Конспект для подготовительной группы «Экологический калейдоскоп»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект для подготовительной группы «Экологический калейдоскоп»

 Цель:  закрепление знаний детей подготовительной группы посредством занятия по экологическому воспитанию
    Задачи:
   Образовательная: 
  повторить знания о природе
    Развивающая:
   уметь устанавливать причино-следственные связи
    Воспитательные:
   проявлять интерес к природным объектам;

                                                                             ХОД

   - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в удивительный мир природы. А поможет нам в этом увлекательная игра «Экологический калейдоскоп».
  Вам знакомо слово «Экология»? (Ответы детей).  Экология – это наука об окружающей среде. «Экологический калейдоскоп» - это интересные игры, вопросы, это ваши знания, умения и находчивость.

    Сегодня мы будем путешествовать  с вами пешком, как туристы. А начнем мы наше путешествие с «Походной разминки»:
1. «Надеваем рюкзаки»  -  круговые движения рук у плеча вперед и назад  (4-5 раз)
2. «Определи погоду»  - поднести руку ко лбу и поворачиваться влево – вправо  (4 – 5 раз)
3. «Завяжи шнурки на кедах»  - наклоны к правой и левой ноге (4 – 5 раз)
4. «Перепрыгни через кочку»  -  прыжки вперед -  назад , вправо – влево (5 – 6 раз)
5. «Иди в поход» - ходьба на месте.
После разминки предлагаю  детям сесть за столы.
  Я вижу настроение у вас отличное и  надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями и покажете себя настоящими знатоками природы.

 1. Дидактическая игра «Назови правила поведения в природе». Дети поочередно называют правила, воспитатель выставляет картинку-правило на доску  и задает детям вопрос «Что будет, если нарушить это правило?»
  - Молодцы, ребята! Правила поведения в природе мы вспомнили и я очень надеюсь, что вы никогда не будете их нарушать.          Идем дальше.
-  Скажите мне , ребята, а что такое природа?  (ответы детей)
- А что нельзя назвать природой?  (ответы детей)
  Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это то, что сделано руками человека. Человек – существо очень разумное и часто придумывает такие вещи, которые очень похожи на природу.
2. Игра – ассоциации «Неживое – Живое».     Воспитатель называет предмет , дети называют на какой природный объект он похож.
  Вертолет  -  стрекоза
  Подводная лодка  -  рыба
  Электрическая лампочка  -  солнце
  Душ в ванной  -  дождь
  Бассейн  -  озеро
  Кукла  -  человек
  Молодцы! И с этим заданием справились. Наше путешествие продолжается.
  - Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Живая природа движется, растет, развивается, дышит, питается, размножается,  умирает.
3.  Работа с рисунками.
   - У каждого из вас на столе лежит лист с изображением предметов живой и неживой природы. Внимательно рассмотрите их и выполните задание:  возьмите зеленый карандаш и соедините одной линией  все предметы, которые относятся к живой природе, а предметы, которые относятся к  неживой природе,  соедините  красной линией.  ( самостоятельная работа детей).
 А теперь проверим, как вы выполнили задание:
  - Назовите рисунки, которые относятся к живой природе;
  - Почему человек относится к живой природе?
  - Что относится к неживой природе?
  - Почему эти объекты относятся к неживой природе?
  Хорошо. Вы справились с заданием. А теперь ребята у нас отдых,  у туристов он называется привал.
Физкультминутка
  Жил под елкой старичок
  Старичок – Лесовичок.
  Вместе с солнышком вставал (потянуться)
  Умываться начинал («умываем» ладошками лицо)
  Подметал потом он хатку ( движения «подметаем пол»)
  Застилал свою кроватку (движения «застилаем кровать»)
  Утром выполнил разминку  ( наклоны и повороты туловища)
  И уселся на тропинку.

 - Немного отдохнули и отправляемся дальше.
  Природа таит в себе много интересного.  Каждое время года отличается своими природными явлениями. Например, ледоход.  Когда бывает ледоход?
4.  Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
   Бывает или не бывает:
  - Ледоход летом
  - Роса зимой
  -  Дождь летом
  -  Заморозки весной
  - Гроза летом
  -  Листопад весной
  - Иней зимой
  - Метель летом
  - Туман осенью
  - Капель летом
  - Мороз зимой
  - Лужи осенью
  - Град летом
  - Радуга летом
  - Гром зимой

   - Молодцы! Двигаемся дальше.   Скажите, пожалуйста, ребята, животные, рыбы, птицы, насекомые – это какая природа?  Правильно, живая. Я предлагаю вам,  ребята, отгадать о ком говорится в объявлениях, которые я вам зачитаю.
5. Дидактическая игра «Узнай по объявлениям» .  Воспитатель зачитывает  текст , дети слушают и  отгадывают,  о ком говорится в объявлении.
  1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
  3. Помогу всем, у кого сломался будильник.
  4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.
  5. Хочу свить гнездо. Помогите, подарите пух и перья.
  6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
  7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
  8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток только один – медлительность.
  9. Я – самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
  - Молодцы, ребята! И с этим заданием вы успешно справились.   У нас  осталось последнее задание.
Скажите,  к какой  природе относятся деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы? (ответы детей)
 6. Дидактическая игра «Три слова».  Воспитатель называет обобщающие слова, дети должны назвать только три слова, к этому обобщению, например:
    Овощи  -  помидор, огурец, свекла
    Деревья  -  береза, сосна, клен
Итог  занятия:
   К сожалению, наше путешествие подошло к концу.  
   - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
   - А что вам больше всего запомнилось?
   - Что нового вы узнали?
  Ребята, вы сегодня очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить правила поведения в природе, а когда пойдете в школу, поделитесь этими знаниями со своими школьными друзьями. Расскажите им о том, как бережно надо относиться к родной природе.

 

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе

на тему:  «Друзья природы»

Программное содержание : расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений ( в лесу . на лугу  и в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .Развивать диалогическое  общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Материалы  и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

Ход: Каждый из нас живёт в доме . А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере . Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек  научился многому. Теперь  мы живём  в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Что такое природа?  Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа.  Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть , шуршать .Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

( слушание аудиозаписи)

А как нужно себя вести на природе?  ( ответы) Молодцы ребята . любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила  .

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы   объясните , что он обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес  дом для них

-Не разорять муравейники- они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо

Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжва) Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать   и разделить на  зимующих и перелётных.

Игра « Кто быстрее ?

Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар,  паук.

Игра « Кто лишний»

И последнее задание :назови лекарственные растения.

Игра « Кто больше назовёт?» ( шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята , многое знаете о природе. Но в лесу  , на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят  недобрые люди . Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных .А ведь в  природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся.                                   Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним ? Правильно . мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для  школьников, книг .Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно , из дерева. Так вот,  давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья-  «легкие нашей планеты» ,которые помогают нам дышать свежим воздухом.

 Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.  Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает  улыбка . подаренная  ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskogo_vospitaniya_podgotovitelnaya_gr.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 9.

Тема: Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях экологического образования

Цель занятия: Составление конспекта занятия по экологическому образованию в подготовительной к школе группе

Задачи:

1. Прочитать учебный материал

2. Составить конспекты всех типов занятий по экологическому образованию в подготовительной к школе группе

3. Сделать анализ и выводы по практической работе.

4. Сдать работу на проверку.

Конспект для подготовительной группы «Экологический калейдоскоп»

 Цель:  закрепление знаний детей подготовительной группы посредством занятия по экологическому воспитанию
    Задачи:
   Образовательная: 
  повторить знания о природе
    Развивающая:
   уметь устанавливать причино-следственные связи
    Воспитательные:
   проявлять интерес к природным объектам;

                                                                             ХОД

   - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в удивительный мир природы. А поможет нам в этом увлекательная игра «Экологический калейдоскоп».
  Вам знакомо слово «Экология»? (Ответы детей).  Экология – это наука об окружающей среде. «Экологический калейдоскоп» - это интересные игры, вопросы, это ваши знания, умения и находчивость.

    Сегодня мы будем путешествовать  с вами пешком, как туристы. А начнем мы наше путешествие с «Походной разминки»:
1. «Надеваем рюкзаки»  -  круговые движения рук у плеча вперед и назад  (4-5 раз)
2. «Определи погоду»  - поднести руку ко лбу и поворачиваться влево – вправо  (4 – 5 раз)
3. «Завяжи шнурки на кедах»  - наклоны к правой и левой ноге (4 – 5 раз)
4. «Перепрыгни через кочку»  -  прыжки вперед -  назад , вправо – влево (5 – 6 раз)
5. «Иди в поход» - ходьба на месте.
После разминки предлагаю  детям сесть за столы.
  Я вижу настроение у вас отличное и  надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями и покажете себя настоящими знатоками природы.

 1. Дидактическая игра «Назови правила поведения в природе». Дети поочередно называют правила, воспитатель выставляет картинку-правило на доску  и задает детям вопрос «Что будет, если нарушить это правило?»
  - Молодцы, ребята! Правила поведения в природе мы вспомнили и я очень надеюсь, что вы никогда не будете их нарушать.          Идем дальше.
-  Скажите мне , ребята, а что такое природа?  (ответы детей)
- А что нельзя назвать природой?  (ответы детей)
  Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это то, что сделано руками человека. Человек – существо очень разумное и часто придумывает такие вещи, которые очень похожи на природу.
2. Игра – ассоциации «Неживое – Живое».     Воспитатель называет предмет , дети называют на какой природный объект он похож.
  Вертолет  -  стрекоза
  Подводная лодка  -  рыба
  Электрическая лампочка  -  солнце
  Душ в ванной  -  дождь
  Бассейн  -  озеро
  Кукла  -  человек
  Молодцы! И с этим заданием справились. Наше путешествие продолжается.
  - Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Живая природа движется, растет, развивается, дышит, питается, размножается,  умирает.
3.  Работа с рисунками.
   - У каждого из вас на столе лежит лист с изображением предметов живой и неживой природы. Внимательно рассмотрите их и выполните задание:  возьмите зеленый карандаш и соедините одной линией  все предметы, которые относятся к живой природе, а предметы, которые относятся к  неживой природе,  соедините  красной линией.  ( самостоятельная работа детей).
 А теперь проверим, как вы выполнили задание:
  - Назовите рисунки, которые относятся к живой природе;
  - Почему человек относится к живой природе?
  - Что относится к неживой природе?
  - Почему эти объекты относятся к неживой природе?
  Хорошо. Вы справились с заданием. А теперь ребята у нас отдых,  у туристов он называется привал.
Физкультминутка
  Жил под елкой старичок
  Старичок – Лесовичок.
  Вместе с солнышком вставал (потянуться)
  Умываться начинал («умываем» ладошками лицо)
  Подметал потом он хатку ( движения «подметаем пол»)
  Застилал свою кроватку (движения «застилаем кровать»)
  Утром выполнил разминку  ( наклоны и повороты туловища)
  И уселся на тропинку.

 - Немного отдохнули и отправляемся дальше.
  Природа таит в себе много интересного.  Каждое время года отличается своими природными явлениями. Например, ледоход.  Когда бывает ледоход?
4.  Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
   Бывает или не бывает:
  - Ледоход летом
  - Роса зимой
  -  Дождь летом
  -  Заморозки весной
  - Гроза летом
  -  Листопад весной
  - Иней зимой
  - Метель летом
  - Туман осенью
  - Капель летом
  - Мороз зимой
  - Лужи осенью
  - Град летом
  - Радуга летом
  - Гром зимой

   - Молодцы! Двигаемся дальше.   Скажите, пожалуйста, ребята, животные, рыбы, птицы, насекомые – это какая природа?  Правильно, живая. Я предлагаю вам,  ребята, отгадать о ком говорится в объявлениях, которые я вам зачитаю.
5. Дидактическая игра «Узнай по объявлениям» .  Воспитатель зачитывает  текст , дети слушают и  отгадывают,  о ком говорится в объявлении.
  1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
  3. Помогу всем, у кого сломался будильник.
  4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.
  5. Хочу свить гнездо. Помогите, подарите пух и перья.
  6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
  7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
  8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток только один – медлительность.
  9. Я – самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
  - Молодцы, ребята! И с этим заданием вы успешно справились.   У нас  осталось последнее задание.
Скажите,  к какой  природе относятся деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы? (ответы детей)
 6. Дидактическая игра «Три слова».  Воспитатель называет обобщающие слова, дети должны назвать только три слова, к этому обобщению, например:
    Овощи  -  помидор, огурец, свекла
    Деревья  -  береза, сосна, клен
Итог  занятия:
   К сожалению, наше путешествие подошло к концу.  
   - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
   - А что вам больше всего запомнилось?
   - Что нового вы узнали?
  Ребята, вы сегодня очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить правила поведения в природе, а когда пойдете в школу, поделитесь этими знаниями со своими школьными друзьями. Расскажите им о том, как бережно надо относиться к родной природе.

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе

на тему:  «Друзья природы»

Программное содержание : расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений ( в лесу . на лугу  и в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .Развивать диалогическое  общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Материалы  и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

Ход: Каждый из нас живёт в доме . А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере . Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек  научился многому. Теперь  мы живём  в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Что такое природа?  Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа.  Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть , шуршать .Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

( слушание аудиозаписи)

А как нужно себя вести на природе?  ( ответы) Молодцы ребята . любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила  .

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы   объясните , что он обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес  дом для них

-Не разорять муравейники- они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо

Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжва) Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать   и разделить на  зимующих и перелётных.

Игра « Кто быстрее ?

Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар,  паук.

Игра « Кто лишний»

И последнее задание :назови лекарственные растения.

Игра « Кто больше назовёт?» ( шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята , многое знаете о природе. Но в лесу  , на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят  недобрые люди . Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных .А ведь в  природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся.                                   Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним ? Правильно . мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для  школьников, книг .Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно , из дерева. Так вот,  давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья-  «легкие нашей планеты» ,которые помогают нам дышать свежим воздухом.

 Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.  Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает  улыбка . подаренная  ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

Конспект занятия «Вода вокруг нас» (подготовительная группа)

Цель:

Задачи:

Образовательная: ознакомиться со свойствами воды

Развивающая: узнать больше о воде

Воспитательная: работать в команде

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы.… А в корзине записка: «Загадки для ребят из подготовительной группы». Давайте же отгадаем эти загадки.

(Достаю яичко от киндер-сюрприза, открываю его, читаю загадки).

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Воспитатель Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница. Вода встречается везде. Показ слайдов. Окрашивает нашу планету в  голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части и закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе. Вот сколько много воды на нашей планете.

Вода – это жидкость, которая встречается в природе в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Показ слайда. Посмотрите,  если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, поднести зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показать бутылку со льдом). Определите, пожалуйста, в какое время года, в каком из этих состояний бывает вода.

Дидактическое упражнение  «Времена года»

Вниманию детей предлагаются изображения с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)

Детям предлагается  показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают, отвечают.

Воспитатель. Ребята, а самая большая вода где?

Дети. В океане

Воспитатель. На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?

Дети.  Пресная вода - это вода без соли.

Воспитатель. Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показ слайдов с морскими обитателями).

Воспитатель. А вокруг нашего города какие есть водоемы?

Дети. Река Кубань, Лаба, озеро.

Показ слайдов о водоемах нашего района

Воспитатель. А сейчас я раздам вам волшебные картинки.

Что вы видите на картинках? (черточки, точки). Вы возьмете в руки волшебную палочку (карандаш) и соедините эти точки и тогда мы с вами узнаем «Кто сидит в пруду». Дети выполняют задание (см. приложение).

- Кто сидит в пруду у тебя Ваня?

- Рыбки.

- Сколько их? (ответ)

- А у тебя, Настя, кто в пруду?

- Лягушки.

- Сколько лягушек? (и т.д.).

Воспитатель. Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? ( Дети дают ответы)

Происходит волшебное превращение, которое называется - круговорот воды в природе. Посмотрите, (показ слайда) когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу. Вот так ребята в природе происходит круговорот воды.

Физкультминутка.

Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

 Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой, 
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. 

Воспитатель. Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Воды». Что делают в лаборатории?

Ответы детей:

Воспитатель. Правильно, проводят опыты.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

Дети. Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель. Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим! Обратите внимание (показ слайда), что за объект на картинке? Для чего он нужен? (ответы детей). А где в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (ответы детей). А что льется в фонтане? Показ слайда

Дети. Вода.

Воспитатель. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель. Значит она какая?

Дети. Жидкая.

 Воспитатель. Имеет ли вода форму?

Дети. Имеет, не имеет.

Воспитатель. А вот мы это сейчас и проверим. Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, пробирку, колба). Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

Воспитатель. На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Дети: нет

Воспитатель. Какого же тогда цвета вода?

Дети.  Бесцветная, прозрачная

Воспитатель.  Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите?

Дети: нет

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель. Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Дети. Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель. Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Дети.  Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель. Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

Воспитатель. Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял?

Дети. От тепла ладони

Воспитатель. Что осталось на ладошке?

Дети. Вода.

Воспитатель. Лед, снег – тоже вода.

Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

Воспитатель. А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Дети: вода становится чистой.

Воспитатель. А что стало с нашим фильтром-бинтом?

Дети: Стал грязным.

Воспитатель. Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?

Дети: да

Воспитатель. С помощью чего? (фильтров, бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях). Показ слайдов.

А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей по изготовлению фильтров.

Воспитатель. У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети. Вода стала чистой.

Воспитатель. Куда же делось грязь?

Дети. Вся грязь  осталась на фильтре.

Воспитатель. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Показ слайда

Итог: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде? Какие новые свойства воды, ребята, вы сегодня узнали? Есть ли у воды цвет, запах, вкус? Какие состояния воды вы запомнили? Может ли вода растворять вещества? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей). Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Живая и неживая природа».

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам .

Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации: чтение стихотворения, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.

Методы организации учебно – познавательного процесса: игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.

Практические методы: метод коллективных заданий, моделирование.

Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, северный полюс, пустыня; (пассивный) развивается, размножается.

Оборудование: ТСО – магнитофон, оформление лесной полянки (елочки, шишки, маски – шапочки (рыба, елочка, бабочка, птица, муравей) .

Демонстрационный материал: 4 круга (зеленый, синий, красный, желтый, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, бурундук, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сайгак, суслик, дрофа, хорек, сова, морж, тюлень, олень, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.) ; кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды, шишки, орехи, грибы) .

Предварительная работа: цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных и растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.

Ход занятия.

Воспитатель: Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг (природа) .

Ребенок рассказывает стихотворение «Нас в любое время года, учит мудрая природа… ».

-Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .

Да, нас окружает природа живая и неживая.

-А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

-Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе) .

-А как она нас этому учит? Приведите примеры.

-Давайте сегодня поговорим о природе. А чтобы нам не было скучно, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.

Физкультминутка «Мы – шоферы».

Программа «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи) .

-Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».

-Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко.

1. Что такое природа?

2. Как надо вести себя в лесу?

3. Лиственное дерево с белой корой?

4. Что значит «волка ноги кормят»?

5. Где раньше начинает таять снег – в лесу или городе?

6. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

7. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

8. Что птицам страшнее – голод или холод?

9. Большую часть территории нашей планеты Земля занимает вода или суша?

10. Назовите живую и неживую природу?

-Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

-А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.

(Звучит заставка к программе «В мире животных») .

Физкультминутка «Только в лес мы пошли».

Программа «В мире животных»

-Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.

-Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания) .

-А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой, местом произрастания) .

-Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники) .

-А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, желтый круг - пустыня и степи, красный круг – теплые страны) .

(Дети должны доказать правильность своих действий) .

-Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается) .

(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)

Программа «Клуб путешественников»

-Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».

-Оком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадкам.

Рыжая не лисица. Маленькая, не кошка.

Прыгает не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)

-Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле) .

-На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки и поставьте под кубиком белки) .

-А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода) .

-Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.

-Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.

-Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано) .

(Подаются сигналы слышен голос диктора: «Внимание, внимание! Впервые на экране очень нужная, полезная, новая и интересная программа «Помоги природе») .

Выступают дети в роли животных. Слушаются жалобы, бабочки, елочки, птицы, муравья, рыбы. Каждая жалоба обсуждается и дети дают советы как помочь.

Бабочка: Что за слон пришел к нам в лес?

Только шум стоит и треск?

Елочка: Все веточки мне обломал.

Бабочка: Крылышко мое сломал.

Птица: Сбил мое гнездо на ели.

Муравей: Разорил мой муравейник.

Рыба: Водоем мне загрязнил.

Елочка: И лесу сильно навредил.

-Ребята, кто же это мог сделать? Какими правилами поведения в природе мы можем помочь нашим гостям? (Нельзя трогать насекомых, громко включать музыку и не шуметь, животные очень тревожатся, вырубать деревья и ломать ветки, разжигать костры, разорять муравейники, оставлять мусор) .

-Кто же еще, кроме человека, мог такое натворить? Ребята, ребята надо срочно все исправить. Давайте разделимся на две команды: первая команда уберет бумажный мусор, а вторая - пластиковый. Все нужно сделать не только быстро, но и аккуратно, чтобы не примять траву, не сломать веточки у деревьев и не напугать животных и птиц.

(Уборка мусора проводится, как конкурс) .

-Ребята, посмотрите, как стало чисто.

Рыбы, птицы, звери

В душу людям смотрят.

Как будто просят нас

Люди, не убивайте зря.

Ведь море без рыб – не море.

Ведь небо без птиц – не небо.

Земля без зверей – не земля.

А нам без зверей нельзя.

1-й ребёнок: Давайте будем дружить друг с другом, 2-й ребёнок: Давайте будем к тому стремиться,

Как птица с небом, Чтоб нас любили

Как поле с лугом, И зверь и птица,

Как ветер с морем, И доверяли повсюду нам,

Трава с дождями, Как самым верным своим друзьям!

. Как дружит солнце со всеми нами!

3-й ребёнок: Давайте будем

Беречь природу

Для жизни и дружбы она нам дана!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в подготовительной группе: "Осенний калейдоскоп"

Конспект развлечения в подготовительной группена тему: «Осенний калейдоскоп»Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Создать определенный эмоциональный настрой посредством музыки соотве...

Конспект проведения семейного мастер – класса в подготовительной группе «Дорожный калейдоскоп»

Конспект проведения семейного мастер – класса "Дорожный калейдоскоп»"...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Экологический калейдоскоп

Конспект составлен в виде игры - путешествия с целью расширения и закрепления знаний детей по экологии....

Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей подготовительной группы «Рождественский калейдоскоп»

Конспекты занятий по физической культуре  на воздухе с использованием маршрута терренкура  для детей подготовительной группы «Рождественский калейдоскоп»...

Проект в подготовительной к школе группе «Экологический калейдоскоп»

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональнос...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Зимний калейдоскоп»

Конспект СОД с детьми подготовительной группы "Зимний калейдоскоп"....

Конспект спортивного развлечения для старшей и подготовительной группы "Осенний калейдоскоп движений"

Спортивное развлечение используется как дополнительное занятие и предназначается для повышения интереса детей к спорту...