Проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Краткосрочный проект в ДОУ «Золотая осень. Грибы, ягоды» по ознакомлению с окружающими миром в группе рассчитан на привитие ребёнку знаний об осени, расширение знания детей об овощах, фруктах, ягодах и их пользе, а также знания детей о деревьях и их особенностях. Предложенная работа учит бережному отношению к природе, развивает умение видеть прекрасное, учит выражать свои чувства, вовлекать родителей в организацию проведения праздника в дошкольной образовательной организации.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Золотая осень" позволит расширить общий кругозор детей, познакомит с творчеством композиторов, расширит представления детей о природных явлениях и закономерностях, развивает умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм через наблюдение, музыкальные и художественные произведения, расширяет и активизирует словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zolotaya_osen.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Фонарик»

Комплексно-тематический проект

 в старшей  группе на

тему «Золотая  осень»

Воспитатель: Турусова Т.В.

Щенникова А.Л.

Матвеева Е.В.

Саяногорск, 2022

Краткосрочный проект в ДОУ «Золотая осень. Грибы, ягоды» по ознакомлению с окружающими миром в группе рассчитан на привитие ребёнку знаний об осени, расширение знания детей об овощах, фруктах, ягодах и их пользе, а также знания детей о деревьях и их особенностях. Предложенная работа учит бережному отношению к природе, развивает умение видеть прекрасное, учит выражать свои чувства, вовлекать родителей в организацию проведения праздника в дошкольной образовательной организации.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Золотая осень" позволит расширить общий кругозор детей, познакомит с творчеством композиторов, расширит представления детей о природных явлениях и закономерностях, развивает умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм через наблюдение, музыкальные и художественные произведения, расширяет и активизирует словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире.

Введение

Тип проекта: краткосрочный

По тематике: творческо – информационный.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (с 19.09 по 23.09.2022г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, логопед, родители.

Актуальность. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающего мира, любознательность и активность. Но, к сожалению, в большинстве случаев, знания получаемые детьми имеют обрывочный и несистемный характер.

Данный проект, через интеграцию образовательных областей и вовлечение различных видов деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания и представления детей о природных сезонных изменениях, позволяет выявить причинно-следственные связи, формирует бережное отношение к природе и способствует ее эстетическому восприятию, стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, включать воображение, память для создания определенных образов.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание и развитие: дети знакомятся с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусств – живопись, музыка, поэзия, проза, народное творчество, и, учатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости, чувствительности и восприимчивости, что в свою очередь, способствует более умелой передачи своих собственных ощущений (в речи, изо деятельности, пении, танцах, творческих проявлениях, повседневной жизни).

Цель:    Обобщение  и систематизация представлений  у детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе осенью.

Задачи:

  • познакомить с музыкальными произведениями на осеннюю тематику
  • знакомство с творчеством композиторов
  • расширить представления детей о природных явлениях и их закономерностях
  • развивать умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения, музыкальные и художественные произведения
  • расширить и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире
  • расширить знания детей об овощах, грибах, ягодах и их пользе
  • расширить знания детей о деревьях и их особенностях; учить бережному отношению к природе; закреплять знания о разных жанрах музыкального искусства (песни и танцы)
  • развивать эмоциональную отзывчивость, отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности: речевой, изобразительной, игровой, театрализованной, музыкальной, познавательной ; способствовать развитию психических процессов (восприятие, память, мышление, и т.д.)
  • развивать умение видеть прекрасное
  • развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Предполагаемый результат: 

Дети имеют четкие представления о природных изменениях;  развитие эмоциональной восприимчивости; пополнение словарного запаса; расширение кругозора; ознакомление с творчеством  композиторов, художников, поэтов, прозаиков, народным творчеством; заинтересованность родителей и активизация их участия в образовательном процессе ДОУ.

Выявление проблемы:

Во время беседы о природных изменения было очевидно, что у детей обрывочные представления о природных изменениях, происходящих осенью. У детей не прослеживались причинно-следственные связи, не было целостного восприятия и понимания процессов, происходящих в природе. В ходе беседы у детей возникало множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получали в процессе работы.

Первый этап – подготовительный

Создать условия для реализации проектной деятельности творческо-информационного типа:

1. Выявить знания детей по теме:

«Что мы знаем об осени?».

«Осенью бывает листопад» (Кирилл). «Осенью листья на деревьях желтеют и краснеют» (Злата). «Осенью бывает снег» (Макар). «осенью птицы улетают в теплые края» (Тася). «Осенью становится холодно» (Вероника).
«Что мы хотим узнать?»

«Почему осенью солнце не греет?» (Вова Ж). «Я хочу узнать, почему листья краснеют?» (Вова П ). «Почему не все птицы улетают в теплые края?» (Семен).

2. Создать познавательную копилку по теме проекта:

  • Приобрести книги об осени и пополнить ими книжный уголок в группе.
  • Создать коллекцию иллюстраций по теме: «Золотая осень», для дальнейшего использования.
  • Создать картотеку стихотворений и загадок об осени.

Планирование совместной деятельности:

  • Разработка содержания всего воспитательно - образовательного процесса по теме проекта «Золотая осень»;
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

Сотрудничество педагогов с родителями:

1. Оформление папок - передвижек для родителей по теме:

  • «Осень»;
  • «Профилактика гриппа и ОРВИ».
  • Подборка стихотворений об осени для разучивания с детьми дома.

Организация деятельности детей и родителей: Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Осенний букет»

Второй этап – практический

Что было проведено:

Образовательные области: задачи.

Виды детской деятельности.

Физическая культура: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к спорту, к активному здоровому образу жизни.

Подвижные игры: «Поймай листок», «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери!», «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Съедобное-несъедобное»  

Здоровье: Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.

Беседы-рассуждения:  «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Витамины укрепляют организм»,   Дидактические игры: «Собери куклу на прогулку», «Найди продукты полезные для здоровья». 

Познание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках осени. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления об осенних  природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

НОД: Темы: «Осень на опушке краски разводила».
 
Наблюдения на прогулке: За листопадом, за деревьями, за небом и осадками, за изморозью и инеем, за птицами, за погодой, за изменениями в природе осенью. 

Коммуникация: Уточнить признаки осени. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Осень». Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

НОД. Темы: Беседа «Почему деревья сбрасывают листья?», «Приметы поздней осени», «Что мы знаем о лесе?», «Осень. Что мы знаем об осени?»  Пересказ текста «За грибами», чтение и заучивание стихотворений об осени». Ситуативная беседа «Почему я люблю (не люблю) осень?».  Проведение словесных игр с детьми: «Осенние деревья», «Подбери действие», Подбери слова-признаки», «Один-много», «Посчитай».

Социализация: Обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Следопыты», «С какого дерева лист ?»

 Игры – драматизации по сказкам «Репка»

Безопасность: Обучать правилам безопасного поведения на улице в осенний период.

 Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоемов поздней осенью?»

Труд: Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым

Труд в природе: Сбор природного материала на прогулке (шишки, листья, семена), уборка опавшей листвы, уборка мусора с участка (камешки, ветки, бумажки).

Чтение художественной литературы: Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений об осени, выразительному чтению наизусть стихов об осени, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Чтение художественной литературы: А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», К. Бальмонт «Осень».     Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме».

Заучивание стихотворения по схеме «Если на деревьях листья пожелтели».

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты осенней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.

НОД (рисование): «Осенние листья», «Золотая осень». НОД (лепка): «Корзина с грибами».  Совместное творчество детей и родителей «Осенний букет».

 Ознакомление с искусством: рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Музыка: Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность.

Пение: «Осень, милая, шурши», «Осень, осень наступает» Слушание: П.И. Чайковский «Осенняя песнь». Танцы: «Танец с листьями». 

Третий этап – заключительный

Презентация проекта перед воспитателями, родителями и воспитанниками.

Фотовыставка «Золотая осень».

  1. Выставка детских работ, выполненных во время НОД, по теме проекта «Золотая осень».
  2. Выставка совместного творчества детей и родителей « Осенний букет»
  3. Выставка книг для детей на осеннюю тематику

Результаты проекта:

На протяжении всего времени, отведенного на реализацию проекта, дети познакомились с новыми художественными, музыкальными произведениями, отображающими природные изменения, появились представления о системности и закономерностях этих изменений.

Дети стали более вдумчиво слушать музыкальные произведения, рассматривать картины с изображением осенних пейзажей и понимать их смысл, замечать красоту осенних преображений в жизни. У ребят пополнился и активизировался словарный запас, расширился кругозор.

В ходе реализации проекта, закреплялись знания о музыкальных жанрах музыкального искусства, происходило знакомство с композиторами, поэтами. Развивалась эмоциональная отзывчивость детей, умение передавать свои чувства.

Дети активно вовлекали в свою исследовательскую деятельность родителей, что позволяло активизировать внутрисемейные взаимоотношения и привлечь внимание родителей к восприятию прекрасного, пропагандировать здоровый образ жизни, как стремление к совершенствованию своих личностных и физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...