Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в творческой мастерской «Русская изба» для детей подготовительной группы.

Педагог дополнительного образования Бехтерева Л.Н.  ГДОУ  № 24 Василеостровского района для детей с нарушением зрения.

                                                   Тема: «БОГАТЫРИ»

Цель: Воспитание патриотического чувства, интереса к истории России, к рукотворчеству русского народа.

Задачи: 

1. Продолжать развивать представления детей о первых защитниках России – богатырях.                                                                                                                                                        2. Формировать практические умения и навыки в изготовлении образа человека из природного материала (лыко).                                                                                                                3. Коррекционные задачи: продолжать активизировать зрительное восприятие, развивать точность и координированность мелкой моторики, развивать глазомер.                                  4. Активизировать словарь детей за счёт слов: доспехи, кольчуга, шлем, бармица, щит, копьё, колчан, стрелы, булава, лук, былины, гусли.

                                               Февраль 2009 г.

                                   

                                                     Вводная часть

- Какой скоро будет праздник? – День защитников отечества.                                                        - А знаете ли вы, как назывался самый первый защитник на земле русской?

                                                                   Ход

                                                                 I часть

Показ картины Васнецова «Богатыри» (картина прикрыта листом с вырезанными геометрическими окошками).

- Посмотрите внимательно на эти детали картины. Узнали вы, что там изображено?             - Что ты увидел? (меч)                                                                                                                                    - А ты? (копьё)                                                                                                                                                 - А ты? (щит, коня)                                                                                                                                         - Кто изображен на этой картине? (богатыри)

Лист с прорезями снимается.

Педагог: - Как художник назвал картину? Как фамилия художника?                                            Дети: - «Богатыри». Васнецов.                                                                                                              Педагог: - Назовите, как зовут богатырей?                                                                                     Дети: - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Педагог: - Много песен-былин сложил народ про русских богатырей. Переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были. Были – потому, что мы верим в существование богатырей в прошлом, верим, что всё рассказываемое действительно было. Может быть, в былях что-то чуточку приукрашено и преувеличено. Но мы так делаем всегда, когда говорим о добром человеке и о его славных делах…

Педагог: - Крепкой богатырской заставой стоят на границе русской земли славные, могучие богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посередине на вороном коне «атаман большой, крестьянский сын» - Илья Муромец. Конь у него добрый, богатырский, выгнул шею колесом, сверкает распалённым глазом. С таким конём не пропадёшь: «с горы на гору он перескакивает, с холмов на холмы перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам – зорко следит вдаль, высматривает, нет ли где врага.                                           (Почему «Муромец»? – Из Мурома).

Педагог: - Отрывок из былины прочитает …… .                                                                                Дети:                       Илья Муромец.                                                                                                       Под бронёй с простым набором,                                                                                                     Хлеба кус жуя,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В жаркий полдень едет бором                                                                                                    Дедушка Илья;

Едет бором, только слышно,                                                                                                                  Как бряцает бронь,                                                                                                                              Топчет папоротник пышный                                                                                                  Богатырский конь.

Педагог: - Какими подвигами прославился Илья Муромец?                                                     Дети: - Победил Соловья разбойника, победил Калин-царя, прогнал татар-царевичей.

Педагог: - По правую руку на белом мохнатом коне – богатырь Добрыня Никитич. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою силён, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка».                                                                                                       - Отрывок из песни матери Мамелфы Тимофеевны прочитает ….. .

… Уродился ты хорош, пригож,                                                                                                     Будешь счастливый, талантливый,                                                                                                        На работе ты ретивый да заботливый,                                                                                             Свет Добрыня Никитич!

Ты с людьми говорливый да приветливый,                                                                                           У родителей любимый да почётливый.                                                                                       Красна девица полюбит тебя,                                                                                                        Добры люди позавидуют!

Педагог: - О каких подвигах Добрыни Никитича вы слышали?                                                 (Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча).

Педагог: - Налево от Ильи на золотистом коне самый младший богатырь – Алёша Попович (Почему «Попович»? – Сын попа).                                                                                                            – Прочитает отрывок из былины …..

Надевал Алёша латы кольчужные,                                                                                              Застёгивал пуговки жемчужные                                                                                                              И нагрудничек булатный                                                                                                                            И брал свою сбрую богатырскую:                                                                                                         Во-первых, копьё долгомерное,                                                                                                           Во-вторых, саблю острую,                                                                                                                       Во-третьих, палицу боевую,                                                                                                                                              В налушничек тугой лук                                                                                                                                     Да двенадцать стрелочек калёных;                                                                                                               Не забыл кинжалище, свой острый нож.

Только видели удала, как в стремена вступил,                                                                                       А не видели поездки богатырския.

Педагог: - Расскажите, какими подвигами прославился Алёша Попович (Алёша Попович и Тугарин Змеёвич).

А и сильные, могучие богатыри                                                                                                                      На славной Руси!                                                                                                                                           Не скакать врагам                                                                                                                                               По нашей земле!                                                                                                                                            Не топтать их коням                                                                                                                                 Землю русскую!                                                                                                                                             Не затмить им                                                                                                                                                   Солнце наше красное!

                                                                   II часть

Педагог: - На прошлых занятиях мы с вами мастерили коней. Из какого материала они сделаны? (лыко).                                                                                                                                                                 – Что такое лыко?  (Волокнистая внутренняя часть коры липы; молодой луб, мягкий подкорковый слой дерева).                                                                                                                             – Что за чудо - кони получились у вас! Молодцы.                                                                                                  – Сегодня каждый из вас смастерит богатыря.

Но сначала надо подготовиться, сделать гимнастику для пальчиков.                                                                                                                       «Хлопки»: растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, но пальцы обеих рук должны соприкасаться.                                                                                                                                 «Давай обнимемся»: ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней.                                                                                                        

                                                                III часть

                                                            Выполнение

Педагог: - Для изготовления богатырей нам понадобятся нитки и лыко. Для придания пучку лыка подобия человеческой фигурки его надо слегка скрутить, согнуть пополам. Затем перетянуть ниткой так, чтобы обозначилась область шеи.                                                    – Второй пучок послужит для изготовления рук. Разделите нижнюю часть пучка лыка и посередине вставьте руки, расположив их горизонтально как можно ближе к шее. Под руками надо завязать нитку способом «крест-накрест».                                                                                – Пока получилась кукла, напоминающая нам женский образ. Как сделать ноги богатырю? – Правильно, разделить область «юбки» пополам, раздвинув лыко влево и вправо.                   – Каждую ногу обмотаем ниткой, чтобы фигурка получилась устойчивой. Для этого зажмите весь пучок левой ноги в кулак. Под большой палец руки подложите короткий кончик нитки от клубка, а оставшейся нитью обматываем весь пучок сверху донизу. Когда вся нога будет обмотана, обрежьте нить от клубка и завяжите обрезанный конец и конец, находящийся под большим пальцем на 2-3 узла. Точно таким же способом обматываем руки.

                                                                IV часть

                                                    Физкультурная пауза.

                                                    «Снаряди богатыря»

Педагог: - Сейчас мы с вами будем снаряжать богатыря воинскими доспехами и оружием. Для того, чтобы защитить тело, что надо одеть?                                                                                      Дети: - Кольчугу.                                                                                                                                            Педагог: - Кольчуга сплеталась из мелких колец (до 23-и тысяч) и представляла собой рубаху с короткими или длинными рукавами. Длина рубахи доходила до коленей. Часто кольчугу надевали на плотную рубаху, подбитую волосом или ватой.                                              - Кольчугу подпоясывали чем?                                                                                                                       Дети: - Поясом.                                                                                                                                                Педагог: - Чем защищали голову?                                                                                                               Дети: - Шлемом.                                                                                                                                                                Педагог: - Для защиты шеи служила кольчужная сетка – бармица.                                                             – Какое оружие будет у нашего богатыря?                                                                                               Дети: - Щит.                                                                                                                                                     Педагог: - Для чего он служил?                                                                                                                Дети: - Для защиты воина от удара в бою.                                                                                                      – А ещё: меч, палица, булава.                                                                                                                               – Лук в налучнике.                                                                                                                                               – Сумка для хранения стрел – колчан.

                                                                 V часть

Педагог: - Оденьте вашего богатыря в высокие доспехи. Сначала через голову оденьте кольчугу, и затем надо подпоясать богатыря поясом.                                                                       – Что вы оденете на голову? (Шлем с сеткой - бармицей).                                                                                           – Выберите оружие для вашего воина.                                                                                                             – Какое оружие ты выбрал?                                                                                                                                     – Поставьте богатырей рядом с вашим конём.                                                                                                – Молодцы. Рядом с чудо - конями появились чудо-богатыри – смелые защитники нашей Руси.                                                                                                                                                                          – Какие пословицы вы знаете о богатырях и их смелости?

Дети читают пословицы:

«Славна богатырями земля русская» (русская).                                                                                               «Не родом богатырь славен, а подвигом» (русская).                                                                         «Богатырская рука однажды бьёт» (русская).                                                                                                «Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает» (карельская).                        «Где смелость – там и победа» (русская).                                                                                               «Смелому победа идёт навстречу» (русская).                                                                                     «Смелого, да умного и страх не возьмёт, и враг не победит» (русская).                                          «Кто смело с врагом бьётся, победителем остаётся» (русская).                                                        «Смелым быть – победу добыть» (русская).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

Конспект занятия по творческому труду во второй младшей группе " Колобок на окошке "

Перед занятием воспитатель вспоминает сказку " Колобок " Дети рассматривают колобка , рисуют его ,разукрашивают .рисуют окошки на которых лежит колобок.Расскрашивают их.Заучивают стишки про колобка, с...

Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием опорных схем в старшей группе «Приглашение в зимний лес»

Познакомить детей с интересной формой работы-интервью.Учить детей вести диалог ,уметь задавать вопросы.Расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, используя опорные схемы.Вызвать у дете...

Конспект занятия по творческому рассказыванию «Как Дед Мороз пришёл к нам на новогоднюю ёлку» с детьми 5-7 лет

Программное содержание:1.Учить детей придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, используя коллективный способ составления рассказа;     формировать умение искать ответы...

Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"

Развиваем творческие способности детей...

Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2.     Учить д...