Конспект экскурсии "На помощь Сове"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Анатольевна Ширяева

 продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке; за пределами детского сада,закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4 – 5 видов); познакомить детей с лекарственным растением «подорожник» и ввести это слово в активный словарь; формировать навыки поведения в парке; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект экскурсии31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

(экскурсия в парк весной)

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«На помощь Сове»

Воспитатель: Ширяева Л.А.

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

Г. Лихославль

2021 г

Цели: продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке; за пределами детского сада,закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4 – 5 видов); познакомить детей с лекарственным растением «подорожник» и ввести это слово в активный словарь; формировать навыки поведения в парке; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

Словарная работа:  береза, подорожник,  лекарственные травы.

Предварительная работа: беседы на НОД по экологии. Наблюдение во время прогулок. Дидактические игры: «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описаниям». Разучивание стихов о деревьях И. Токмаковой и П. Воронько.

Экологическая игра «Узнай правило».

Организация : Экскурсия проводится на открытом воздухе, в теплое время года, в первую половину дня.

Материалы: игрушка сорока, Сова, телеграмма,  загадка о сове, карта – схема движения, стихи о деревьях. В лесу домик совы, на деревьях развешаны знаки – правила поведения в лесу, атрибуты для подвижных и дидактических игр, чемоданчик для лекарственных трав, восковые мелки, листы бумаги для зарисовок, лупы.

Воспитатель собирает детей на участке и задает вопросы.

- Дети, какое сейчас время года? (Весна.)

-Какой сейчас месяц? (Май)

- Расскажите, какая сегодня погода? (Теплая, небо голубое, чистое, солнце светит и т. д.)

- Затем воспитатель меняет тембр голоса и загадочным голосом сообщает, что на участке есть гость. Предлагает детям посмотреть на кормущку – там сидит сорока, а в клюве у нее заказное письмо(телеграмма и схема-карта)  Это приглашение, а от кого – нужно отгадать.

Угадайте, что за птица?

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это… (сова).

Воспитатель. Дети, нас пригласила к себе в гости Мудрая Сова. Она просит помочь ей подготовить парк к приходу лета, убрать мусор в лесу и принести ей лекарственной травы для лечения пораненной лапки. Чтобы мы не заблудились, Сова указала нам волшебными стрелочками тропинку на карте.

Вы готовы отправиться на помощь к Сове?  

Дети-(Да)

Возьмем с собой чемоданчик с аптечкой, чтобы положить туда лечебную траву, и если кто – то из нас вдруг поранится, можно будет полечиться.

Дети выходят с участка и находят подорожник. (Почему он так называется, потому что растёт вдоль дороги)

А какие лекарственные растения вы знаете?  мята, мать – и – мачеха, календула, тысячелистник, ромашка. Но одну из этих трав, дети, вы хорошо знаете. Ею лечат порезы, мозоли, царапины, она растет возле дороги. Как она называется?

Дети. Подорожник.

Воспитатель. Мудрой Сове нужна как раз такая травка. Давайте попросим, чтобы подорожник дал один листочек.

Дети. Подорожник, дай нам один листочек для Совы.

Воспитатель срезает подорожник.

Подорожник срезали, положили в чемоданчик. Можно отправляться в путь.

Дети строятся парами, выходят за территорию детского сада.

Воспитатель предлагает проговорить правила дорожного движения.

Воспитатель: Я вас попрошу быть очень внимательными и наблюдательными. Смотрите и наблюдайте , что увидите…., а когда вернёмся в д/с я выберу самого внимательного и мы узнаем, кто же у нас настоящий юный эколог.

Воспитатель. А стрелочка зовет нас дальше и указывает на дерево, с которым нас просила поздороваться Мудрая Сова. Как оно называется?

Дети. Береза.

Воспитатель. Наша белоствольная красавица березка нравится всем, это дерево – символ нашей Родины. Послушаем про нее стихотворение И. Токмаковой «Березка».

Подготовленный ребенок читает стихотворение

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявая пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косички.

Воспитатель. Стрелочка ведет нас дальше и указывает еще на одно дерево. Подойдем поближе к нему. Как называется это дерево?

Дети. Липа. Здравствуй липка, а еще ее называют «сладкое дерево». Как вы думаете почему?

Дети. Потому что, когда липа зацветает, вокруг нее летают пчелки и собирают нектар для меда.

Воспитатель. Красивое дерево липа.

Дети прощаются с липой.

Дети посмотрите -Водоём. Пруд вокруг пруда растёт много камышей. А ещё около пруда растёт дерево- Ива

Клён

Дуб

Рябина

(Обращать внимание детей на всё, что окружает: цветы, кустарники, деревья, трава, цветы садовые, в огородах зацветает вишня)

Дети. Переход через проезжую часть

Воспитатель. Куда мы свами пришли7 Правильно. (В парк)

Воспитатель. Давайте поздороваемся с парком.

Давайте вспомним правила поведения в парке (Нельзя шуметь, рвать цветы, ломать деревья, разорять птичьи гнёзда, мусорить.)

Воспитатель с детьми встречают сову.

Сова. Здравствуйте дети, я вас очень ждала к себе в гости. Получили ли вы мою телеграмму?

Воспитатель. Получили, Мудрая Сова, все выполнили, о чем ты нас просила, и принесли, лекарственной травки, чтобы ты полечила свою лапку.

Сова. Да, приключилась со мной беда: решила я подготовить парк к приходу лета, стала убирать сухие ветки и поранилась. Прослышала я про волшебную травку, которая лечит ранки, и решила попросить, чтобы вы ее принесли. Только забыла, как она называется.

Воспитатель. Дети, напомните Сове, как называется волшебная травка.

Дети. Подорожник.

Воспитатель. Давайте, Сова, полечим твою лапку!

Дети прикладывают к лапке Совы лист подорожника и перевязывают бинтом.

Сова. Спасибо мне сразу стало легче. А сейчас приглашаю вас к себе в парк, на мою  полянку.

Воспитатель:А давайте послушаем послушаем, какие звуки нас окружает?Послушайте их… Что вы услышали?

Дети: Пенние птиц.  Какие изменения происходят в жизни птиц весной? А как птицы помогают парку?

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы откладывать яйца и выводить птенцов.)Воспитатель. А какие еще птицы прилетели из теплых краев?

Дети. Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, лебеди, соловьи, кукушка.

Воспитатель. Этих птиц называют перелетными, потому что они весной прилетают к нам, а осенью улетают в теплые края. Птицы очень заботливые, они строят гнезда, а затем выводят птенцов и учат их летать.

 А теперь послушаем стихотворение В. Туманского «Птичка».

Подготовленный ребенок читает стихотворение

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках

То пушок в носу несет,

Птичка домик сделать хочет

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

В начале маяптицы  строят гнезда . А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель: Стрелочка указывает путь прямо.

Сова. Посмотрите, какие большие деревья в моем парке. А вы знаете, как они называются?

Дети. Да! Это дуб, это тополь. Это клен, береза, сосна.

Дети, посмотрите, сова приготовила нам  конверт.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В конверте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, клена, дуба, липы.

Воспитатель: Сова предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании.

(Раз, два , три к берёзе беги)

Воспитатель предлагает детям сделать зарисовки коры. (Приложить к стволу лист бумаги и зарисовать с помощью восковых мелков)

Воспитатель: Стрелочка указывает путь дальше.

Ну вот, мы и пришли на мою полянку.

Сова. Молодцы, дети, вы знаете все деревья! А как вести себя в парке, вы знаете?

Дети. Нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда, брать домой диких животных, рвать много цветов и особенно редкие цветы, ломать деревья рубить их топором без разрешения лесника, разрушать муравейники.

Сова. Ну, спасибо, вы умеете вести себя в парке.

Воспитатель: Стрелочка указывает путь дальше

Сова: Ну вот мы и пришли на поляну.

Сова приготовила для нас загадки.

Воспитатель. Я загадаю загадки, узнайте, о ком они.

А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют? (
бабочки)

В темноте летает кто-то,
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский... (
Жук)

Каких бабочек и жуков вы знаете?

Что у них общего и чем они различаются?

Ответы детей.

Воспитатель. О каком насекомом можно сказать жесткокрылое? (жук)

Предложить понаблюдать за полётом бабочки, жука. Куда летит, на что садится?

Воспитатель: стрелочка указывает путь обратно.

Игра с мячом«Что я вижу?»(деревья, цветы, насекомые)

Воспитатель: Стрелка указывает движение прямо

Сова:А сейчас я вас приглашаю на игровую площадку, хочу поиграть в мою любимую игру «Совушка – сова».

Проводится игра.П/и : «Совушка»(проговорить правила игры)

Сова: А сейчас помогите здесь прибраться, иначе мне несправиться одной. Вот у меня и пакет для мусора приготовлен.

Дети собирают мусор (пластиковые бутылки, фантики и др.) и складывают в большой пакет.

Молодцы, детки! Как хорошо чисто стало в парке.

Хорошо мы с вами поиграли, вы все мои задания выполнили: и деревья знаете, лекарственную травку мне доставили, ловкость свою показали, парк мой очистили от мусора и правила поведения в парке хорошо знаете.

Воспитатель и дети. До свидания, Мудрая Сова. Жди нас еще в гости.

Попрощаемся с парком и оставим всем, кто придет сюда гулять, правила друзей парка (таблички с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).

Мы возвращаемся в детский сад. А в группе вы нарисуете рисунки на тему: «Парк весной».

Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.

Ива

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?


Тополиный белый пух 
мягкий и воздушный.
Он порхает и летит 
в нос, глаза и уши.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Клён кудрявый посажу
У себя в садочке.
С мамой, папой посижу
В жаркий день в тенёчке.

На пруду лягушки -
Милые квакушки.
На кувшиночке сидят,
Разговоры говорят.

Самоанализ экскурсии

Пред проведением экскурсии поставила перед собой задачи:

Цели:

-создание условий для формирования у детей экологическойкультуры.

- продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке,за пределами сада. за пределами детского сада,

- закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4 – 5 видов);

- познакомить детей с лекарственным растением «подорожник» и ввести это слово в активный словарь;

- формировать навыки поведения в парке;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

- формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой

- учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

- Воспитание сочувствия к птицам.

Задачи:

  • Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир,развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели.
  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни  птиц весной.
  • Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.
  • Развивать связную речь.

Предварительная работа: 

  • наблюдение за птицами;
  • наблюдение за погодой;
  • рассматривание деревьев и кустарников, растущих на участке;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;
  • беседы о насекомых;
  • беседы о здоровом образе жизни;
  • беседы о лекарственных травах;

Материалы: игрушка сорока, Сова, телеграмма,  загадка о сове, карта – схема движения, стихи о деревьях. В лесу домик совы, на деревьях развешаны знаки – правила поведения в лесу, атрибуты для подвижных и дидактических игр, чемоданчик для лекарственных трав, восковые мелки, листы бумаги для зарисовок, лупы.

Основная часть мероприятия была направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников. На каждый момент были подобраны соответствующие материалы и оборудование, которые стимулировали и активизировали деятельность детей.

На экскурсии были использованы следующие методы и приёмы:

• Словесные (чтений стихотворенияй,загадывание загадок, наводящие вопросы,  проговаривание вслух правил поведения в природе, похвала, поощрения)

• Наглядные (показ картинок «Деревья»)

 • Практические (рассматривание через лупу коры деревьев, зарисовка).

Цель сообщила сама при игровой мотивации. Поддержать мотивацию деятельности удалось. Дети были заинтересованы, активны на протяжении всей экскурсии. У детей был вызван познавательный интерес.

Детская цель была чётко сформулирована. Привлекательна для детей. Дети чётко поняли, что должно стать результатом экскурсии.

Опиралась на опыт и знания детей.Детям была предоставлена разнообразная возможность средств и способов деятельности, были выстроены партнерские отношения.

Мне удалось занять патнёрскую позицию по отношению к детям.

На экскурсии имело место диалога и монолога.

Экскурсия соответствовала поставленным целям и задачам.

Дети самостоятельно смогли выполнить зарисовки коры деревьев, рассмотреть кору через лупу. В ходе самостоятельной деятельности дети тесно взаимодействовали друг с другом.

Я считаю , что во время проведения экскурсии был достигнут успех и психологический комфорт

ТЕЛЕГРАММА

Программное содержание:

1. Познавательные задачи:

· закреплять умения детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи;

· систематизировать знания детей о весне;

· уточнить представления детей о насекомых.

2. Развивающие задачи:

· развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

· закреплять умение действовать с указанием взрослого;

· развивать уверенность, активность, инициативность;

· развивать коммуникативные способности.

3. Воспитывающие задачи:

· воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

· воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

4. Речевые задачи:

· продолжать способствовать развитию связанной речи детей;

· продолжать совершенствовать речь детей, обогащать активный словарь.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий).
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать парк чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий).
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать парк чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

 Задачи:

 - развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать;

- формировать навыки правильного поведения в природе;

- воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий).
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать парк чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Помощь Весне и лесным жителям" в старшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:  «Коммуникация» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте); «Познание» (формирование элементарных математиче...

конспект занятия "Помощь клоуну Федечке"

разработка учебного занятия подготовительной группы...

Конспект НОД «Помощь водяному»

Конспект НОД о природе, и о том как дети оставили добрый  след после себя...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе Конспект НОД «Помощь фиксикам»

Цель: Познакомить детей с разнообразием жидкости, их свойствами и особенностями.Формирующая:Формировать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности. Формировать умение делать ...

конспект НОД "Совушка-сова"

Цели:Расширить представления детей о лесной птице-сове, об осо­бенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креати...

Конспект занятия «Помощь здоровячкам»

Программные задачи:·         Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека о здоровых и вредных продуктах·...

конспект экскурсии "На помощь Сове"

продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке; за пределами детского сада,закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4 – 5 видо...