Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_poyasov-2.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ЗАНЯТИя  В  ТВОРЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ

«РУССКАЯ  ИЗБА»

С  ДЕТЬМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ.

ТЕМА:  «ИЗГОТОВЛЕНИЕ  ПОЯСОВ»

                                     Учитель-дефектолог,

Педагог дополнительного образования

Бехтерева Людмила Николаевна

          Программное содержание:

  1. Продолжать приобщать детей со зрительной депривацией к истокам русской народной культуры.
  2. Активизировать познавательную деятельность детей за счет:

- расширения кругозора: представление о предметах быта русского народа, о разнообразных способах изготовления поясов; назначение предметов и действия с ними;

- развитие лексико-грамматической стороны речи: обогащение активного словаря детей за счет слов: веретено, плетение, свивание, ткачество, ткань, сотканный, бердышко, челнок и пассивного словаря за счет слов: ремесло, кузнец, гончар, ткачиха, прялка, прясть.

        3.  Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и желание на         предметно-эмоциональную деятельность.   

          Коррекционные задачи:

Развитие зрительно-моторной координации:

- развивать моторную память (свивание, работа с челноком, плетение);

- совершенствовать сенсомоторные способности, развивать ловкость, ритмичность действий рук под контролем зрения (смена действий рук во время ткачества);

- активизировать контролирующую функцию зрения (скручивание нити на веретено, плетение косички, смена цвета ниток при ткачестве).

                                                         Ход занятия.

                                                            1

     - Ребята, посмотрите, какие нарядные куклы Ваня и Маша. Они, видно, на праздник собирались. Все недавно праздновали праздник поздней осени – Кузьминки. Назван он в честь святых Кузьмы и Демьяна. Они были покровителями ремёсел. А какие ремёсла вы знаете на Руси.

     - (Кузнец, гончар, столяр, плотник, игрушечных дел мастер, ткачиха и т.д.).

     С этого дня все садились за своё ремесло, т.к. наступали длинные зимние вечера, и люди были свободны от работ в поле и огороде. Женщины принимались за рукоделие: прясть, вышивать, ткать, плести.

     - Посмотрите внимательно на кукол и скажите, пожалуйста, какой детали в костюме у них не хватает?

     - Правильно, пояса. А ведь без пояса раньше нежелательно было даже из дома выходить. Расскажите, какое значение имел пояс в русском костюме? Зачем он был нужен?      

     - (Пояс был украшением костюма – богатые кисти на конце рассказывали о благосостоянии, о богатстве хозяина. Пояс служил заменой кармана: к нему подвешивали кошелек, гребень, ключи, нож, ложку и т.п.).

     Верили люди, что пояс оберегал от всего плохого, недаром самыми первыми     подарками у новорождённого ребёнка были поясок и рубашечка.

     - Мы с вами тоже сегодня займёмся ремеслом. Напомним Ване и Маше какими способами можно изготовить пояс.

                                                                      2

     - Чтобы изготовить пояс, нам понадобятся нитки. А мы с вами знаем, как раньше получали нитки. Вспомните, что необходимо мастерице для этого?

     - Правильно, нужна прялочка. А как называлась широкая часть прялочки, куда привязывали нить? (зеркальце).

     - Куда садилась женщина? (на донце).

     - Откуда вытягивалась нить? (из бородки – кудель).

     - А конец нити куда привязывается? (к веретену).

     - Отгадайте загадку:

          Скачу по горнице с работою моею.

          Чем больше кручусь,

           Тем больше становлюсь.

                                                                (веретено)

     - Правильно, веретено. Нитку получали с помощью кручения и вращения веретена путем свивания волокон.

     - Сейчас мы посоревнуемся, кто из вас сможет быстрее скрутить нить на веретено. У каждого в руках веретено с привязанной нитью. На конце нити – бусинка. Все одновременно начинаем скручивать нить. Победит тот, у кого быстрее всех бусинка коснется веретена.

     - Садимся на лавочку. Веретено вращаем вправо, одновременно придерживая нить левой рукой. Веретено опирается на колено. Глазами следим за бусинкой.

                                                                           3

     Нитки человек получил с помощью кручения веретена. Если готовые нить перевить или переплести, то получатся различные варианты изготовления пояса.

     - Кто из вас может показать, как получается пояс из двух нитей?

Этот способ называется «свивание».

     - А кто-то покажет, как можно получить пояс из трёх нитей?

     - А  этот способ как называется? Правильно, плетение.

     - Давайте, сравним пояса по длине. Какой пояс длиннее? Какой короче?

                                                                         4

     - Вспомните, на прошлом занятии мы с вами переплетали ленты через рамку. Как называется этот вид работы? Правильно, ткачество. Мы с вами вручную ткали коврик. Чтобы не переплетать нити вручную, человек изобрёл себе помощников. Отгадайте загадку:

                    Речка течёт, рыбка играет,

                    А за нею лёд замерзает.

                                                                      (бердо)

     - Правильно, бердо – маленький ткацкий станок. Для чего он нужен?

     - Да, на нём можно ткать. А мы с вами покажем ещё один вариант изготовления пояса. Мы будем ткать пояс на бердышке. Я сейчас сяду за станок, а вы расскажите, как он работает.

(Бердо похоже на гребень, расчёску с дырочками в зубчиках. Оно может то подниматься, то опускаться. Когда оно поднимается, то меняется цвет заправленных ниток. Между нитками открывается зев-рот. Через зев проплывает челнок (рыбка) с одной стороны на другую. Когда челнок проплывёт, надо поменять направление бердышка, и при этом сменится цвет ниток. Рукой можно проверить плотность ткачества.)

     Дети самостоятельно начинают ткать на бердышке.

     - Пояс должен получиться аккуратным, красивым, ровным, поэтому не спешите, следите внимательно за сменой направления берды, не затягивайте нить челнока. Помните: к большому терпенью придёт и уменье.

     После работы предложить детям отдохнуть.

     - Русская пословица говорит: «У всякого дела – свои пределы…». Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.

     - Мы сегодня с вами потрудились на славу, вспомнили разные способы изготовления поясков. Какие же это способы?

     - Да, правильно: свивание, плетение, ткачество. Ну, а теперь, давайте, поиграем в игру «Заплетём поясок».

     (Игра проходит в большом пространстве).

                                       Предварительная работа.

  1. Экскурсия в деревню Шуваловка.
  2. Занятие по теме «Знакомство с ремёслами».
  3. Занятие по теме «Русский народный костюм».
  4. Знакомство с предметами быта: прялка, веретено, ткацкий станок, бердышко.
  5. Практические занятия: плетение косички, свивание нити, ткачество на раме, ткачество на берде.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"

Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....

Конспект занятия по творческому труду во второй младшей группе " Колобок на окошке "

Перед занятием воспитатель вспоминает сказку " Колобок " Дети рассматривают колобка , рисуют его ,разукрашивают .рисуют окошки на которых лежит колобок.Расскрашивают их.Заучивают стишки про колобка, с...

Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием опорных схем в старшей группе «Приглашение в зимний лес»

Познакомить детей с интересной формой работы-интервью.Учить детей вести диалог ,уметь задавать вопросы.Расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, используя опорные схемы.Вызвать у дете...

Конспект занятия по творческому рассказыванию «Как Дед Мороз пришёл к нам на новогоднюю ёлку» с детьми 5-7 лет

Программное содержание:1.Учить детей придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, используя коллективный способ составления рассказа;     формировать умение искать ответы...

Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"

Развиваем творческие способности детей...

Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2.     Учить д...