Проект в группе раннего возраста "Солнечные лучики"
проект по окружающему миру

Вертячих Светлана Борисовна

Проектная идея: привлечь внимание детей к природному объекту – солнце, провести несколько опытов с солнечными лучами, побудить детей к изображению солнца доступными им способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnechnyy_luchik_otredaktirovannyy.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОРАСТА:

«Солнечные лучики»

           

                                                                                                Составили и провели:

                                                                                                воспитатели гр.№12

                                                                                                Аливердиева. С.К

                                                                                                Вертячих. С. Б.

                                                                         

                                       

2022г

Проект: «Солнечные лучики».

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Сроки реализации: средней продолжительности, с 01.04.2022 по 31.05.2022 года.

Возраст детей: ранний возраст.

Актуальность проекта: Солнечное тепло и свет – основа жизни всех живых организмов на земле. Солнце необходимо для жизнедеятельности растений и животных. В апреле, в нашем регионе, всегда есть по-настоящему тёплые дни. Солнце становится заметно ярче. Дети отмечают изменения в своей одежде: «У меня новая курточка. В другой жарко». Но не знают почему погода стала теплее. В возрасте 1,5 - 3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце.      Не знают ответов на вопросы: «Где ночует солнышко? Почему весной солнце стало светить ярче? Зачем нам солнышко?» Речь детей 1,5 - 3 лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затруднялись называть какого цвета и формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу и расширить словарный запас детей.  

Проблема: «Как рассказать детям об особенностях солнца и его влиянии на природу и на человека, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнать о солнце больше?»

Проектная идея: привлечь внимание детей к природному объекту – солнце, провести несколько опытов с солнечными лучами, побудить детей к изображению солнца доступными им способами.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта через опытно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи Проекта: 

  • подвести детей к пониманию, что жизнь на планете зависит от солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, времена года).
  • формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений. 
  • обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать связную речь детей.
  • познакомить с потешками о солнце;
  • познакомить с разными способами изображения солнца;
  • воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром;
  • формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности;
  • дать рекомендации родителям по семейному чтению по теме проекта: «Про цыплёнка, солнце и медвежонка» Цыферов Г., «Краденое солнце» К. Чуковский, И. Токмакова «Где ночует солнце?», С. Герасимова «Сказка о морковке», стихотворения Г. Лагздынь «Солнышко», В. Шипуновой «Золотой одуванчик», С. Карпеева «Откуда солнышко идет».
  • дать рекомендации по просмотру мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».

Предполагаемый результат:

  • дети знают, что солнце - звезда, оно круглое, от него идут лучи;
  •  дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи, различают части суток (утро, день, вечер, ночь);.
  • знают, что солнце нужно всему живому на земле;
  • обогатили словарь прилагательными: «яркое», «желтое», «теплое», «лучистое», глаголами: «светит», «улыбается», «греет» и т. д.;
  • умеют изображать солнышко с помощью разных материалов;
  •  умеют определять и называть состояние погоды (солнечно, пасмурно).
  • Дети, которые ещё не научились говорить узнают и показывают солнце в книжках, на картинках; узнают и называют желтый цвет;

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели.

Этапы работы над проектом:      

1 этап - подготовительный 

Беседы с детьми для выявления знаний детей о солнце.

Подготовка атрибутов для игр и ООД.

1. Подготовка стихотворений, потешек, игр, физминуток утренней гимнастики, гимнастики после сна по теме «солнце», иллюстративный материал, дидактические игры.

2. Подготовка атрибутов для игр, занятий.

3. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.

2 этап Основной (практический этап).

1. Речевое развитие

  •  Чтение и заучивание потешки «Солнышко», чтение стихотворений А. Анашкина «Солнечный зайчик», А. Барто «Светит солнышко в окошко», сказок К. Чуковского «Краденое солнце», и Сладкова Н.И. «Медведь и солнце» «Почему синичка развеселилась», словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»
  • Беседа «Если бы не было солнышка»

2. Познавательное развитие

(Исследовательская деятельность)

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдения за передвижением солнца в течении дня;
  • Проведение наблюдений за закатом солнца (с помощью родителей дома)
  • Опыты «Снег на солнце и в теньке», «Тепло - холодно», «Свет и тень», «Солнечный зайчик», «Цветные очки», «Знакомство с лупой»

3. Худ. – эстетическое. развитие

  • Прослушивание песен «Я на солнышке лежу», «Тучка и солнышко»
  • Коллективная работа, рисование «Солнечные лучики»,
  • Лепка вне занятий «Солнышко»,
  • Рисование солнышка на асфальте.
  • Рисование «Солнечные зайчики»,

4. Физическое развитие:

  • Утренняя гимнастика «За воротами весна»
  • Бодрящая гимнастика «Я на солнышке лежу»
  • Подвижная игра «Солнечный зайчик».
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»
  • Подвижная игра «День и ночь».
  • Хороводная игра «А уж ясно солнышко припекло»

5. Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).
  • Игра с прищепками «Лучики»
  • Выкладывание солнышка из мозаики, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
  • Дидактическая игра «Нарядим солнышко»

 3 этап - заключительный

Подведение итогов проекта. Индивидуальные беседы с детьми. Выставка рисунков.

      Создание презентации о ходе проекта.

      Оформление тематического альбома «Моё солнышко»

А

П

Р

Е

Л

Ь

Совместная деятельность со взрослым

1 Беседа «Почему сосульки плачут?» Цель: привлечь внимание детей к взаимосвязи природных объектов, актуализировать знания, что солнце светит и греет. Показать, что зимой солнце греет слабо, а весной начинает пригревать сильнее.

2 ФЦКМ Карпухина М.В. «Выходи-ка, дружок, на зелёный лужок» Цель: формировать представления об изменениях природы в середине весны;

3 Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» Цель: учить внимательно слушать сказку, соотносить прочитанное с иллюстрацией.

 

4 Чтение «Медведь и солнце», «Почему синичка развеселилась» Сладков Н.И. Цель: формирование представлений о влиянии солнца на всё живое.

5 Чтение и заучивание потешки «Солнышко - колоколнышко».

6 Рассматривание страниц, посвящённых солнцу, в детской энциклопедии «Космос», беседа по увиденному. Цель: формировать представление, что солнце – это звезда, оно очень большое.

7 Наблюдение за передвижением солнца в течении дня; проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (с помощью родителей дома) Цель: формировать представление, что солнце не стоит на одном месте; смена дня и ночи зависит от движения солнца.

8 Эксперимент «Снег на солнце и в теньке» Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов; представления о том, что солнце даёт тепло.

9 Коллективная работа, рисование «Солнечные лучики».

10 Утренняя гимнастика «За воротами весна»

11 Хороводная игра «А уж ясно солнышко припекло, припекло...»

12 Бодрящая гимнастика «Я на солнышке лежу»

Индивидуальная работа

 1 Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям) Цель: закреплять представление о форме круга, жёлтом цвете, ощущениях тепла и света; учить находить объекты по заданному признаку. С Аней Т., Олей Корниловой, Олей Кошевой, Алисией, Максимом Т., Марианной. В разные дни с разными детьми.

2 Игра с прищепками «Лучики» с Тимуром С., Стефанией, Катей М

3 Выкладывание солнышка из мозаики, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. С Алисией, Дашей, Ульяной, Мишей.

4 Дидактическая игра «Нарядим солнышко». С Катей Р., Миланой С, Полиной С. Цель: учить находить такой же цвет.

5 И/Р по р. речи Упр. «Скажи какое?» Цель: Обогащать словарный запас, развивать речь.

 С Максимом Б, Виталиком, Мишей и Олей. Кошевой.

Самостоятельная деятельность детей.

1 Лепка вне занятий «Солнышко»,

2 Рассматривание иллюстраций к детским книгам и потешкам с изображением солнца.

3 Игра с прищепками «Лучики»

4 Выкладывание солнышка из мозаики, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

5 Дидактическая игра «Нарядим солнышко».

6 Рассматривание детской энциклопедии «Космос».

Создание развивающей среды.

1 Дидактические игры: с прищепками «Лучики», «Нарядим солнышко», схемы выкладывания солнышка к мозаике, блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.

2 Книги с иллюстрациями: словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», «Медведь и солнце», «Почему синичка развеселилась» Сладков Н.И., «Краденое солнце» К. Чуковский, потешки.

3 Детская энциклопедия «Космос»

4 Иллюстрации с изображением солнца к потешкам и закличкам, детским стихам и сказкам.

5 Образцы работ (лепка, рисование), показывающие, как по-разному изобразить солнечные лучики

М

А

Й

Совместная деятельность со взрослым

1 Беседа «Если бы не было солнышка» Цель: формировать представление о необходимости солнечного света и тепла для жизни.

2 Чтение стихотворений А. Анашкина «Солнечный зайчик», А. Барто «Светит солнышко в окошко», сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

3 Разучивание пальчиковой гимнастики «Утро настало, солнышко встало»

4 Прослушивание песен «Я на солнышке лежу», «Тучка и солнышко»

5 Рассматривание репродукций картин с изображением солнца Цель: показать разные варианты изображения солнца; побуждать к самостоятельной творческой деятельности.

6 Рисование. Коллективная работа «Солнечные зайчики»

4 Проведение опытов «Тепло - холодно», «Свет и тень», «Солнечный зайчик», «Цветные очки», «Знакомство с лупой» Цель: поддерживать познавательный интерес детей; формировать представления о солнечных лучах через практическое самостоя-тельное   познание.

5 Наблюдение за клумбами в тени и на солнце. Цель: подвести детей к пониманию, что на солнце земля прогревается быстрее, растения быстрее растут и начинают цвести.

6 Утренняя гимнастика «За воротами весна»

7 Подвижные игры «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик», «День и ночь».

Индивидуальная работа

1 Разучивание потешки «Солнышко, вёдрышко!» с Полиной Ш., Олей Корниловой и Марианной

2 Рисование солнышка красками с Полиной и Миланой С., Катей Р., Ульяной. Цель: закреплять умение рисовать красками; узнавать и называть жёлтый цвет.

3 Дидактическая игра «Что мы делаем утром, днём, вечером, ночью?» с Максимом Т., Максимом и Виталиком Б., Мишей. Цель: формировать представления о частях суток.

4 Дидактическая игра «Где солнышко?» Цель: закрепление правильного употребления предлогов. С Олей Корниловой, Аней, Марианной

Самостоятельная деятельность детей.

1 Рисование солнышка на асфальте.

2 Рисование солнышка красками и восковыми мелками.

3 Рассматривание репродукций картин художников, а также иллюстраций к детским книгам и потешкам с изображением солнца.

4 Игра с прищепками «Лучики» Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок; выбрать из двух цветов нужный; развитие мелкой моторики.

5 Выкладывание солнышка из мозаики, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

6 Дидактическая игра «Нарядим солнышко».

7 Театрализация сказки «У солнышка в гостях» с использованием игрушек.

Создание развивающей среды.

1 Репродукции картин с изображением солнца.

2 Образцы изображения солнца красками и восковыми мелками.

3 Запись песен «Я на солнышке лежу», «Тучка и солнышко»

4 Лупа, цветные очки, зеркальце для проведения опытов.

5 Игрушки для театрализации сказки «У солнышка в гостях»

6 Дидактические игры: «Лучики» (игра с прищепками), мозаика со схемой выкладывания солнышка, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера со схемами выкладывания лучиков, «Нарядим солнышко»

7 Кисти, гуашь, восковые мелки жёлтого, оранжевого, красного цветов,

По реализации проекта «Солнечные лучики» были получены следующие результаты:

  1. Дети расширили свои знания о природном объекте «солнце». Некоторые дети запомнили, что солнце – звезда.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности.
  3. Плохо говорящие дети стараются произносить слова «солнце», «жёлтое» «круглое», показывают солнце на иллюстрациях
  4. Дети обогатили словарь прилагательными: «яркое», «желтое», «теплое», «лучистое», глаголами: «светит», «улыбается», «греет».
  5. Дети увидели, как солнце влияет на рост растений.
  6. Дети почувствовали, что солнце греет, определили, что тёмные предметы нагреваются сильнее.
  7. Дети знают, что смена дня и ночи зависит от солнышка.

Продукт проектной деятельности.

  1. Презентация «Солнечные лучики».
  2. Налеп из пластилина «Солнышко»
  3. Коллективная работа «Солнечные лучики»
  4. Коллективная работа «Солнечные зайчики»
  5. Рисунки детей.
  6. Альбом «Моё солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по рисованию во второй группе раннего возраста "Лучики для солнышка"

Цель: воспитывать любовь к творчеству через приобщение к рисованию и аппликации.Задачи:1)    Учить правильно проводить кистью прямые движения, держать кисть в правой руке;2)...

Проект для группы раннего возраста " Солнечный лучик"

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистическое представление -  первичные знания о ее объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное ...

Рабочая программа развития второй группы раннего возраста "Лучик"

Рабочая программа развития  для детей второй группы раннего возраста (с1года до 2лет)....

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста «Лучики для солнышка»

Учить рисовать пальчиками прямые линии; закреплять знание геометрической формы «круг», понятия «много»; учить узнавать и называть желтый цвет.•Развиваю...

ООД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" лепка во второй группе раннего возраста "Лучики для солнышка"

ООД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" лепка во второй группе раннего возраста "Лучики для солнышка"...

Проект в группе раннего возраста «Солнечный лучик»

Тема была выбрана и разработана для реализации в последний весенний месяц. В раннем возрасте дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце.  Беседуя с дет...