Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Что делать с отходами?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Помогаева Ульяна Алексеевна

Данный проект прелставлен для возможности реализации с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx262.95 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        ………………………………………………………………СТР. 3

АКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………СТР. 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА…………………………………………………………..СТР. 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………………………….СТР. 4

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………… ..СТР. 4

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ……………………………………..СТР. 5

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………….СТР. 5

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ………………………………………………….СТР. 6

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...СТР. 6

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….СТР. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ №1………………………………………………………..СТР. 7

ВВЕДЕНИЕ  

Мусор в настоящее время стал проблемой государственного масштаба.                      С каждым годом его становится все больше. Лидерами по «производству» отходов являются крупные города России, не исключение и город Москва. Статистика приводит неутешительные данные: на каждого жителя страны приходится от 400 кг различных отходов. Причём сюда входят как пищевые, так и те, которые подлежат переработке:

пластмасса;

бумага;

стекло;

металл.

Фактически, мы выбрасываем ценные ресурсы на свалку. И страшно не только это. Смешиваясь и подвергаясь действию солнечных лучей, отбросы выделяют ядовитые вещества, загрязняя атмосферу, грунт и воду. Нередки и случаи самовозгорания такого «мусорного пирога», отчего ущерб окружающей среде возрастает в десятки раз. Однако главной проблемой является скорее не наличие отходов, а неумение грамотно ими распорядиться.

С 1 января 2019 в силу вступил Федеральный закон о раздельном сборе, который направлен на радикальное изменение сложившейся ситуации. До 2019 года не проводились работы по популяризации сортировки и разумного потребления среди населения.  Непосредственной причиной участия в проекте “Что делать с отходами?”  является желание подвести детей к осознанному подходу к окружающему миру, что позволит им подняться на новый уровень развития экологической культуры. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Программа ФГОС предусматривает одним из приоритетным направлением                               в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром работу по экологическому воспитанию. Развивать представления о том, что человек - часть природы. В современных же условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью проекта является приобретение опыта экологически направленной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста в образовательных организациях посредством вовлечения в проектную деятельность;

Распространение опыта по реализации проекта среди педагогов, а также использование родителями в воспитании подрастающего поколения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Расширять знания об экологических представлениях — ознакомление дошкольников с живой и неживой природой и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
  • Информирование участников проекта и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;
  • Привлечение внимания жителей микрорайона к проблеме раздельного сбора отходов.
  •  Выработка механизма по раздельному сбору бытовых отходов, мотивация родителей и привлечь их к участию в раздельном сборе - отходов.
  • Разработать и реализовать креативный подход к повторному использованию вторсырья с участниками проекта и их родителей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

  1. Разработка педагогами проекта «Что делать с отходами?»
  2. Создание команды участников проекта «Юные экологи-2022»
  3. Подготовка и разработка теоретического материала для работы                          с дошкольниками с использованием материалов использованием материалов методического комплекта «Юные экологи Москвы» https://www.mospriroda.ru/ (раздел «Онлайн-библиотека»).

            Основной этап

  1. Проведение занятий, дидактических игр, эвристических бесед на экологические темы; просмотр видеоматериалов о проблемах загрязнения окружающего мира; встреча с волонтерами- активистами движения «Добрые крышечки».
  2. Запуск проекта «Что делать с отходами?» Работа с семьями участников проекта. Реализация осмысленного подхода к сбору и разделению мусора в семьях участников.
  3. Создание и размещение информационно-просветительских материалов (листовок, плакатов) о раздельном сборе мусора в социальных сетях,      на территории микрорайона; участие в экологических акциях.
  4. Разработка и создание из вторсырья (пластиковых крышек) массажных ковриков для профилактики плоскостопия у детей.

Заключительный этап

  1. Подведение итогов.
  2. Разработка экологического проекта для реализации педагогами среди групп старшего дошкольного возраста Школы № 1420 «Что делать            с отходами?»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах, а также креативного подхода к использованию вторсырья в нашей жизни.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Анкетирование родителей с целью изучения личностного отношения к проблеме раздельного сбора мусора, а также предложение принять участие в проекте «Что делать с отходами?»
  • Информационно-просветительская работа с участниками проекта.
  • Встреча с волонтерами – активистами движения «Добрые крышечки» на базе Детской библиотеке № 121.
  • Создание плакатов по теме проекта.
  • Создание листовок и распространение их на информационных стендах микрорайона.
  • Участие в еженедельных акциях «Сделаем город чище!» (сбор ТБО для перерабатывающего завода).
  • Сбор пластиковых крышек для создания массажных ковриков.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В итоге обобщения результатов проекта определено направление дальнейшей

работы и мероприятия экологической направленности.

Рекомендации по реализации проекта педагогами школы №1420 среди групп старшего дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых. В результате проведенной работы дети и взрослые поняли, что нельзя бездумно выбрасывать мусор. Бытовые отходы необходимо сортировать дома                и складывать в специальные контейнеры, что значительно облегчает дальнейшую переработку мусора.  Также креативный подход в работе с вторсырьем.

БИБЛИОГРАФИЯ

Веракса Н.Е. От рождения до школы. -6-е изд., доп.-М., 2020

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - 2-е изд., испр.- М., 2005

Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - изд., испр. - М.,

2008

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Конспект занятия «Что такое экология?»

Цель: Знакомство с понятием Экология. Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Воспитатель. Здравствуйте, «юные экологи». Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи и что такое Экология. ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.

Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. (загадка о глобусе). Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса. Посмотрите на глобус. Какой формы Земля? Какой основной цвет нашей планеты? А что он обозначает?

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?

Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.

ЗАГАДКИ:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

-Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Я и твердой быть могу! (Вода)

- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.  Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, получать электричество с помощью ветряных установок).

- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам, юным экологам, провести в нашей экспериментальной лаборатории несколько интересных опытов.

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом.

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

Воспитатель. Ребята посмотрите, какой ужас. Что же случилось?

Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?

Воспитатель. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях, почве и вредят им.

Воспитатель. Как же защитить воздух от загрязнения?

-Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал?

- Как же защитить водоёмы от загрязнения?

- Ребята, а вы можете показать, как работают очистительные фильтры для воды?

Проводится опыт «Очистка воды»

Воспитатель. А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит? Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научиться сортировать мусор.

Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора»

-Жителям планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя.  Давайте на память оставим им волшебное дерево с листочками-правилами.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель. Все люди должны беречь и охранять планету, на которой живут, ведь все мы являемся частью природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живёт, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках, вкусные и полезные овощи и фрукты. Ребята, а ведь именно этому и учит наука ЭКОЛОГИЯ.

Рефлексия.

  1. Конспект занятия «Спасите планету!»

Цель: Продолжать расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Нам пришло письмо от матушки Природы: «У нас случилась беда. Земля задыхается от мусора, реки становятся грязными, животные и птицы гибнут. Помогите, сделайте нашу землю чище!»

Воспитатель: Откуда мог появится весь этот мусор? Как же это могло произойти ребята? (ответы детей). Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, пакеты, бумагу, пластиковые бутылки, батарейки. Что же делать с этими отходами? Ведь от чистоты окружающей среды зависит наше здоровье.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе придумаем как нам помочь матушке Природе. Но сначала надо выяснить, что происходит с мусором после того, как его собираем из дома?  Давайте проследим этот путь, с помощью игры с карточками которая называется: «Проследи путь мусора».  

Воспитатель: Как вы думаете, если мы будем вывозить весь мусор на свалку, что произойдёт с окружающей средой?

Воспитатель: Может быть лучше сжигать опавшую листву, бумагу, пластмассовые бутылки, пакеты?

Воспитатель: Правильно, при горении пластмассы и полиэтилена образуются опасные вещества. Они отравляют воздух, которым мы дышим.

Воспитатель: А если закапывать стекло, железные банки, пластмассу, батарейки и пакеты? Правильно, они разлагаются долгие годы, загрязняют землю и подземные воды. Как же бороться с накопившейся на свалке мусором?

Воспитатель: Молодцы, в России и во многих странах мира мусор отправляют на переработку. Различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Поэтому люди, выбрасывая мусор, сортируют его и кладут в разные контейнеры.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомни какой мусор мы определим в синий контейнер? (Бумагу). А в оранжевый? (Пластик.) А в зелёный контейнер? (Стекло).

Дидактическая игра «Сортировщики»

Воспитатель: Молодцы! Мусор рассортирован, давайте проверим правильно мы всё сделали. Теперь его можно отправить на мусороперерабатывающие предприятия.

Воспитатель: Это здорово, что перерабатывающие предприятия из мусора делают что-то новое. А ещё можно подарить вторую жизнь некоторым предметам, которые обычно выбрасывают в мусорные ящики в домашних условиях.

Видеопрезентация «Вторая жизнь мусора»

Рефлексия.

  1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вопрос

Варианты ответов

1

Интересуют ли Вас лично проблемы экологии?

Да

Нет

Иногда

2

Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения?

Да

Нет

Иногда

3

Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей?

Да

Нет

Иногда

4

Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребёнка?

Семья

Дет. сад

Совместно

5

Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

Да

Нет

Иногда

6

Соблюдаете ли сами эти правила?

Да

Нет

Иногда

7

Читаете ли Вы ребёнку книги о природе?

Да

Нет

Иногда

8

Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи, видеофильмы о природе?

Да

Нет

Иногда

9

Как проводится утилизация бытовых отходов в вашей семье?

Сортируется

Не сортируется

      частично

10

Готовы ли Вы сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки?

Да

Нет

Иногда

11

Хотела бы ваша семья принять участие в проекте «Что делать с отходами?»

Да

Нет

-

  1. Дидактическая игра «Разноцветные контейнеры»

Цель: формирование основ экологической грамотности и культуры дошкольников, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.

Описание игры: Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия и пр. Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан. Педагог разъясняет назначение каждого контейнера. Далее совместно с детьми происходит сортировка мусора.

  1. Информационные материалы эколого-просветительского проекта «Юные экологи Москвы» (Мосприрода)

--«Откуда берется мусор?»

- «Куда девается мусор?»

- «Что можно сделать из отходов?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."

Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень знаний у детей о природе и животном мире окружающий нас....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"

Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....