"Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ламажык Надежда Даниловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Хунчугеш» с.Эрги-Барлык

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема занятия:

«Волшебная вода»

Ламажык Надежда Даниловна,

Воспитатель

с. Эрги-Барлык 2020 год

Образовательные области: Познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". 

Вид занятия: опытно- экспериментальная

Формы образовательной деятельности: познавательно-  исследовательская

Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Задачи

Образовательные: 

-Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.

-Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (снег, лед, пар и т. д.)

-Развивать речь детей, активизировать их словарь: модель, глобус.

Воспитательные: 

-развивать у детей слуховое внимание, мелкую моторику рук.

-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

-развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.

Развивающие: 

 -развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи; делать выводы.

-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

-воспитывать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Планируемый результат: Все дети смогут рассказать, почему человеку необходимо вода. Любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

Оборудование: телевизор, презентация,  глобус, бутылочка с водой, вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, пакетики чая, лед, прозрачные стаканчики и чайные ложки по количеству детей, полоски белого, синего, желтого цвета, мел, салфетки.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                           Ход занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть

Организационный момент

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются и садятся на стульчики).

1,5мин

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и создание детьми цели занятия

 - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем будет наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

она снежинками над нами кружится,

она и в чайнике у нас кипит,

она и в реченьке бежит, журчит…»

- Что это? (вода).

-Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить. Вода –  очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

 Как вы думаете, из чего она состоит? (из капелек) 
Скажите, для чего нам нужна вода? (Мы ее используем, когда готовим кушать, когда убираем и стираем, купаемся.) А кому еще нужна вода? (Растениям, животным, птицам). Вода на Земле нужна человеку и всему живому, чтобы расти и развиваться. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей)

 -Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды и ее свойствами. 
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории: нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю. 

вода

(из капелек) 

(ответы детей.)

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения

действий по задачам НОД

  1. Капелька любопытная.

 -Сейчас мы с вами будем экспериментировать с водой, чтобы узнать её свойства.

Опыт№1. Вода –это жидкость.

На ваших столах стоит бутылочка с водой. Работаем в парах. Аккуратно налейте из бутылочки воду в стакан. Один человек наливает из бутылочки, другой – держит стаканчик, чтобы он не опрокинулся. Так мы рассмотрим первое свойство воды. Вода это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?

Что еще можно сделать с водой? (Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой).

Выводвода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

– Как вы думаете, имеет ли вода вкус? Запах? (Предположения детей)

Опыт№2. Вода не имеет вкуса и запаха.

- Проведем второй опыт. Есть ли вкус у воды? Итак, я пробую воду. Я думаю, что у воды вкуса -нет. А теперь вы попробуйте, есть ли у нее вкус? Вода не имеет вкуса. Ребята, а как вы думаете у воды есть запах? Понюхайте воду. ( У воды нет запаха нет).

Вывод: Вода без вкуса и запаха (вывешивается свойство – не имеет цвета, запаха)

Физкультминутка для глаз.

 -Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Ребята давайте встанем  и немного отдохнем .

Опыт № 3.Вода прозрачная.

– Положите в стакан с водой ложку. Можно ее увидеть через стакан? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)

Вывод: Вода прозрачна  (вывешивается свойство – «прозрачная»)

– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать? ( вода не имеет никакого цвета)

Вывод:  вода бесцветна (вывешивается свойство –«бесцветная»)

Опыт № 4. Что растворяется в воде?.

–Проведем следующий опыт. Положите в стакан с водой немного соли, размешайте её. Что вы видите. ( Вода стала мутной). Попробуйте. Какой она стала? (Вода стала соленой). Куда делась соль? ( Она растворилась в воде)

- Налейте воду в стакан, в котором лежит сахар. Я добавляю вам теплой воды. Размешайте сахар. Попробуйте. Где сахар? (Он растворился) Вкус воды изменился? (Она стала сладкой) Положите чай.

- Изменился ли цвет воды? Теперь чай сладкий.

- Что произошло с солью, сахаром? ( Они растворились)

Вывод: Вода является растворителем некоторых веществ. Но не всех. Например, мел не растворяется. Показать стакан с водой и мелом. К сожалению, мы не можем попробовать все вещества.

Итак, какие свойства имеет вода? Вода без вкуса и запаха, жидкая, прозрачная, растворяет некоторые вещества.

2.Капелька волшебная

– Волшебная капелька о себе говорит так:

( стихотворение сопровождается иллюстрациями)

Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять?() Хотите проверить, так ли это?

Опыт № 5. Лед- твердая вода.

(Воспитатель раздает всем детям на блюдце кусочки льда).

Ребята мы говорили что вода жидкая, а сейчас вода в каком состояние? (Она стала твердой).

- Что у вас на тарелочках? (лед) Какой он? (холодный, твердый)

- Возьмите лед в руку. Что происходит со льдом? (Он тает)

- Что остается в руке? (Вода. Лед превратился в воду.) Почему он растаял?      ( Наши ладошки теплые, поэтому лед тает).

- Значит, лед – это замерзшая вода.

- Что мы видим, когда чайник кипит? ( Над носиком пар). Проверим, действительно ли пар – это вода? Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Что вы видите на стекле? (Образовались капли воды). Верно, вода может превратиться в пар. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар.

Делаем вывод: И пар, и лед, и снег – это разные состояния воды. Какой может быть вода? Она может быть жидкой, паром и может быть льдом.

 -А теперь нам нужно снова отдохнуть. 
Физкультминутка «Капельки прыг-прыг!»
- Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

3. Капелька бережливая принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

- Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Вода на глобусе – это моря, океаны, реки. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах соленая. Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Жить и питаться в соленой воде могут только морские обитатели. Людям такую воду употреблять невозможно, поэтому в деревне, в поселках из чего берут воду? Питьевую воду нужно беречь.

-Беречь воду- это значит беречь здоровье, красоту окружающей природы.

 

(В стакан, в ведро, в бутылку, в тарелку)

(Предположения детей)

Вода стала мутной

Вода стала соленой

Она растворилась в воде

Он растворился

Она стала сладкой

Они растворились

Лед

холодный, твердый

Он тает

Вода

 Над носиком пар

из скважин

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Мы заканчиваем работу в нашей Лаборатории. Давайте вспомним, какие свойства воды мы сегодня узнали?

-Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать.

Вода без вкуса и запаха, вода прозрачна, бесцветна, вода является растворителем некоторых веществ. Но не всех.

- В каких состояниях она бывает? (используются картинки-опоры)

-Она может быть жидкой, паром и может быть льдом.

 Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Звучит запись журчания ручья

- Вы слыхали о воде?

- Говорят она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить -

Без неё нам не прожить.

-Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

        Ответы детей

5.

               Рефлексия

- Если вам понравилось быть исследователями, вы много интересного узнали о воде и даже можете дома рассказать о превращениях капельки, поднимите веселую капельку.

Если вам не понравились опыты, ничего нового вы не узнали, вам было скучно– поднимите грустную тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...