Технологические карты
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коваленко Анна Григорьевна

Технологические карты по познавательному развитию на сентябрь месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Познавательное развитие

1 неделя

сентября

                   «В нашем детском саду»

Цель: Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках.

Задачи:

- расширить и систематизировать представления о детском саде;

- совершенствовать звукопроизношение — воспроизводить звукоподражания и изо-

лированные звуки;

- совершенствовать общую моторику — умение изображать различные бытовые

и игровые действия;

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр;

- развивать моторную память — умение через некоторое время воспроизвести

самостоятельно пальчиковые позы и движения;

- развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого;

- развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Оборудование:

  1. Новая кукла и коробка для нее;
  2. Предметные картинки – игрушки (мяч, шарик, юла, дудочка, барабан, машинка.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Что же спрятано под платком на столе??

Рассуждения детей

Проблемная ситуация/Мотивация

Мотивация

1.Под платком на столе спрятана новая кукла в коробке.

2.Знакомство с новой куклой.

3.Кукла просит проверить, все ли имена она запомнила: «Между Сережей и Мишей сидит Лена».

1.Рассматривание стола с неизвестным содержимым.

2.Дети знакомятся с куклой, называют свое имя.

3. Дети помогают кукле Тане.

2 мин.

2. Основная часть.

1.Беседа с куклой

1.Покажем и расскажем.

2.В детском саду у ребят много интересных дел, и сейчас они покажут некоторые из них.

–Ребята, давайте сыграем в игру-загадку «Что мы делаем не скажем, что мы делаем, покажем»

3. Кукла делает вывод, что в детском саду у ребят очень много интересных дел, поэтому скучать им не когда.

1.Дети знакомят куклу с группой: «Здесь мы играем», «Это раздевалка» и т.д

2. 2-3 ребенка изображают какое либо действие, которое  загадал воспитатель, остальные отгадывают. («Играем в мяч» - двое детей перекидывают друг другу воображаемый мяч или бьют по нему ногой.).

Дети меняются , и выполняют следующие  действия: рисуем, делаем зарядку, спим, едим, одеваемся, поем, танцуем.

5 мин

2.Наши  игрушки

1. – Таня, у ребят в детском саду много разных игрушек. А вот какие это игрушки, надо отгадать.

Загадываем загадки, одновременно демонстрируя пальчиковые игры к ним.

- Ребята, давайте загадаем загадки Тане, только для этого нужно повторить пальчиковую игру и звукоподражание  к ней.

Отгадай, на чем играю,

Всех ребяток забавляю?

Ду-ду-ду, Ду-ду-ду.

(Дудочка)

Описание пальчиковой игры «Дудочка»: губы вытянуть трубочкой и произносить: «ДУ» ДУ» ДУ»« Полусжатые кулаки расположить один за другим перед ртом в виде дудки. Пальцы обеих рук — указательные, средние, безымянные и мизинцы попеременно приподнимать и опускать, имитируя игру на дудочке.

(по мере того как дети отгадывают загадки, на доску вывешиваются картинки-отгадки)

1. Повторяют пальчиковые игры и отгадывают загадки.

5 мин

3.Физкультминутка

1.Проводит физкультминутку «Детки в садике живут»

1.Выполняют физкультминутку

2 мин

4. В нашем детском саду

1.Педагог читает детям четверостишие О.Высотского

В нашем детском саду—

Песенки и сказки.

В нашем детском саду—

Кубики и краски.

 В нашем детском саду

 Маленькие столики.

В нашем детском саду

Голуби и кролики.

Просит детей самостоятельно рассказать, что еще есть в их любимом детском саду.

Благодарит их от имени куклы Тани за рассказ.

1. Рассказывают о любимых вещах в детском саду.

3 мин

3. Заключительная часть

 

Таня благодарит ребят, за познавательную экскурсию и просит остаться в кукольном уголке с другими игрушками.

1 мин

4. Рефлексия.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках. Составляют описательный рассказ самостоятельно или отвечая на вопросы воспитателя.

Как называется твоя любимая игрушка?

Какая она (по размеру, цвету, из чего сделана)?

Как ты с ней играешь?

2 мин



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Познавательное развитие

2 неделя

сентября

                   «В гостях у Чиполлино»

Цель: Закреплять знания об овощах, о том, где они растут, внешний вид, вкус.

Задачи:

-  закрепляем  названия овощей;

- знакомим со сказкой ДжанниРодари «Чиполлино»;

- расширяем словарь за счет имен существительных (урожай, огород); за счет

прилагательных (гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький)

и глаголов (укрылся, засел, срывать, дергать, подровнять);

- закрепляем употребление предлогов «в» — «из» и «на» — «с»;

- учим составлять рассказ по картинному плану;

- развиваем слуховое внимание — умение подбирать рифмы;

- развиваем зрительное внимание — умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных один на другой контуров овощей;

- развиваем общую и мимическую моторику;

-  развиваем логическое мышление—учим детей отгадывать загадки.

Оборудование:

  1. Аудиозапись сказки Чиполлино;
  2. Рисунок Чиполлино.
  3. Муляжи овощей, поднос, план рассказа об овощах, раскраски овощей, графические рисунки «Наложение контуров овощей»

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Проблемная ситуация/Мотивация

Мотивация

1. «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки».

2.Знакомство с луковым мальчиком.

3.Чипполино приглашает ребят с собой в огород – помогать собирать урожай.

1.Дети встают в одну линию, лицом к педагогу.

2.Дети знакомятся с Чиполлино, называют свое имя.

3. Дети одновременно со словами выполняют соответствующие движения.

2 мин

2. Основная часть.

1.Где растет?

2. Расскажем

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле.

2.Воспитатель, говорит детям что они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказать.

Объясняет, что рассказ составляется по плану ( моделированная пирамида) 5 картинок – символов.

 1-  где растет овощ, в земле или на земле;

2 – какого он цвета;

3 – какой формы;

4 – какой на ощупь; (гладкий, шершавый или колючий).

5 – какой на вкус: сладкий, сочный или горький.

1. Дети берут с подноса по одному овощу и говорят, где он вырос – в земле или на земле, и кладут его в корзинку.

2. Каждый ребенок составляет рассказ о любимом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.

5 мин

2. «Вот корзина овощей – посчитайте их скорей»

1. Воспитатель просит выйти детей  на дорожку и подровнять ножки.

2.Воспитатель дает ребенку, стоящему первым с лева, муляж помидора и говорит: «Один помидор». Просит передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки помидор, «Два помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги.

Следующие овощи дети обыгрываю сами.

1. Дети встают в шеренгу..

2. Дети передают муляж друг другу и одновременно говорят: «один огурец, два огурца....»

3 мин

3.Физкультминутка

1.Проводит физкультминутку «Собираем урожай»

1.Выполняют физкультминутку

2 мин

4. Отгадываем загадки

    Найди и раскрась

1.Воспитатель загадывает загадки про овощи, подобрав рифмы в двустишиях.

Кто в земле укрылся ловко?

Это рыжая...(морковка)

2.Воспитатель выдает каждому ребенку по рисунку «Наложение контуров овощей».  Просит детей найти среди наложенных контуров контур того овоща, о котором он отгадал загадку, и раскрасить его.

В это время пока дети раскрашивают изображения овощей цветными карандашами, воспитатель, включает запись песенки Чиполлино из мультфильма.

1. Дети отгадывают загадки.

2. Дети раскрашивают овощи.

5 мин.

3. Заключительная часть

 

Воспитатель предлагает детям  подарить Чиполлино свои рисунки.

Пусть дети назовут ласково свой подарок. Например: «Я подарю Чиполлино морковочку»

Дети дарят Чиполлино свои рисунки.

1 мин

4. Рефлексия.

Какие все молодцы!

Как много нового мы узнали.

- О каких овощах растущих под землей мы говорили?

- В какие игры мы сегодня играли?

- Что вам больше всего понравилось?

2 мин



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Познавательное развитие

3 неделя

сентября

                   «В саду у Вишенки»

Цель: Формировать представления детей о фруктах, закреплять умения узнавать и различать фрукты, расширять словарный  запас. Дать первоначальное представление о пользе фруктов для здоровья.

Задачи:

- знакомить детей с фруктами;

- расширять словарь детей за счет имен существительных; имен прилагательных  и глаголов;

- формировать умения образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- формировать умения строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по

картинному плану;

- развивать зрительное внимание и конструктивные навыки — умение складывать разрезную картинку из четырех частей, узнавать фрукты по части их изображения;

- знакомить со всеми цветами спектра, а также с белым цветом;

- развивать общую, мимическую и артикуляционную моторику;

- развивать мелкую моторику в процессе работы с аппликацией и при собирании

разрезной картинки;

- развивать логическое мышление — формировать умения детей отгадывать загадки, подбирать сочетание цвета фрукта и фона для него при выполнении аппликации, соотносить форму предмета с геометрической фигурой .

Оборудование:

  1. Герой сказки «Чиполлино» Вишенка (рисунок);
  2. Заготовки для аппликации на тему «Фрукты»: вырезанные из цветной бумаги изображения фруктов и квадратные картонные карточки разного цвета, кисточки и клей.
  3. Разрезные картинки «Фрукты».
  4. План рассказа о «Фруктах» (ступенчатая лесенка).
  5. Муляжи фруктов, корзина.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Проблемная ситуация/Мотивация

Мотивация

 1. «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки».

2.Знакомство с мальчиком Вишенкой, другом Чиполлино.

3. Вишенка пришел к нам за помощью. Он приглашает собрать урожай, но не в огороде, а в саду – там, где растут сладкие, сочные, ароматные фрукты.

1.Рассматривание стола с неизвестным содержимым.

2.Дети знакомятся с Вишенкой.

2 мин

2. Основная часть.

1.Отгадаем загадки.

2. Сложим картинки

1.Воспитатель от имени Вишенки загадывает загадки детям.

2.Воспитатель сообщает ребятам, что Вишенка предлагает им собрать из частей те фрукты, о которых только что прозвучали загадки.

1.Дети отгадывают загадки.

2. Каждый ребенок складывает изображения разных фруктов из частей.

Дети меняются, и выполняют следующие  действия: рисуем, делаем зарядку, спим, едим, одеваемся, поем, танцуем.

3 мин

3.В саду

4. Кто что любит?

1.Воспитатель от имени Вишенки приглашает детей в сад собрать урожай фруктов.

2. Воспитатель рассказывает где растут фрукты, на чем растут и  как их нужно правильно срывать. Проводит упражнение образуя разные формы слов: слива-сливы-слив.

3. После упражнения воспитатель предлагает детям сесть за стол.

1. Воспитатель хвалит детей за то, что они собрали в саду так много фруктов и помогли Вишенке.

2. Воспитатель просит назвать каждого ребенка фрукты, которые ему больше всего нравятся.

1. Дети выходят из -за стола, становятся в шеренгу.

2. Дети называют фрукты и показывают как их нужно срывать с дерева в саду.

3. Дети садятся за стол.

1. Дети отвечают какие у них любимые фрукты.

5 мин

3.Физкультминутка

1.Проводит физкультминутку «Мы кусочек откусили»

1.Выполняют физкультминутку

2 мин

4. Мы расскажем

1. Воспитатель, говорит детям что они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать.

Объясняет, что рассказ составляется по плану ( моделированная пирамида) 6 картинок – символов.

 1-  какого цвета фрукт;

2 – какой формы;

3 – какой величины;

4 – какой на ощупь; (гладкий, шершавый или колючий).

5 – какой на вкус;  (сладкий, кислый)

6. имеет ли запах (ароматный или нет).

1. Дети по очереди берут из корзины муляж любимого фрукта и рассказывают о нем.

5 мин

3. Заключительная часть

 

Вишенка благодарит ребят за помощь.

1 мин

4. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня?

О чем говорили?

В какую игру играли?

2 мин



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Познавательное развитие

4 неделя

сентября

                   «Осенняя картина»

Цель: Формирование представлений об осени.

Задачи:

- систематизировать представления о временах года, знакомим с признаками осени, названиями осенних месяцев;

- закладывать основы экологического воспитания;

- активизировать наблюдательность;

- расширять словарь детей за счет глаголов

- формировать умения составлять коллективный рассказ по картине;

- развивать моторную память, слуховое и зрительное внимание, память;

- развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением;

- развивать логическое мышление — умение отгадывать загадки.

Оснащение:

  1. Пособие - часы «Времена года»
  2. Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;
  3. Демонстрационные картинки «Осень»
  4. «Осенний букет»
  5. Цветные карандаши; контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Рассуждения детей

Проблемная ситуация/Мотивация

Мотивация

1.Включает запись музыки П.И.Чайковского «Времена года» и читает под нее стихотворение.

2. Спрашивает, о каком времени года музыка.

1.Слушают стихотворение и рассказывают какое настроение им навеяла эта музыка.

2 мин

2. Основная часть.

1.Времена года

1. Демонстрирует детям смену времен  года на пособии - часах «Времена года».

Задает вопросы:

Может ли быть, чтобы после лета сразу наступила зима или после осени снова пришло лето?

Воспитатель просит продолжить последовательность времен года, продолжая с того сезона, который он назовет.

2. Показывает детям картинку «Осень» и предлагает вместе придумать по ней рассказ.

Просит малышей продолжить начатые им фразы. «Наступила осень» (обводит указкой все картину), продолжая рассказ воспитатель произносит только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующие изображение ( завяли....цветы)  

3. Предлагает детям повторить рассказ самостоятельно.

1.Называют то время года, на которое указывает стрелка. Повторяют название осенних месяцев.

2.Продолжают начатые фразы воспитателя.

3. Самостоятельно пересказывают рассказ.

4 мин

2. Расскажем и покажем

1. Предлагает детям не только рассказать, но и показать осень.

- «Выйдете на лужок, станьте в кружок»

Воспитатель вместе с детьми становится в круг  и читает рифмовку об осени, одновременно выполняя соответствующие движения.

1. Встают в круг, и вслед за воспитателем повторяют слова и движения.

2 мин

3.Физкультминутка

1.Проводит физкультминутку «Осень, осень листопад»

1.Выполняют физкультминутку

2 мин

4. Звуки осени

5. Осенний букет

6. Сосчитаем листочки

1. Предлагает детям послушать и запомнить звуки осени, а заодно и показать их жестами.

(произносит звук [с] и говорит, что так дует осенний ветер, изображает ветер: руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой) и т.д.

- Произносит звук [ш], так шелестят листья под ногами (делает несколько шагов на месте).

2. После выполненного упражнения предлагает детям сесть за стол.

1. Показывает детям картинку осенний букет»

-Чтобы Вы не очень грустили, я хочу  подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите какой он красивый, яркий.

- Вот березовая веточка, а на ней березовые листочки.

- Вот кленовая ветка, а на ней кокай листочек?

И т.д.

1. Просит детей сосчитать листочки на ветках (3 березовых, 5 дубовых, 1 кленовый, 4 осиновых, 2 липовых листочка)

2. Спрашивает, на какой  ветке больше всего листьев, а на какой меньше.

3. Обращает внимание детей, что на одной веточке нет ни одного листочка , но зато есть гроздь ягод. Спрашивает, что это за ягоды и как можно назвать ветку (рябиновая).

1. Сопоставляют звуки с движениями.

2. Садятся за столы.

1. Отвечают на вопросы воспитателя.

1. Считают листочки, отвечаю на вопросы воспитателя.

7 мин

3. Заключительная часть

 

Молодцы ребята, вы очень старались, поэтому я дарю вам  осенние листочки, которые вы сможете раскрасить дома.

1 мин

4. Рефлексия.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Может ли после осени наступить лето?

- Что вы для себя узнали нового?

- Какие осенние месяцы вы запомнили?

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...