«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Чучкова Екатерина Ивановна

«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_chuchkova.docx331.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Она – источник материальных и культурных благ человека. Природа целебна. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение. Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Она – могучий источник познания.

К сожалению, интенсивная деятельность человека непрестанно вносит свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста поможет предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Поэтому так важно изучать ее и заботиться о ее охране.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, часто даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть. Только тогда дети захотят узнать еще больше.

Усвоение детьми экологических знаний тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

В формировании познавательного развития дошкольников главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать и т.д.[a]

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Мною были разработаны дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития и обогащения экологической культуры дошкольников («Путаница», «Билеты», «Дорожки», «Карта экологической тропы» (рис.1), «Карта подводного мира»(рис.2[b])). Все эти дидактические игры можно использовать как в свободной деятельности, так и на занятиях по ознакомлению дошкольников с природой. Когда я использую эти  игры, дети более полно отвечают на поставленные вопросы, могут логически рассуждать, соотносить предмет с картинкой, занятие проходит в активном решении поставленных задач.

G:\самообразование на вышку\для экологии подводный мир\карта подводный мир 1 готова.jpg G:\самообразование на вышку\для экологии подводный мир\карта экологической тропы.jpg[c]

Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, помимо усвоения знаний, стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы[d].

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

Много теории, нужна практика


Конспект НОД. «Прохождение экологической тропы[e]»

Задачи. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы на участке детского сада. Формировать желание вести наблюдения в природе. Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, активность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к природу.

Предварительная работа. Наблюдения в природе. Изображение природы в рисунках. Разучивание стихотворения В. Ванюшева «Подорожник». Рассматривание фотографий альпийских горок.

Материал и оборудование. Природный материал (камни, веточки, шишки, каштаны) и искусственные цветы и веточки для выполнения макетов альпийских горок, карта экологической тропы, блоки Дьенеша.

Ход занятия

Педагог предлагает детям пройти по экологической тропе. Говорит, что только самые внимательные смогут увидеть изменения, которые произошли в природе весной. Предлагает называть признаки весны, проходя каждую видовую точку. А в этом нам поможет карта экологической тропы. Сейчас мы отправимся в точку на карте которая соответствует вот этому блоку. Показ блока. Дети находят точку на карте и идут.

Видовая точка 1.  Зеленая аптека Подорожник

Педагог. Подорожник называется так, потому что он часто растет около дороги. У него большие широкие листья. В мае растение цветет. Листья подорожника прикладывают к ссадинам и царапинам.

Педагог предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворение В. Ванюшева «Подорожник»:

Вырастает подорожник, лишь подходит срок.

На земле сухой и твердой около дорог.

Говорят о нем в народе добрые слова:

Всем поможет подорожник—скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил,

Он тебе залечит рану и прибавит сил.

Стоек наш «мышиный хвостик» —на жаре, в пыли. Эта сила и терпенье от родной земли.

Помогая молча людям, не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Предлагает детям пройти к следующей видовой точке.

Видовая точка 2.  Мудрое дерево. Лиственница

Педагог. Какие признаки весны можно назвать, глядя на лиственницу?

Дети. Лиственница —это листопадное хвойное дерево. Хвоинки—листочки теряет осенью, а по весне, в апреле-мае, распускает новые, ароматные. В конце мая распускаются верхушечные почки и образуются удлиненные побеги. Крона у лиственницы негустая, в форме правильной пирамиды. Весной хвоя светло-зеленая.

Проводится игра «К названному дереву - беги!».

Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Дети внимательно слушают, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегают по сигналу «Раз-два-три — беги!». Около названного растения долго стоять нельзя — можно перебегать к другим деревьям этого вида.

Педагог предлагает детям пройти к следующей видовой точке.

Видовая точка 3. Аллея выпускников. Береза

Педагог. Какие признаки весны можно назвать, глядя на березу?

Дети. Березу называют русской красавицей. Она и впрямь похожа на стройную девушку. В мае на березе распускаются листочки, а когда дерево цветет —появляются сережки. В мае можно собирать березовый сок.

С каждой березы нужно брать немного сока, не более 1 литра, рану тщательно замазывать и благодарить дерево за помощь.

Дети исполняют хоровод вокруг березки под хороводную песню «Ай да березка!» (муз.Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой).

Мы вокруг березки встанем в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоет:

Припев:

Ай да березка,

Белый ствол!

Зеленей,зеленей

Ты листвой!

Яркие платочки в руки мы возьмем,

У березки стройной пляску заведем.

Припев.

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!

Ты без нас, березка, в поле не скучай!»

Припев.

Педагог приглашает детей пройти к следующей видовой точке.

Видовая точка 4. Сиреневая аллея

Педагог. Какие признаки весны можно назвать, глядя на сирень? Дети: Сирень —это кустарник. Она цветет в мае. У сирени крупные соцветия, белые или фиолетовые, разных оттенков. Цветки могут быть с разным количеством лепестков. Аромат сирени очень сильный.

Проводится игра «Лепестки сирени, в цветочек соберитесь!».

Дети-«лепестки» свободно передвигаются по площадке. По сигналу воспитателя (удар в бубен) «Лепестки собираются в цветочек по... (количество лепестков в цветке)» дети быстро собираются в группы по названному количеству и берутся за руки. Игра проводится 3—4 раза.

Видовая точка 5. «Альпийская горка» («Альпинарий»)

Педагог. Какие признаки весны можно назвать, глядя на альпийскую горку?

Дети: Альпинарий или альпийская горка —это искусственно созданная горка, с камнями и растительностью, с маленьким водоемом или ручьем. Для создания горки делают основу из щебенки и битого кирпи-ча. Потом подбирают растения, высаживают их. Горку украшают камнями. Некоторые растения в мае уже цветут.

Педагог предлагает детям объединиться по 4—5 человек и выполнить макеты альпийских горок из природного материала —камней, веточек, шишек, каштанов, искусственных цветочков и веточек.

Все вместе любуются макетами, обмениваются впечатлениями. Можно предложить детям вместе с родителями сфотографировать альпийские горки в детском саду, на даче или на приусадебном участке.

Педагог. Дети все ли точки на карте мы обошли, все ли блоки мы применили?Какие точки мы не посетили?

Дети. Цветочная мозаика. Там растут красивые цветы.

Удивительный кустарник- это шиповник, муравьиная семья, старый пень, птичий город, лягушкино озеро, сказочный огород, яблоня – матушка, уголок нетронутой природы.

Воспитатель: молодцы ребята.

[a]Сократить актуальность до пары маленьких абзацов

[b]Расписать каждую игру, в приложении пару вариантов, можно фото как дети играют

[c]Картинки отдельным файлом с названием рис.1 «…», рис.2 «…» и т.д.

[d]Подробно описать деятельность с детьми, систему работы

[e]Правильно оформить конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста"

В стендовом докладе представлен материал по использованию интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

Удобная подборка дидактических игр, которые необходимы для работы с детьми для развития экологических представлений....

"Логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера"

quot;Логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера"...

Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша и счетных палочек по сказке "Курочка - Ряба"

КонспектНОД с использованием логических блоков Дьенеша и счетных палочек по сказке "Курочка Ряба"...

Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада в...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера"

Консультация для родителей"Логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера"...