, затем попробовать растянуть.

Спросить, что произошло. Пластилин сжался, камень – нет, пластилин растянулся, камень – нет. Можно сделать вывод, что камень твёрдый, не эластичный.

 ОПЫТ №4

ЦЕЛЬ:   С помощью опытов показать детям, как можно определить, какой камень самый твёрдый.

МАТЕРИАЛЫ:  Камни разных пород, монетки, гвоздики.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Попросить детей поцарапать камень ногтём, если царапина осталась, значит, камень мягкий, если нет, поцарапать его монеткой. Что получается? Посмотреть через лупу. Если царапины нет попробовать поцарапать его гвоздиком. Посмотреть на камень через лупу. Если ничего нет, значит, камень самый твёрдый.

Спросить у детей, почему говорят : « Твёрдый как камень», «Стоит как каменный»?

ОПЫТ №5

ЦЕЛЬ:  Опытным путём доказать, что камни могут издавать звуки.

МАТЕРИАЛ: Камни разных пород, галька.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:   попросить детей постучать  разными камешками друг о друга. Что они услышали? Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

ОПЫТ №6

ЦЕЛЬ: С помощью опыта доказать детям, что не все камешки тонут в воде.

МАТЕРИАЛ:  Ёмкость с водой, камни разных пород,  окатыши керамзита.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:   Попросить детей, чтобы они взяли камни и окатыши керамзита, сравнили их по весу, затем одновременно опустили в воду.

Что произошло  с каждым из них?

Если дети затрудняются ответить, объяснить, что в окатышах керамзита много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.

ОПЫТ №7

ЦЕЛЬ:  С помощью опыта показать детям, что камни имеют разный состав.

МАТЕРИАЛЫ: Мягкий известняк, мрамор, гранит, лимон или уксус, пипетка.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Спросить у детей, что произойдет, если мы капнем на камни соком лимона или уксусом?

Если капнуть соком лимона на известняк, то появятся пузырьки газа, известняк начнёт «шипеть».

Это происходит потому, что у камней разный состав.

ОПЫТ № 8

ЦЕЛЬ: С помощью опытов показать детям, что некоторыми камнями можно рисовать.

МАТЕРИАЛ:   Уголь, мел, гранит, известняк, мрамор, кусок фанеры.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Предложить детям порисовать камешками на куске фанеры или на асфальте. Спросить, каким камнем лучше рисовать, могут ли они объяснить почему?

Если дети затрудняются ответить, объяснить, что камни имеют разный состав и разную твёрдость, мягкие камни рисуют лучше.

ОПЫТ № 9

ЦЕЛЬ:  Опытным путём доказать, что тёмные предметы нагреваются быстрее и лучше.

МАТЕРИАЛ: Камни разного цвета, настольная лампа.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Попросить детей, чтобы они потрогали камни разного цвета: какие они тёплые или холодные?

Подержать камни под настольной электрической лампой несколько минут.  Что изменилось? Стали ли камни теплее? Какие более тёплые?

ОПЫТ №10

ЦЕЛЬ:  Опытным путём попробовать получить кристаллы.

МАТЕРИАЛ:   Кварц, аметист, пирит, мрамор, поваренная соль, ёмкость  с водой, нить.

ПРВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  с помощью лупы рассмотреть кристаллы в камнях: аметисте, пирите,  кристаллы кальцита в мраморе. Предложить детям рассмотреть поваренную соль: из чего она состоит? Из кристаллов, которые похожи на кристаллы камней.

Предложить детям самим  получить кристаллы.  Сделать насыщенный раствор соли, опустить в него нить и поставить ёмкость в тёплое место. Через некоторое время на нити появятся кристаллы соли.      

 РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КАМНЕЙ, ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕКОРАТИВНЫХ КАМНЕЙ, УКРАШЕНИЙ.

При рассмотрении коллекций природных, искусственных, декоративных камней, а также украшений и изделий из декоративных камней детям воспитатель может задать вопросы:

  • Где можно обнаружить камни?
  • Камни это объекты природы или нет?
  • Камни это живая или неживая природа?
  • Из чего сделаны эти предметы?
  • Для чего они служат?
  • Похожи ли они на те камни, что мы находим на улице?
  • Если нет, то где их можно обнаружить (вспомнить с детьми какие природные объекты состоят из камней).
  • Попросить детей вспомнить сказки, рассказы и сказки, где упоминается о камнях: «Хозяйка Медной горы», «Волшебник Изумрудного города», « Серебряное копытце».

 


   II. НАПРАВЛЕНИЕ  «Почва»

Почва. Рассказ детям

Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части (корни) растений и который называется почвой, или растительным слоем.

Как образуется почва?
Уточним ещё раз, что такое почва. Под почвой понимается поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, то есть способностью производить урожай.
Когда-то давно почвы не было. Земля представляла собой скопище горнокаменистых пород. Миллионы лет атмосферные осадки, солнце, ветер и водные толщи, разрушали породы. В таких условиях ничего живое, казалось бы, не смогло выжить. Но микроорганизмы выжили. Началось формирование почвы. Ученые утверждают, что первопричиной формирования почв стала деятельность микробов, существование которых проистекало в условиях разрушающихся горных пород.

Из чего формировалась почва?
Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины. Нетребовательные к составу почвы лишайники заполоняли пространства (селились на этих почвах). Впоследствии под воздействием бактерий (микроорганизмов) начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли селиться растения.

Что такое чернозем?
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья падают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого, как мы говорим, земля становится жирнее, и на ней всё растёт лучше. Новый, образовавшийся слой земли – самый плодородный. Он состоит из перегнивших листьев, разрушенных трухлявых деревьев, старой травы, то есть из чернозема, перемешанного с глиной, песком, другими землями. На чистом песке, или чистой глине растения быстро хиреют. А на благодатном черноземе растительность чувствует себя хорошо.

Каков состав почвы?
В состав почвы входят: остатки растений, глина, песок, воздух, перегной, живые организмы (микробы), ил, вода.

Изменяется ли со временем состав почвы?
Почва имеет общие свойства с живой природой. В ней постоянно происходят процессы. С тех пор, как её заселили живые существа, идёт постоянный процесс образования и обновления почвы. В связи с постоянными происходящими изменениями, для определения состава почвы проводят измерения один раз в несколько лет.

Что такое плодородие почвы?
Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием.

1.Создание модели почвы.

Чтобы познакомить детей с особенностями строения почвы можно создать с детьми специальную модель строения почвы.

Взять  прозрачную тубу  или высокий стакан.

Верхний слой почвы  он  самый темный. Он состоит из отмерших остатков растений и животных. Это самый плодородный слой. Называется он перегнойным или гумусом.

Следующий слой более светлый по окраске, т.к. дожди смывают этот гумус в глубину - это слой вымывания. Там перегной смешивается с песком и глиной.

Еще ниже совсем бледный слой , в котором практически нет перегноя, а много минеральных частиц, образующихся из за разрушения горной породы - горизонт вмывания или подпочва.

 А еще ниже находится материнская порода .

2.Экспериментирование с почвой.

В ходе экспериментов выяснить вместе с детьми : есть ли в почве остатки растений, глина, песок; есть ли в почве воздух; есть ли в почве вода; где растениям будет лучше расти на тропинке или там где люди меньше ходят.

3.Наблюдения.

Во время прогулок, экскурсий в природу собрать листья для составления макета « Круговорот листьев». Собранные листья рассортировать по степени старости: сначала – зелёный, потом – жёлтый, потом – коричневый и т.д.

Листья превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.

Вырыть во время прогулки в природу ямку и рассмотреть слои почвы, сравнить их между собой, чем схожи и какое отличие.

При рытье ямки обратить внимание детей на корешки растений: из земли растения берут питательные вещества и воду. Поэтому растениям на горке тоже нужна почва.


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПОЧВОЙ

Опыт №1

ЦЕЛЬ:  Показать, что в почве есть остатки растений, песок, глина, мелкие камешки.

МАТЕРИАЛЫ: Образец почвы, банка с водой.

ВОПРОСЫ ДЕТЯМ: Что произойдёт с почвой, если мы опустим комочек земли в банку с водой? Из чего состоит почва?( Если дети затрудняются ответить, вспомнить вместе с ними соответствующие  темы «Почва- живая земля»).

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Опустить комочек земли в банку с водой и дать ей отстоятся. Через некоторое время на дно ёмкости опустятся песок, глина и мелкие камешки, а остатки растений будут плавать на поверхности.

Опыт №2

ЦЕЛЬ: Показать детям, что в почве есть вода.

ВОПРОС ДЕТЯМ:  Как вы думаете, содержится в почве вода или нет?

МАТЕРИАЛЫ:  Образец почвы, стёклышко или зеркальце.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Опыт проводит воспитатель.                                                    Перед проведением опыта  дать потрогать детям стёклышко или зеркальце. Какое оно – холодное или тёплое, сухое или мокрое?

             Нагрейте почву, держа над ней зеркальце или стекло. Каким оно стало? Откуда взялась вода? Значит, в почве есть вода, которая нужна растениям.

Опыт №3

ЦЕЛЬ:  Показать с помощью опыта, что в почве есть воздух.

ВОПРОС ДЕТЯМ:  Как вы думаете, чем дышат  животные, которые живут в почве?

МАТЕРИАЛЫ:  Рыхлая почва, банки с водой на каждого.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Дети опускают в банки с водой образцы почвы и наблюдают, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

         Воздух нужен корням растений, поэтому почву на альпийской горке периодически рыхлят.

Опыт №4

ЦЕЛЬ: показать, что в результате вытаптывания (например, на тропинках или игровых площадках) ухудшаются условия для роста растений, и значит, со временем их становится всё меньше.

МАТЕРИАЛЫ:  Два образца почвы: первый с участка, который редко посещается людьми, второй -  с тропинки, по которой часто ходят люди. Две банки с водой: на первой можно наклеить рисунок растения, на второй след человека.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы.  Задать детям вопрос,  где воздуха в почве должно быть больше – в местах, где люди ходят чаще, или там где редко ступает  нога человека? Попросить детей обосновать своё мнение. Чтобы проверить правильность или неправильность ответов проведите опыт. Одновременно опускайте  почвенные образцы в банки с водой (каждый в специально подписанную банку) и понаблюдайте, в какой  из них будет больше воздушных пузырьков. Сделать вывод, что растениям, растущим  не на тропинке расти легче и комфортнее.

Опыт №5

ЦЕЛЬ:  Показать, что при сжимании комочка земли, из него как бы уходит      воздух.

МАТЕРИАЛЫ:  Образцы рыхлой, влажной земли.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА:  Раздать детям комочки земли. Обратить внимание детей на то, что внутри комочков есть  «пустые места» - там как раз и находится воздух. Предложить детям сжать комочки земли руками. Что произошло? Спросить у детей увеличился или уменьшился комочек земли в размерах?   Комочек стал меньше, так как частички земли прижались друг к другу, воздух ушёл. Так и под тяжестью наших ног, земля сжимается, воздух из неё выходит и поэтому растения на таких местах не растут.

На альпийской горке нужно оставить специальные дорожки, по которым можно ходить,  чтобы ухаживать за растениями и наблюдать за ними.

  Направление  «Растения для альпийской горки».

1.Знакомство с растениями гор и их особенностями.

Для знакомства с растениями гор, подобрать иллюстрации горных лесов, отдельных горных растений. Обратить внимание детей на размеры растений, на их приспособленность выживать среди камней.

Сделать вывод вместе с детьми: для альпийской горки подойдут не всякие растения, а в первую очередь те, которые родом из горных территорий.

Подобрать семена растений для альпийской горки, в зимнее время вырастить рассаду с последующей высадкой её на горку. Осенью и весной посадить с детьми многолетники, приспособленные к горным условиям.

Сделать папку с описанием каждого вида растений, растущих на альпийской горке.

2. Исследование растений.

 Во время прогулок, экскурсий в природу изучить с детьми растения, обсудить какие из них могли бы расти на альпийской горке. При этом каждый выбор нужно объяснить не только с точки зрения красоты, но и его экологических требований  и возможности расти на горке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Альпийская горка в уголке природы».

Занятие по разделу " Познание" Формирование целостной картины мира....

План-конспект проведения прогулки в старшей группе по теме "Альпийская горка"

Закрепление представлений о камнях,  знакомство с устройством альпийской горки....

Проект : Альпийская горка "Зачарованный лес" . В рамках конкурса "Огород на подоконнике".

       Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безу...

Экологический проект "Альпийская горка"

Экологический проект"Альпийская горка"Экологическая тропинка в ДОУ состоит из четырнадцати видовых точек, которые достаточно сложно содержать и поддерживать в рабочем состоянии силами педаго...

Проект «Альпийская горка»

Основной идеей проекта стало создание на территории детского сада Альпийской горки. Проект разбит на три этапа : подготовительный,  исследовательский и заключительный, обозначена цель...

Проект "Альпийская горка"

Этапы знакомства с альпийской горкой через создание миниатюрнорй копии....