Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яцкевич Евгения Константиновна

Программное содержание:

·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.

·        Формировать способы зрительного и тактильного обследования; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к экспериментированию; расширять кругозор.

·        Воспитывать любознательность, активность.

·        Развивать мелкую моторику.

 

     Оборудование:

·        На каждого ребёнка: небольшой поднос с солью, маленькая миска с морской солью, лупа, бумажные салфетки; на большом подносе - ёмкость с солью, пластмассовая ложка, по два одинаковых стакана для холодной и тёплой воды, 1 большой стакан с тёплой водой, картофель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_sol.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль»

для детей старшей группы

                                                                        Составила: воспитатель ЯцкевичЕ.К.

Ангарск, 2014 г.

Программное содержание:

  • Расширять представления о соли её свойствах и качествах.
  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к экспериментированию; расширять кругозор.
  • Воспитывать любознательность, активность.
  • Развивать мелкую моторику.

     Оборудование:

  • На каждого ребёнка: небольшой поднос с солью, маленькая миска с морской солью, лупа, бумажные салфетки; на большом подносе - ёмкость с солью, пластмассовая ложка, по два одинаковых стакана для холодной и тёплой воды, 1 большой стакан с тёплой водой, картофель.

Ход:

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы с вами пришли в лабораторию. В лаборатории проводят разные эксперименты. Мы с вами станем учёными. Здесь очень много интересного оборудования, и чтобы выполнить правильно эксперименты, нужно внимательно слушать своего научного руководителя, то есть меня. Проходите к окошку. Как вы думаете, что находится на голубых подносах? (ответы детей: сахар, снег, соль).

- Отгадайте загадку, и вы сразу догадаетесь, что это:

                                 Вкус припомните вы сразу,

Я, конечно, всем нужна.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде,

Я живу в морской воде.  

- Догадались, что это? (ответы детей: соль!) Да, правильно, это соль. Помните, что с солью нужно работать аккуратно, не размахивать руками, не поднимать их высоко, чтобы соль не рассыпалась и не попала вам в глаза. Если вы хотите убрать соль с рук, пользуйтесь бумажными салфетками.

II. Основная часть.

- Итак, давайте рассмотрим соль через лупу. Что вы видите? На что похожа соль? (ответы детей: на снег, на сахар, на кристаллы.)  

-Да, вы правы, соль действительно состоит из кристаллов. А теперь рассмотрите ту соль, которая лежит в чашечке. Как вы думаете, какая это соль? (ответы детей: морская).

- Да, в чашечке морская соль. Она тоже состоит из …. (кристаллов)

- Конечно, только эти кристаллы какие, чем отличаются? (больше, крупнее)

- Потрогайте соль на подносах.  Что вы чувствуйте, когда трогайте её?

Дети погружают руки в соль, сжимают, перетирают её между ладонями, проговаривают свои ощущения: «Я чувствую тепло (холод) соли», «Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно», «Мне нравится погружать свои руки в соль», «Она хрустит под пальцами».

- Посмотрите, у меня рисунок получился. А у вас получился? Порисуйте. А теперь попробуйте двумя руками одновременно нарисовать одинаковые фигуры. Как вы думаете,  что я нарисовала? (ответы детей: круги).

- А теперь попробуйте и вы. Чтобы разгладить поверхность, нужно слегка встряхнуть поднос. Красиво получилось?  Интересно?

Входит повар;

-  Здравствуйте, ребята! Мне нужно быстро сварить суп. Для этого надо знать: в какой воде соль растворится быстрее? Помогите мне, пожалуйста.

- Поможем, ребята? К повару: Мы сейчас всё узнаем и вам перезвоним.

 Повар уходит.

- Как вы думаете, в какой воде соль быстрее растворится: в тёплой или холодной? (ответы детей).

- Пройдём за столы и проверим, кто прав. Перед вами стоят два одинаковых стакана с водой. Как узнать где холодная вода, а где тёплая? (ответы детей: нужно потрогать, попробовать). 

- Правильно будет – потрогать стакан рукой. Положим ложку соли в тёплую воду и размешаем, а теперь в холодную воду положим соль и тоже размешаем. Что мы видим? (в одном стакане вода стала прозрачная, а в другом мутная).

- В каком стакане вода стала прозрачная? (в теплой) Какой вывод мы можем сделать? (в тёплой воде соль растворилась быстрее).

- Мы решили задачу повара? Кто скажет повару правильный ответ? (ответы детей: я!) Звонок повару.

- А я знаю фокус! Хотите я вас научу? Отодвинем два стакана с водой. В большом стакане находится тоже вода. Попробуйте её. Какая это вода?  Простая вода. Погрузим в неё картофель. Что произошло? Картофель утонул. Достанем его  ложкой. Теперь в стакан насыпаем 5 ложек  соли и хорошо размешиваем. Опять поместим картофель в воду. Что мы видим? Картофель не тонет. Почему? В солёной воде предметы не тонут.

III. Заключительная часть.

- Ребята, вспомните,  из чего состоит соль? (ответы детей: из кристаллов). Посмотрите, что это? (показ кристалла) (ответы детей).

- Это кристалл, выращенный из соли. А хотите вырастить такие кристаллы сами?

Сначала сделайте заготовку из ватных палочек и пенопласта. ( Показ)

- Затем аккуратно поместите заготовку в стакан, где мы экспериментировали с картофелиной, здесь  в воде мы растворили очень  большое количество соли и получился у нас насыщенный раствор соли.

- Теперь мы унесём стаканы с заготовками в группу и будем наблюдать, как будет расти наш кристалл. А для того, чтобы вы знали, где именно ваш кристалл, наклейте на свои стаканы наклейки.

- Можно ли сказать про соль, что она – волшебница? Почему? (Ответы детей) Что мы сегодня делали с солью? Что вы нового узнали? Действительно, соль растворяется в воде, удерживает предметы, окрашивается в разные цвета, с помощью соли можно рисовать. Поэтому соль - волшебница!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв на открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная соль" для детей старшей группы.

Отзыв на открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная соль" для детей старшей группы....

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка" для детей старшей группы

Программное содержание: закреплять у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос для чего нужен ветер. Дать некоторые эколо...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Удивительная соль" для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте показаны простейшие опыты, раскрывающие физические свойства соли....