Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Звёздочки

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе

Тема«Экологические пирамиды»

Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».

Задачи:

-формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;

- воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.

Ход занятия:

I Вводная часть.

-Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.

-А теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.

1. Загадка:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

-Догадались? Конечно это - лес. Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».

Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

II Основная часть (беседа по вопросам, загадки)

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

-Дети: Тепло, свет.

-Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

-Дети: Солнце.

-Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

-Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

-Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

-Дети: Насекомых.

-Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

-Дети: Птицы.

-Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

-А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк).

***

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

***

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц).

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

-Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

-Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

-Воспитатель: А если убрать насекомых?

-Дети: Некому будет опылять растения.

-Воспитатель: А если убрать растения?

-Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

-Воспитатель: Хотим мы этого?

-Дети: Нет.

2. Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные(Хищники и травоядные). – Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида : трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида : один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.

Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

3. Физкультминутка «Старик – Лесовик» :

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания,

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»,

Застилал свою кроватку («застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища,

И уселся на тропинку (садятся).

4. Упражнение «экологическая цепочка».

-Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочкуиспользуя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.

(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

5. Игра «Живая пирамида»

-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.

III Заключительная часть.

-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Воспитатель показывает знаки, на которых изображены правила поведения в лесу. Дети формулируют правила по картинкам.

А закончим сегодняшнюю беседу прослушиванием стихотворения

Я. Аким «Береги свою планету» :

«Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_pdd.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн – ринг для детей подготовительной группы

«Дорожная мозаика»!

Цель: формирование основ дорожной безопасности у дошкольников.

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, об опасных дорожных ситуациях; закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков; закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх.

Развивающие задачи:

Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении заданий, логическое мышление; развивать умение работать в командах; развивать речь – доказательство.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им; воспитывать культуру поведения на дорогах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Коррекционные задачи:

Учить сравнивать, выделять главное, существенное; развивать мелкую моторику рук; развивать устойчивое внимание; совершенствовать слуховое восприятие; расширять активный словарь; координировать движения с речью.

Предварительная работа: беседы, чтение рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения, разбор и разыгрывание опасных дорожных ситуаций, минутки безопасности.

Материалы и оборудование:

Конверты с заданиями, карточки с загадками, колокольчики, фишки, тарелочки для фишек, дорожные знаки – 16 шт., разрезные картинки машин – 16 шт., три круга: красный, желтый, зеленый, презентация, вопросы, загадки, стихи о правилах дорожного движения, светофор, призы - машинки со световозвращающей полоской.

Ход

1 Ведущий:

«Здравствуйте, уважаемые ребята!  Сейчас вы ходите в детский сад с папами и с мамами, а скоро вы пойдете в школу и будете ходить самостоятельно. По улицам и дорогам движется много машин, и переходить улицы в неположенных местах, где захочется, опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок. На самом деле все движения на улице происходит по строгим правилам — правилам дорожного движения. 

А вы знаете правила дорожного движения?

А вот это мы сейчас проверим.

2 Ведущий:

- В зал приглашается команда «Пешеходы»

- В зал приглашается команда «Водители»

- Дети, каждый день с нами происходят важные превращения! Вот, например, дома вы – дочки и сыночки, в детском саду – дети, а когда выходите на улицу становитесь (кем?) пешеходами, садитесь в транспорт – превращаетесь (в кого?) в пассажиров. Каждый из нас, выходя на улицу, становится участником дорожного движения. А кто такие участники дорожного движения? Это пешеходы, пассажиры и водители, которые должны знать и строго выполнять (что?) правила дорожного движения!

- Итак, начинаем брейн-ринг «Дорожная мозаика»!

1 Ведущий: 

- Приветствие жюри: инспектор по безопасности дорожного движения и родители групп.

- Условия для детей:

«Знаешь ответ, не кричи, в колокольчик позвони»

«За правильный ответ фишку получи»

2 Ведущий:

Игра «Отгадай загадку»

Загадка для команды «Пешеходы»

«Полосатая лошадка

Вам подскажет на пути,

Где дорогу перейти» (пешеходный переход)

Вопрос: какие еще пешеходные переходы вы знаете?

(надземный и подземный пешеходные переходы)

Загадка для команды «Водители»

«По обочине дороги,

Как солдатики стоят,

И мы строго выполняем

Все, что нам они велят» (дорожные знаки)

Вопрос: какие виды дорожных знаков вы знаете?

(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса…)

1 Ведущий:

Игра «Отгадай загадку – найди отгадку» (дорожные знаки – на столах)

«Отгадал загадку, не кричи, в колокольчик позвони»

 «В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!» (Знак «Движение пешеходов запрещено»)

«В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать». (Знак «Место остановки автобуса»)

«Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!» (Знак «Подземный пешеходный переход»)

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь, сгоряча,
Ехать мимо кирпича!» (Знак «Въезд запрещен»)

«Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!» («Знак «Дети»)

«Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!» ( Знак «Пешеходный переход»)

2 Ведущий:

Игра «Собери машину» (разрезные картинки машин – на столах)

«Собрал машину, не кричи, в колокольчик позвони»

1 Ведущий:

Игра-физминутка «Красный, желтый, зеленый»

(я буду показывать вам круги, а вы должны выполнять движения:

красный – стоять, желтый – хлопать, а зеленый – топать)

2 Ведущий:

Игра «Внимание на экран!»

«Знаешь ответ, не кричи, в колокольчик позвони»

Вопрос для команды «Водители»:

- Какой из этих знаков обозначает место, где можно переходить дорогу?

(пешеходная дорожка, пешеходный переход – предупреждающий, пешеходный переход – знак особых предписаний)

Вопрос для команды «Пешеходы»:

- Какой знак запрещает движение пешеходов?

( пешеходная дорожка, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено)

Вопрос для команды «Водители»:

- Какой знак лишний? Почему?

(велосипедная дорожка, движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено; предписывающий знак – запрещающие знаки)

Вопрос для команды «Пешеходы»:

- Какой знак лишний? Почему?

(пешеходный переход, пешеходная дорожка, подземный переход)

1 Ведущий:

Конкурс капитанов «Опасная дорожная ситуация»

Вопрос для капитана команды «Водители»:

- Где ребята поступают правильно?

(играют мячом во дворе – играют мячом на дороге)

Вопрос для капитана команды «Пешеходы»:

- Где ребята поступают правильно?

(мальчик идет по дороге – мальчик идет по пешеходному переходу)

2 Ведущий:

Игра «Найди правильный ответ»

«Знаешь ответ, не кричи, в колокольчик позвони»

Вопрос для команды «Водители»:

- Что может помочь пешеходу стать заметнее на дороге и обеспечить свою безопасность?

(свисток, жилет со световозвращающей полосой, кепка)

Вопрос для команды «Пешеходы»:

- Где должен сидеть ребенок, находясь в автомобиле?

(на скамейке, в кресле, на стуле)

1 Ведущий:

Игра «Да – нет»

(«да» – руки поднимаем, «нет» – вниз опускаем)

Быстрая в городе езда? - Да.
Правила знаешь движения? - Да.
На светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? - Нет.
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? - Да.
Сел в автобус, но не взял билет,
Так поступать полагается? - Нет.
Правила движения выполняем всегда,
Кто согласен со мной, отвечает – Да!

- Жюри подводит итоги.

- Жюри определяет победителей (побеждает дружба).

- Церемония награждения (инспектор вручает детям машинки со световозвращающей полоской).

2 Ведущий:

- Дети, сегодня вы многое узнали,

И знания свои показали.

- Правила движения помните всегда,

Чтоб не случилась с вами беда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»Цель: Расширять представления о том, что Земля — наш общий дом. П...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе: «Путешествие муравьишки».Задачи:• Закреплять представления детей о насекомых, об особенностями...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Весна шагает по планете».

Цель : Формировать у детей представление о характерных признаках весны Задачи:Познание:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;Воспитывать любовь к природе.Ра...

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы". Путешествие в зимний лес....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему"Откуда хлеб пришел?"

В занятии использованы наглядный материал( картины, колоски пшеницы и ржи, черный и белый хлеб, печенье, сушки), загадка, пословицы о хлебе и раздаточный материал (на подносах зерна ржи и пшеницы).Пок...