"Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Хунчугеш» с.Эрги-Барлык
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема занятия:
«Волшебная вода»
Ламажык Надежда Даниловна,
Воспитатель
с. Эрги-Барлык 2020 год
Образовательные области: Познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".
Вид занятия: опытно- экспериментальная
Формы образовательной деятельности: познавательно- исследовательская
Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи
Образовательные:
-Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.
-Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (снег, лед, пар и т. д.)
-Развивать речь детей, активизировать их словарь: модель, глобус.
Воспитательные:
-развивать у детей слуховое внимание, мелкую моторику рук.
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
-развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
Развивающие:
-развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи; делать выводы.
-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-воспитывать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Планируемый результат: Все дети смогут рассказать, почему человеку необходимо вода. Любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
Оборудование: телевизор, презентация, глобус, бутылочка с водой, вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, пакетики чая, лед, прозрачные стаканчики и чайные ложки по количеству детей, полоски белого, синего, желтого цвета, мел, салфетки.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | Время | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
1. | Вводная часть Организационный момент | - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. | (Дети здороваются и садятся на стульчики). | 1,5мин |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и создание детьми цели занятия | - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем будет наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Она и в озере, она и в лужице, она снежинками над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она и в реченьке бежит, журчит…» - Что это? (вода). -Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить. Вода – очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Как вы думаете, из чего она состоит? (из капелек) -Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды и ее свойствами. | вода (из капелек) (ответы детей.) | |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД |
-Сейчас мы с вами будем экспериментировать с водой, чтобы узнать её свойства. Опыт№1. Вода –это жидкость. На ваших столах стоит бутылочка с водой. Работаем в парах. Аккуратно налейте из бутылочки воду в стакан. Один человек наливает из бутылочки, другой – держит стаканчик, чтобы он не опрокинулся. Так мы рассмотрим первое свойство воды. Вода это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Что еще можно сделать с водой? (Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. – Как вы думаете, имеет ли вода вкус? Запах? (Предположения детей) Опыт№2. Вода не имеет вкуса и запаха. - Проведем второй опыт. Есть ли вкус у воды? Итак, я пробую воду. Я думаю, что у воды вкуса -нет. А теперь вы попробуйте, есть ли у нее вкус? Вода не имеет вкуса. Ребята, а как вы думаете у воды есть запах? Понюхайте воду. ( У воды нет запаха нет). Вывод: Вода без вкуса и запаха (вывешивается свойство – не имеет цвета, запаха) Физкультминутка для глаз. -Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Ребята давайте встанем и немного отдохнем . Опыт № 3.Вода прозрачная. – Положите в стакан с водой ложку. Можно ее увидеть через стакан? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность) Вывод: Вода прозрачна (вывешивается свойство – «прозрачная») – Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать? ( вода не имеет никакого цвета) Вывод: вода бесцветна (вывешивается свойство –«бесцветная») Опыт № 4. Что растворяется в воде?. –Проведем следующий опыт. Положите в стакан с водой немного соли, размешайте её. Что вы видите. ( Вода стала мутной). Попробуйте. Какой она стала? (Вода стала соленой). Куда делась соль? ( Она растворилась в воде) - Налейте воду в стакан, в котором лежит сахар. Я добавляю вам теплой воды. Размешайте сахар. Попробуйте. Где сахар? (Он растворился) Вкус воды изменился? (Она стала сладкой) Положите чай. - Изменился ли цвет воды? Теперь чай сладкий. - Что произошло с солью, сахаром? ( Они растворились) Вывод: Вода является растворителем некоторых веществ. Но не всех. Например, мел не растворяется. Показать стакан с водой и мелом. К сожалению, мы не можем попробовать все вещества. Итак, какие свойства имеет вода? Вода без вкуса и запаха, жидкая, прозрачная, растворяет некоторые вещества. 2.Капелька волшебная – Волшебная капелька о себе говорит так: ( стихотворение сопровождается иллюстрациями) Я и стужа и туман, – Как это понять?() Хотите проверить, так ли это? Опыт № 5. Лед- твердая вода. (Воспитатель раздает всем детям на блюдце кусочки льда). Ребята мы говорили что вода жидкая, а сейчас вода в каком состояние? (Она стала твердой). - Что у вас на тарелочках? (лед) Какой он? (холодный, твердый) - Возьмите лед в руку. Что происходит со льдом? (Он тает) - Что остается в руке? (Вода. Лед превратился в воду.) Почему он растаял? ( Наши ладошки теплые, поэтому лед тает). - Значит, лед – это замерзшая вода. - Что мы видим, когда чайник кипит? ( Над носиком пар). Проверим, действительно ли пар – это вода? Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Что вы видите на стекле? (Образовались капли воды). Верно, вода может превратиться в пар. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. Делаем вывод: И пар, и лед, и снег – это разные состояния воды. Какой может быть вода? Она может быть жидкой, паром и может быть льдом. -А теперь нам нужно снова отдохнуть. 3. Капелька бережливая принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз. - Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Вода на глобусе – это моря, океаны, реки. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах соленая. Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Жить и питаться в соленой воде могут только морские обитатели. Людям такую воду употреблять невозможно, поэтому в деревне, в поселках из чего берут воду? Питьевую воду нужно беречь. -Беречь воду- это значит беречь здоровье, красоту окружающей природы. |
(В стакан, в ведро, в бутылку, в тарелку) (Предположения детей) Вода стала мутной Вода стала соленой Она растворилась в воде Он растворился Она стала сладкой Они растворились Лед холодный, твердый Он тает Вода Над носиком пар из скважин | |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | - Мы заканчиваем работу в нашей Лаборатории. Давайте вспомним, какие свойства воды мы сегодня узнали? -Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. Вода без вкуса и запаха, вода прозрачна, бесцветна, вода является растворителем некоторых веществ. Но не всех. - В каких состояниях она бывает? (используются картинки-опоры) -Она может быть жидкой, паром и может быть льдом. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода». Звучит запись журчания ручья - Вы слыхали о воде? - Говорят она везде: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить - Без неё нам не прожить. -Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. -Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами. | Ответы детей | |
5. | Рефлексия | - Если вам понравилось быть исследователями, вы много интересного узнали о воде и даже можете дома рассказать о превращениях капельки, поднимите веселую капельку. Если вам не понравились опыты, ничего нового вы не узнали, вам было скучно– поднимите грустную тучку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"
Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...
Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".
Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....
Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»
Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...
НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")
НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...
Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ
Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...
Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка
Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...