Главные вкладки

    Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Бехтерева Людмила Николаевна

    Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izgotovlenie_poyasov-2.docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  ЗАНЯТИя  В  ТВОРЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ

    «РУССКАЯ  ИЗБА»

    С  ДЕТЬМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ.

    ТЕМА:  «ИЗГОТОВЛЕНИЕ  ПОЯСОВ»

                                         Учитель-дефектолог,

    Педагог дополнительного образования

    Бехтерева Людмила Николаевна

              Программное содержание:

    1. Продолжать приобщать детей со зрительной депривацией к истокам русской народной культуры.
    2. Активизировать познавательную деятельность детей за счет:

    - расширения кругозора: представление о предметах быта русского народа, о разнообразных способах изготовления поясов; назначение предметов и действия с ними;

    - развитие лексико-грамматической стороны речи: обогащение активного словаря детей за счет слов: веретено, плетение, свивание, ткачество, ткань, сотканный, бердышко, челнок и пассивного словаря за счет слов: ремесло, кузнец, гончар, ткачиха, прялка, прясть.

            3.  Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и желание на         предметно-эмоциональную деятельность.   

              Коррекционные задачи:

    Развитие зрительно-моторной координации:

    - развивать моторную память (свивание, работа с челноком, плетение);

    - совершенствовать сенсомоторные способности, развивать ловкость, ритмичность действий рук под контролем зрения (смена действий рук во время ткачества);

    - активизировать контролирующую функцию зрения (скручивание нити на веретено, плетение косички, смена цвета ниток при ткачестве).

                                                             Ход занятия.

                                                                1

         - Ребята, посмотрите, какие нарядные куклы Ваня и Маша. Они, видно, на праздник собирались. Все недавно праздновали праздник поздней осени – Кузьминки. Назван он в честь святых Кузьмы и Демьяна. Они были покровителями ремёсел. А какие ремёсла вы знаете на Руси.

         - (Кузнец, гончар, столяр, плотник, игрушечных дел мастер, ткачиха и т.д.).

         С этого дня все садились за своё ремесло, т.к. наступали длинные зимние вечера, и люди были свободны от работ в поле и огороде. Женщины принимались за рукоделие: прясть, вышивать, ткать, плести.

         - Посмотрите внимательно на кукол и скажите, пожалуйста, какой детали в костюме у них не хватает?

         - Правильно, пояса. А ведь без пояса раньше нежелательно было даже из дома выходить. Расскажите, какое значение имел пояс в русском костюме? Зачем он был нужен?      

         - (Пояс был украшением костюма – богатые кисти на конце рассказывали о благосостоянии, о богатстве хозяина. Пояс служил заменой кармана: к нему подвешивали кошелек, гребень, ключи, нож, ложку и т.п.).

         Верили люди, что пояс оберегал от всего плохого, недаром самыми первыми     подарками у новорождённого ребёнка были поясок и рубашечка.

         - Мы с вами тоже сегодня займёмся ремеслом. Напомним Ване и Маше какими способами можно изготовить пояс.

                                                                          2

         - Чтобы изготовить пояс, нам понадобятся нитки. А мы с вами знаем, как раньше получали нитки. Вспомните, что необходимо мастерице для этого?

         - Правильно, нужна прялочка. А как называлась широкая часть прялочки, куда привязывали нить? (зеркальце).

         - Куда садилась женщина? (на донце).

         - Откуда вытягивалась нить? (из бородки – кудель).

         - А конец нити куда привязывается? (к веретену).

         - Отгадайте загадку:

              Скачу по горнице с работою моею.

              Чем больше кручусь,

               Тем больше становлюсь.

                                                                    (веретено)

         - Правильно, веретено. Нитку получали с помощью кручения и вращения веретена путем свивания волокон.

         - Сейчас мы посоревнуемся, кто из вас сможет быстрее скрутить нить на веретено. У каждого в руках веретено с привязанной нитью. На конце нити – бусинка. Все одновременно начинаем скручивать нить. Победит тот, у кого быстрее всех бусинка коснется веретена.

         - Садимся на лавочку. Веретено вращаем вправо, одновременно придерживая нить левой рукой. Веретено опирается на колено. Глазами следим за бусинкой.

                                                                               3

         Нитки человек получил с помощью кручения веретена. Если готовые нить перевить или переплести, то получатся различные варианты изготовления пояса.

         - Кто из вас может показать, как получается пояс из двух нитей?

    Этот способ называется «свивание».

         - А кто-то покажет, как можно получить пояс из трёх нитей?

         - А  этот способ как называется? Правильно, плетение.

         - Давайте, сравним пояса по длине. Какой пояс длиннее? Какой короче?

                                                                             4

         - Вспомните, на прошлом занятии мы с вами переплетали ленты через рамку. Как называется этот вид работы? Правильно, ткачество. Мы с вами вручную ткали коврик. Чтобы не переплетать нити вручную, человек изобрёл себе помощников. Отгадайте загадку:

                        Речка течёт, рыбка играет,

                        А за нею лёд замерзает.

                                                                          (бердо)

         - Правильно, бердо – маленький ткацкий станок. Для чего он нужен?

         - Да, на нём можно ткать. А мы с вами покажем ещё один вариант изготовления пояса. Мы будем ткать пояс на бердышке. Я сейчас сяду за станок, а вы расскажите, как он работает.

    (Бердо похоже на гребень, расчёску с дырочками в зубчиках. Оно может то подниматься, то опускаться. Когда оно поднимается, то меняется цвет заправленных ниток. Между нитками открывается зев-рот. Через зев проплывает челнок (рыбка) с одной стороны на другую. Когда челнок проплывёт, надо поменять направление бердышка, и при этом сменится цвет ниток. Рукой можно проверить плотность ткачества.)

         Дети самостоятельно начинают ткать на бердышке.

         - Пояс должен получиться аккуратным, красивым, ровным, поэтому не спешите, следите внимательно за сменой направления берды, не затягивайте нить челнока. Помните: к большому терпенью придёт и уменье.

         После работы предложить детям отдохнуть.

         - Русская пословица говорит: «У всякого дела – свои пределы…». Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.

         - Мы сегодня с вами потрудились на славу, вспомнили разные способы изготовления поясков. Какие же это способы?

         - Да, правильно: свивание, плетение, ткачество. Ну, а теперь, давайте, поиграем в игру «Заплетём поясок».

         (Игра проходит в большом пространстве).

                                           Предварительная работа.

    1. Экскурсия в деревню Шуваловка.
    2. Занятие по теме «Знакомство с ремёслами».
    3. Занятие по теме «Русский народный костюм».
    4. Знакомство с предметами быта: прялка, веретено, ткацкий станок, бердышко.
    5. Практические занятия: плетение косички, свивание нити, ткачество на раме, ткачество на берде.    

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"

    Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....

    Конспект занятия по творческому труду во второй младшей группе " Колобок на окошке "

    Перед занятием воспитатель вспоминает сказку " Колобок " Дети рассматривают колобка , рисуют его ,разукрашивают .рисуют окошки на которых лежит колобок.Расскрашивают их.Заучивают стишки про колобка, с...

    Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием опорных схем в старшей группе «Приглашение в зимний лес»

    Познакомить детей с интересной формой работы-интервью.Учить детей вести диалог ,уметь задавать вопросы.Расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, используя опорные схемы.Вызвать у дете...

    Конспект занятия по творческому рассказыванию «Как Дед Мороз пришёл к нам на новогоднюю ёлку» с детьми 5-7 лет

    Программное содержание:1.Учить детей придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, используя коллективный способ составления рассказа;     формировать умение искать ответы...

    Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"

    Развиваем творческие способности детей...

    Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст

    Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2.     Учить д...