Проект " Что мы знаем о воде?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Махаева Юлия Леонидовна

Если посмотреть на глобус , мы увидим , что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек . Вода- источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины , а именно воде. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_my_znaem_o_vode.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  Школа  № 1454 «Тимирязевская»

ДОП «Дмитровская,15»

ПРОЕКТ

«Что мы знаем

о воде?»

5-6 лет (старшая группа)

        

Выполнили:

Махаева Ю.Л.

Петрова Н.Е.

Москва, 2022

Вид проекта: долгосрочный (октябрь-май)

Тип проекта: Исследовательско-творческий

Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители

Введение

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

В нашей привычной  жизни мы редко задумываемся о воде и ее существенной роли  .  А  ведь тем не менее, ничто живое на Земле  не появляется , не развивается  и не существует  без воды. Вода в жизни любого человека , да и  всего живого на Земле играет огромнейшую  роль. Вода – это наша  жизнь! На первый взгляд вода – это простое вещество, но при этом она обладает необычными  свойствами, которые не перестают удивлять людей. Изучение свойств воды каждый раз  открывает нам все новые и новые тайны и интригует нас   новыми  загадками.


Актуальность: Проект «Что мы знаем о воде?» разработан в связи с особой актуальностью проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Он направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого.    Каждый день мы пользуемся водой: умываемся, моемся, чистим зубы, моем руки, готовим на ней. Но, практически никто не задумывается, какими свойствами она обладает , откуда берется  каким образом попадает в наши дома? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, что вдруг воды вообще  не станет?

Чтобы получить ответы  на эти вопросы мы  и разработали проект , который позволит расширить и углубить знания детей о воде. У детей сформируются  навыки экологически грамотного отношения в быту, они научатся  бережно и экономно относиться к воде. В процессе реализации нашего  проекта мы обратим внимание на то, что даже такой , казалось бы. привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и загадочного.

Проблема: Недостаточно бережное отношение к воде, отсутствие у них представлений о значении воды в жизни человека, об  источниках загрязнения воды, его последствиях. Не достаточно сформированы представления о свойствах воды.

Цель: 

  • Развивать  интерес у детей к совместной  исследовательской деятельности, а также любознательность, коммуникабельность и  познавательную активность  детей при проведении экспериментов  с водой (умение анализировать, делать выводы на основе практических опытов)
  • Совершенствовать  и уточнять знания о свойствах воды
  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.

Задачи:

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель), о её разных состояниях.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

3. Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.

4. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. 5.Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.

6.Развивать умение работать в группе.

7.Развивать навыки элементарного экспериментирования;

8. Активизировать словарь детей.

Методы и приёмы исследовательской деятельности:

1)беседы с детьми о воде,

2)чтение художественной литературы,

3)рассматривание иллюстраций,

4)самостоятельное рисование,

5)заучивание стихотворений о воде,

6)отгадывание загадок,

7)информационные листы для родителей,

8)постановка и решение вопросов проблемного характера,

9)наблюдения,
10) опыты,

11)дидактические игры,

12)игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,

13)трудовые поручения, действия,

14)моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе,
15) постановка и решение вопросов проблемного характера.

  • Продукты проекта:

Брошюра для родителей «Эксперимент в детском саду».

Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»

Плакаты на тему: «Где живёт вода?», «Берегите воду», «Вода – это жизнь»

Предполагаемый результат:

Для детей

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Для педагогов

- Повышение педагогического мастерства в теме: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределение  между детьми и родителями.

- Оформление проекта;

Для родителей

- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

2. План этапов реализации проекта

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов.

1.Вхождение в проблему проекта.

Постановка проблемы: «Почему необходимо беречь воду. Решили на собственном опыте убедиться как нужна вода для всех организмов в мире, с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

2.Дети принимают задачи, предложенные воспитателем.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: Для чего нужна вода? Непонимание ребёнком ценности воды.

 Работа с родителями:

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Размещение  информации по теме бесед, занятий, опытов с водой.

Распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставки «Для чего нужна вода?»

Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».

Буклет для родителей.

 Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

 

Основной

(практический)

Октябрь

Беседы «Что мы знаем о воде», «Какая бывает вода» «День Моря» .

НОД «Море и его обитатели».

Рассматривание иллюстраций

Чтение рассказа Л. Люшина «Капелька», К. Чуковского «Мойдодыр»

 ЭД «Свойства  воды»
НОД ФЭМП «  Волшебные капельки»

П/игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз», «Караси и    щука».

Продуктивная деятельность / Оригами « Кораблик»

 Художественное творчество (рисование) «Идет дождь»

 Д/и «Что плавает, а что тонет?»

Ноябрь

  1. Беседа «Кому нужна вода» ,  «Почему идет дождь».
  2. Наблюдение за осадками, за лужами.
  3.  Слушанье музыки «Шум прибоя», «Журчание ручья», «Шум дождя».
  4. НОД «Свойства воды»
  5. Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река»
  6. Д/И по теме проекта: «Кто живет в воде» , «Плавает - не плавает»
  7.  Художественное творчество «Аквариум» (коллективное панно)
  8.  Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки»,

Декабрь

  1. Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик»,
  2.  Разгадывание загадок о воде;
  3.  Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если закончилась вода?»
  4.  ОЭД «Тонет или нет (соленая вода)», «Масло и вода не смешиваются»
  5. Участие в конкурсе экологических рисунков «Вода»
  6. Д/и «Знаем, знаем!»
  7.  Беседа «Почему зимой не идет дождь»

Январь

1.  ОЭД «Свойства воды» Опыты со снегом.

3. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

4.Развлечение «Международный день снеговика»

5. Художественное творчество «Снежинка» (рисование)

 6.НОД «Река и ее обитатели»

 7. Чтение рассказа Н. Рыжовой «Как люди речку обидели»

8. ОЭД «Цветные льдинки»

9.Художественное творчество «Рыбки»

10. «Снеговик» (рисование с элементами аппликации)

Февраль

1.Познавательная беседа «Вода нужна растениям»

2.  Опыт «Растение пьет воду» «Твёрдые тела впитывают воду»
«Бумага против воды», «Растворимость продуктов в воде»
3. Наблюдение за осадками, природными явлениями.

4.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.

5. Просмотр презентации «Морские обитатели».

6. Художественное творчество «Осьминожки»

7. Экологическая сказка «История одной капли»                                «

Март

1. Беседа «Кто загрязняет воду»

2. Загадки о воде, водоемах, водных обитателях.

3. Изготовление макета «Водоем»

4. Просмотр презентации «Вода – богатство Земли»

5.НОД .  Исследовательская деятельность: опыты с водой: «Свойства воды», «Очищение воды (фильтрование)», «Проращивание семян».

6.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок

7.Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».

8.Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».

9. Чтение : К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»

 Апрель

  1. Сообщение 1 ребенка на тему «История строительства первого водопровода в Москве».

     2. Беседа «Берегите воду»

  1. Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
  2. Изготовление пособия «Значение и польза воды»

      5.  НОД «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

     6. Художественное творчество «Зеленая лягушка», «На пруду» (Стрекоза)

       7. Игры «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Водовозы».

  1. Занятие по ознакомлению с окружающим «Вода в жизни человека».
  2. Беседы: «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье»
  3. Словесная игра: «Подскажи словечко».

Май

  1. Досуг  «Волшебница – вода».
  2.  Презентация рисунков на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».    
  3.  Беседа о правилах поведения на водоемах.
  4. Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри»; «Не зевай, а за нами повторяй», «Солнце, дождик, ветер»
  5.  Фотовыставка «Вода, вода, кругом вода»
  6. Чтение экологической сказки «Живительная сила воды»
  7. Рисование плакатов об охране воды
  8. Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Весенний  дождь»
  9. «Происшествие на  маленькой речке» ( рассказа Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»).

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия)

Презентация рисунков  тему «Для чего нужна вода и ее охрана » и его представление для детей других групп.

Активное участие в итоговом занятии

Подготовить детей для проведения презентации собственных плакатов.

Игровое занятие «Происшествие на маленькой речке» (по мотивам рассказа Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»)

Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта.

Помощь в оформлении    презентации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

Презентация проекта "Люби и знай свой поселок"

Автор: Балеевских Вера Анатольевна, Пермский край, п.Октябрьский Формат: ppt.+doc. в архиве rar. Размер: 6,07 Мб Презентация - скачать с narod.yandex.ru/ Знакомство детей старшего дошкольног...

ПРОЕКТ "А я знаю наизусть"

Совместная деятельность педагога, родителей и детей....

Инновационный проект "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДИНУ"

Актуальность проектаО важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтом...

Проект: "Что я знаю о себе? Мой организм."

Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью "Что я знаю о себе? Мой организм.» ...

Проект "Что я знаю о себе: Мой организм" работа с педагогами и родителями.

Проект предназначен для детей с 4х-до 7ми лет. Работа начинается с подборки материалов для детей и родителей. Проект долгосрочный, расчитан на три года. Даёт знания о организме человека и строениичело...