Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы
проект (старшая группа)

Звягинцнева Елена Дмитриевна

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад № 236»

Познавательно-исследовательский проект

«Эта удивительная соль»

для детей старшей группы «Непоседы»

Подготовили:

Потапова Н.А.

Звягинцева Е.Д.

Омск

2021

Познавательно-исследовательский проект

«Эта удивительная соль»

для детей старшей группы «Непоседы»

Участники проекта:

Дети старшей группы «Непоседы», воспитатели, родители

Руководители:

Потапова Наталья Александровна, Звягинцева Елена Дмитриевна

Период: 20.01.21 – 26.02.21

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Расширить представления о добыче соли.
  4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
  5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

  1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
  2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
  3. Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
  4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Методы и приемы при реализации проекта:

- Анализ познавательной литературы

- Опытно-экспериментальная деятельность,

- Исследовательская деятельность,

- Наблюдения,

- Творческая деятельность,

- Игровая деятельность.

План реализации проекта.

1 этап - подготовительный:

  1. Подбор бесед о соли.

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

  1. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

  1. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
  2. Подбор опытов и экспериментов с солью.

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

  1. Взаимодействие с родителями.

2 этап – технологический:

  • Беседы:

- «Что такое соль и где она используется?».

- «Белое золото земли».

  • НОД:

- Рисование акварелью по соли «Зимнее дерево»

- Сказка про белую соль (Познание)

  • Чтение литературы:

- Словацкая сказка «Соль дороже золота»

- Румынская сказка «Соль в кушанье»

- Чешская сказка «Соль»

- Русская народная сказка «Соль»

- Пословицы, поговорки, загадки о соли

  • Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Свойства соли»,

- «Растворимость соли»,

- «Подводная лодка из яйца»,

- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,

- «Окрашивание соли».

  • Совместная работа «воспитатель-дети-родители»:

- Консультации для родителей: «Рисуем солью», «Для чего соль в доме нужна»;

- Придумывание сказки «Как соль к человеку на стол пришла» (совместная работа детей и родителей);

- Родители помогают в группе создать детскую лабораторию для экспериментирования с солью.

- Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

3-й этап – заключительный:

  • Выставка рисунков детского творчества.
  • Изготовление картотеки опытов с солью.
  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  • Подведение итогов реализации проекта.

Список литературы:

1.Интернет ресурс.


Источник:
https://www.mbdou50.ru/proekt-eta-udivitelnaya-sol-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html © www.mbdou50.r

Картотека опытов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 7 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8  «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 9 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт №10 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Влияние соли на рост растений.

Опыт № 11 «Как соль влияет на рост растений»

Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.

Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.

Опыт № 12 «Можно ли сделать соль цветной»

 Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной?

Давайте узнаем. Проверим.

А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и гуашь, ложечка.

Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, чуть – чуть гуаши и с помощью ложечки перемешиваем.

 Что произошло с солью?

Соль изменила цвет.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.

Опыт № 13 «Поделка из цветной соли» 

А сейчас, я предлагаю вам сделать из цветной соли поделку. Для этого нам понадобиться соль разных цветов и баночка.

Перед вами на столах стоят стаканчики с разноцветной солью. Возьмите воронку из бумаги, вставьте её в горлышко баночки и поочередно добавляйте соль. После того, как ваши баночки будут заполнены, закрутите их крышечкой. Ваша поделка готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возрастаУчастники проекта:Дети старшей группы № 8 «Почемучки»Руководитель:Швайко Светлана Александровна,...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через и...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Удивительная соль" для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте показаны простейшие опыты, раскрывающие физические свойства соли....

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Познавательно- исследовательский творческий проект "Космическое путешествие на ракете" в старшей группе

В ходе проекта с воспитанниками проводятся беседы, посещение мини- музея «Далёкий и близкий космос», физическая подготовка в космонавты. Детьми выполняются работы по рисованию с элементами...