Конспект занятия по ФЦКМ на тему "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сияпова Лилия Шамилевна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Русская изба"28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:
- Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
- Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
обучающие:
- познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта .
- расширять словарный запас: ухват, садник, прялка, веретено, кудель, коромысло, лапти;
развивающие: 
- развивать мышление, память; связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение работать с клеем, фломастерами, рисовать узоры;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.


Предварительная работа: посещение музея, разучивание народных игр, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности.

 (Детей встречает воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Проходите, рассказывайте из каких краёв будете? Как страна называется где вы живёте? В России много областей, республик, из какой республики будете?

-А город ваш как называется?

А знаете ли вы, что такое Родина?

-Верно, ребята. Родина- это место , где ты родился и вырос, где твой дом.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилище из бревен. Такой дом называли -  изба.  И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию по русской избе.  Проходите, садитесь.  

— А как выдумаете, что же в избе было самым главным?  Отчего в доме тепло?

 Печь в избе-самое главное. Сейчас в каждом доме, в каждой квартире есть электричество, газ. В домах тепло, уютно. А вот раньше ничего этого не было. Печь - кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки, сушили грибы, ягоды и даже одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Как вы думаете, почему так называли?

-Ребята, а что хозяйка в печку ставит, кто из вас знает? В чем раньше готовили суп, каши? (в чугунках)

Да, ребята. Это- чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Вот он какой! Кто знает, как называется этот предмет быта? (Ухват) Как вы думаете, почему ему дали такое название? Где вы видели это предмет.

 Ухват- это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

 Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата- рогач. Посмотрите, правда ведь напоминают рога.

    Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Рядом с ухватом всегда стояли еще вот такие предметы. (Показываю садник) На что он похож? Какой предмет вам напоминает? Как вы думаете для чего предназначен этот?

 Это ребята-садник, хлебная лопата. Предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, осины, липы или ольхи.

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Они всегда были под рукой.

Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя.
Нельзя было выносить  из дома хлебную лопату и ухват.

-Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами отдохнём, поиграем в игру «Маланья»

Садитесь, молодцы!

А о каком предмете сейчас поговорим вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте:

      «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Это, ребята, -прялка.

Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.  Состоит прялка из донца, на котором сидят, и-лопасти, куда привязывают кудель. Кудель-это пучок вычесенного льна или шерсти.

Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено.

Веретено – выточенная палочка, его крутили, вертели и наматывали нить (Рассматривают).

Про веретено есть такая загадка «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

-Послушайте загадку про ещё один предмет, который был необходим хозяйкам в стародавние времена:

Оно, ложась на чьи-то плечи,

Носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год

В дом провели водопровод.

И вот теперь оно, ребята,

Лежит в музее экспонатом. (Коромысло)

-Правильно, коромысло. Для чего нужен был этот предмет?

При помощи коромысла женщины носили воду из реки или колодца. Используют ли его сейчас?

Может быть там, где нет водопровода и используют. Но мы можем увидеть только в музеях.

В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры.

Коли народ невесел, низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра, распотешиться пора!

Вставайте, ребята, поиграем в русскую народную игру.

             «Заря-заряница» (включаю музыку)

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,                                                                                                    ключи золотые, ленты голубые, 
Раз, два, не воронь, а беги , как огонь!

Молодцы, садитесь! А теперь послушайте ещё загадку:

     «У бабушки сейф-он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а- дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком»

-Что же это? (сундук)

Верно, ребята, это –сундук. Он стоял в каждом доме. Ну а если их было, несколько-то семья считалась зажиточной. В сундуках хранили одежду, посуду, ценности. В некоторых домах сундук исполнял роль стола, стула и даже кровати. Крышка сундука была откидная или съемная.

Сейчас мы с вами посмотрим, что же хранится в нашем сундуке.

(Открываю сундук показываю какие там предметы: лапти, платки, ложки)

- Чего тут только нет! Показываю всё.

Платки…Посмотрите, какие на них узоры красивые.

Лапти…(старинная обувь, сплетенная из лыка)

Посмотрите ребята, тут даже ложки есть. Из чего они сделаны?

Верно, из дерева.

Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом, а людей, которые играли на ложках называли ложкарями. Я вам тоже предлагаю побыть сейчас ложкарями и сыграть на ложках.

- Ребята, понравилась ли вам экскурсия?

- Что вы запомнили?

- Какие новые предметы вы запомнили?

Спасибо всем! Мальчикам желаю расти настоящими защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяюшками. Всего вам доброго!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 городского округа города Нефтекамск

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

на тему «Русская изба»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

Сияпова Л.Ш

2022год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

Знакомство детей с жилищем, бытом, предметами домашнего обихода крестьянской семьи....

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Конспект занятия по кружковой деятельности ""Русская изба. На тему: "Котик, котик, поиграй"

Конспект занятия по кружковой деятельности "Русская изба". На тему: "Котик, котик, поиграй"...

Конспект занятия "Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель:Знакомство детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.Задачи:1.Обучающие:Формировать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать...

Конспект занятия по ФЦКМ на тему В русской избе печь - всему голова

Конспект занятия по ФЦКМ на тему В русской избе печь - всему голова...