конспект занятия (познавательно-исследовательская деятельность) "В удивительном мире камней"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ефимова Светлана Апполинарьевна

Конспект занятия для старшей группы  по теме "В мире камней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_starshey_v_mire_kamney.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ познавательного  занятия по ознакомлению с природой

на тему: «В удивительном мире камня» ( старшая группа)

Цель: ознакомление  детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. 

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

5. Дать представление об областях использования камней.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2.Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Материалы: набор  наборы камней,  лупы, кусочки пластилина, емкость с водой, поднос  и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований, картинки по теме.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; чтение сказок П.П.Бажова “Каменный цветок”, "Серебряное копытце"; Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами».

Ход занятия:

Сюрпризный момент "Письмо".

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла письмо. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, тогда узнаем, от кого оно.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать. (камень)

Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов).

Воспитатель достает письмо и читает: «Здравствуйте дорогие дети!  За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать главную тайну камней: их особенности. Ведь у каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Помогите нам. Гномы».

Воспитатель: Ребята, поможем Гномам? Тогда давайте поспешим в нашу исследовательскую лабораторию,  где проведем опыты с камнями.

Воспитатель: Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: Вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

 Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель:  Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни?  Какого цвета  камни: серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

 Вывод : Камень твердый, прочный, при сжатии не меняет форму

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

    Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

 Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

     Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнет.

    Опыт № 4 Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого; человека, лишенного чувства сострадания.

    Опыт № 5. Плавучесть. 

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим  камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет?

Каждый малыш опускает свой камешек в воду.

Вывод: камни  тонут в воде, потому что они тяжелые.

Физминутка  « Гора».

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся  камешки прочь (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Раскатились камешки, и с той самой поры, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет  сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод)

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.

Воспитатель: А где чаще всего можно встретить камни?

Дети: Чаще камни можно встретить в горах.

Воспитатель: Правильно. У земли есть каменная одежда, и там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, мы видим горы. Если мы посмотрим на глобус, мы увидим коричневый цвет. Этим цветом обозначают горы на земле.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия). В нашей большой стране есть горы Уральские, Кавказские, Гималаи, Саяны. Это большие горные массивы, длинные гряды, где есть и камни, и скалы, а на верхушках лежит снег, а внизу растет лес, луга и даже стоят деревни и города.  (Иллюстрации гор)

Воспитатель; Ребята, а  где мы живем, как вы думаете, есть камни?

Воспитатель: Конечно, в нашей республике Карелия, много скал, которые состоят из камней. (Иллюстрация скал)

Рассказ воспитателя

 В горах, ребята работают люди, у них разные профессии.  Есть люди, которые работают в земле глубоко под горами, они копают шахты и добывают для людей  уголь (черный камень) – его люди используют, так же как и дрова, им топят печь; а также разные руды – железо, золото, серебро,  драгоценные камни, которые сверкают всеми цветами радуги – алмазы, изумруды, сапфиры. Таких людей называют шахтерами. Как вы думаете, почему шахтеры? (Работают в шахтах). А есть, ребята, такая профессия геолог, это люди, которые ищут камни? Они определяют, где в каких местах в горах есть те или иные породы камней.

 Воспитатель:  Как вы думаете, нужны ли камни человеку? Использует ли человек для своих нужд камень?  Камни – очень важный материал в строительстве. Камни используют при строительстве домов, для создания садовых дорожек и площадок, мостов, дорог, набережных. Камни применяют при создании памятников архитектуры, из него делают статуэтки. (Показ иллюстрации)

Игра "Хорошо-плохо(дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Воспитатель: Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты.

(Показ картинок камней)

15. Рефлексия: 

Ребята, кому мы помогали?

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?

 Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы!  Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность «Мы любим рекламу»

Дать воспитанникам понятие о рекламе, для чго она нужна и стоит ли слепо доверять рекламе....

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности по теме "Весна"

Цель: уточнить представления детей о характерных признаках весныЗадачи:1.     Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе весной;2....

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Конспект занятия «Познание» в подготовительной группе «В мире камней».

laquo;В мире  камней».Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:...